Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

В саггитарной плоскости (в профиль) выделяют такие виды осанки:

А. нормальная осанка

Б. осанка с круглой или сутулой  спиной

В. осанка с плоской спиной

Г. осанка с плоско-вогнутой спиной

Д.  осанка с кругло-вогнутой спиной

Итак, нормальная осанка — это идеал, на который мы ориентируемся и  к которому стремимся. В каком-то из учебников видел статистику, что  нормальная осанка встречается у 5% людей, надеюсь, что с помощью этого блога их станет больше  . Она характеризуется наличием всех изгибов позвоночника, ровным положением головы.

Сутулая осанка или круглая спина  настолько часто встречается, что, кажется, это и есть норма для  многих людей. Для нее характерен чрезмерный прогиб в грудном отделе позвоночника (кифоз) и, как следствие, выдвинутая вперед голова и уменьшение, а то и полное отсутствие изгиба в пояснице.

При плоской спине практически  полностью отсутствуют изгибы позвоночника, грудная клетка смещена вперед.

Плоско-вогнутая спина — это  разновидность плоской спины, отличие  в том, что имеется избыточный прогиб в пояснице и, как результат, попа выпячена.

Кругло-вогнутая спина по распространенности может соревноваться с сутулостью. Для этого типа характерен избыточный прогиб в пояснице и грудном отделе. Грудь отклонена назад и при  этом нижний край грудной клетки выступает  вперед.

Причины нарушения  осанки у детей.

Нарушение (снижение) двигательной активности. Гиподинамия — бич нашего времени. Снижение физической нагрузки приводит к ослаблению мышц позвоночника и тела в целом. Ослабленные мышцы не способны к поддержанию правильного положения тела в пространстве, что провоцирует появление нарушений осанки.

Нарушения питания. Недостаток минеральных и органических веществ, возникающий при несбалансированном питании, негативно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата. Основной проблемой в питании современных детей является отсутствие в рационе достаточного количества солей кальция, отвечающих за развитие костей и связок. Все это приводит к поражению связочного аппарата позвоночника и, как следствие, к развитию нарушений осанки.

Нарушение организации  рабочего пространства школьника. В развитии осанки большую роль играет степень выраженности кифоза и лордоза, их отношение друг к другу. При длительных занятиях (приготовление уроков, рисование, работа на компьютере) в условиях, далеких от идеальных (слишком высокий стул или стол, снижение зрения, недостаток рабочего пространства на письменном столе и др.), осанка значительно ухудшается и этот статический стереотип со временем закрепляется. Появляется выраженная недостаточность околопозвоночных мышц или их дисбаланс. Так формируется неправильная осанка.

Нарушение режима труда  и отдыха школьников и подростков. Повышение школьных нагрузок в последнее время лежит в основе увеличения количества детей, имеющих нарушения осанки. Основной позой во время школьной деятельности является длительное сидячее положение, что способствует развитию неправильных типов осанок.

Профилактика  развития нарушений осанки и сколиозов  должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в  положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция  обуви: устранение функционального  укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация  дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими  упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в  кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной  нагрузкой на позвоночник при  ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

 

 

7.Понятие о сколиозе, плоскостопии. Профилактика плоскостопия  у детей.

Сколиоз позвоночника (scoliosis – лат., σκολιός – греч.) представляет собой стойкое боковое С-образное или S-образное искривление позвоночника, которое обычно развивается в детском возрасте.

К основным симптомам сколиоза, требующим  лечения, относятся асимметричность  тела (локтевых сгибов, ягодиц, плеч, лопаток), боли в грудной клетке, лопатках, пояснице, головные боли, нарушение  походки, ограниченная подвижность  позвоночника.

В зависимости от локализации выделяют следующие виды сколиоза:

1. Торакальный сколиоз, или грудной  сколиоз означает искривление  позвоночника в грудном отделе, обычно правостороннее.

Грудной сколиоз вызывает значительную деформацию тела с выраженным изменением фигуры и особенно опасен тем, что  вызывает нарушение дыхания и  работы сердечно-сосудистой системы.

2. Люмбальный сколиоз характеризуется искривлением в поясничном отделе позвоночника, чаще левосторонним.

Этот вид сколиоза обычно сопровождается быстрым развитием остеохондроза  с болевым синдромом.

3. Тораколюмбальный сколиоз означает искривление позвоночника в месте грудопоясничного перехода. При правостороннем искривлении его проявления сходны с грудным сколиозом, а при левостороннем – с поясничным сколиозом.

4. Комбинированный сколиоз характеризуется  двойным S-образным искривлением  позвоночника.

Относительно редкой формой сколиоза является пояснично-крестцовый сколиоз.

Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При плоскостопии нарушается опорная  функция нижних конечностей, ухудшается их крово¬снабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к наруше¬нию осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, об¬щая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, разви¬вается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе  обувь снашивается обыч¬но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются  умеренные упражнения для мышц, ног  и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

 

8. ВНД. Значение работ  И.М. Сеченова и И.П. Павлова  в развитии учения о ВНД.

Высшая нервная  деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. В работе русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые была высказана мысль о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью головного мозга. Эта идея была экспериментально подтверждена и развита академиком И. П. Павловым, который по праву является создателем учения о высшей нервной деятельности. Ее основой являются условные рефлексы.

Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники  учения о высшей нервной деятельности. Методы  изучения высшей нервной  деятельности.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Отличия  условных и  безусловных рефлексов. Классификация  рефлексов. Возрастные особенности  условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и  устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный  рефлекс. Подражательный рефлекс и  их изменения с  возрастом. Роль  пищевого  исследовательского и  игрового поведения в выработке  условных связей.

Торможение условных рефлексов. Безусловное  торможение  (индукционное, запредельное) и особенности  его проявления у школьников. Охранительный характер торможения. Условное торможение. Виды условного торможения. Особенности  условного торможения у детей. Выработка  условного торможения у детей - физиологическая  основа воспитания. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Условные рефлексы высшего порядка .

Интегративная деятельность мозга  как результат динамического  взаимодействия различных нервных  центров (системная организация  деятельности мозга). Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. Основные  закономерности системной организации функций центральной нервной системы в процессе индивидуального развития.

Интегративные процессы в центральной  нервной системе как основа психических  функций. Нейрофизиологические механизмы  восприятия и внимания. Мотивация, эмоции  и поведенческие реакции. Роль различных  отделов мозга в их осуществлении . Роль эмоций в воспитании и обучении.

Образование и длительное хранение условных связей - основа обучения и  памяти. Краткосрочная и долгосрочная память, особенности их в раннем возрасте.

Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение  в управлении  познавательной  деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.

Динамический стереотип как  основа привычек и навыков, как физиологическая  основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания .

Время появления условных рефлексов  на  речевые  раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и  моторных механизмов речи. Значение речевых  стереотипов  для  развития речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Типы высшей  нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении  идивидуального  подхода к учащимся.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным показателям организма детей  и подростков.

Критерии готовности к систематическому обучению.

Нейрофизиологические механизмы  сна и бодрствования. Гигиена  сна.

 

 

9.Динамический стереотип.  Принцип доминанты. Возрастные  особенности формирования. Значение в процессе обучения и воспитания детей.

В основе обучения лежат 2 физиологических явления.

  1. Формирование динамического стереотипа
  2. Доминанта

Динамический стереотип – зафиксированная  система из условных и безусловных  рефлексов, объединенных в единый комплекс, который образуется под влиянием стереотипно повторяющихся изменений  и воздействий окружающей среды.

В основе поведения лежат не отдельно сформировавшиеся рефлексы, а динамические стереотипы.

Доминанта – стойкий очаг возбуждения в ЦНС, который формирует поведение человека в данный момент времени.

Свойства доминант – подавляют все остальные очаги возбуждения, притягивают на себя возбуждение из других участков ЦНС и тем самым определяют поведение.

Для существования доминанты обучения должны быть удовлетворены физиологические  доминанты.

По определению самого автора учения о доминанте А.А. Ухтомского, доминанта  – это «временно господствующий очаг возбуждения в центральной  нервной системе, создающий скрытую  готовность организма к определённой деятельности при одновременном  торможении других рефлекторных актов».

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"