Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Профилактика: не грузите детей  сверх меры домашними и дополнительными  занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом  дня.

 

 

 

 

 группы здоровья:

группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие  внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению  патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой  клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью  к острым хроническим заболеваниям;

группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными  пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными  возможностями;

группа здоровья IV – дети, имеющие  значительные отклонения в состоянии  здоровья постоянного (хронические  заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

группа здоровья V – дети, больные  хроническими заболеваниями в состоянии  декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

 

4.Физическое развитие  как показатель  состояния здоровья. Методы оценки. Понятие об акселерации и децелерации.

Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.

На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-гео­графических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень фи­зического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Основными признаками физического  развития являются:

1.  Антропометрические, т.е. основанные  на изменении размеров тела  скелета  человека и включающие:

а)  соматометрические - размеры тела и его частей;

б)  остеометрические - размеры скелета и его частей;

в)  краниометрические - размеры  черепа.

2.  Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.

К антропоскопическим признакам относятся:  развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т. е. признаки, которые оп­ределяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Изучение физического развития включают в себя:

1) изучение физического развития  и его закономерностей в различных  возрастно-половых группах населения  и сдвигов за определенные  промежутки времени; 

2) динамическое наблюдение за  физическим развитием и здоровьем  в одних и тех же коллективах; 

3) разработку мер региональных  возрастно-половых стандартов для  индивидуальной и групповой оценки  физического развития детей; 

4) оценку эффективности оздоровительных  мероприятий.

У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются  генерализирующий и индивидуализирующий  методы наблюдения.

Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке  получают средние данные физического  развития на определенный момент, характеризующие  данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей  физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Метод антропометрических стандартов.

показатели физического развития обследуемого сопоставляются со стандартными для аналогичной группы лиц (по полу, возрасту, профессии, месту проживания), находят разницу в показателях и выражают ее в сигмалъных отклонениях от стандарта и по этим данным строят антропометрический профиль.

Общепринятых стандартов физического  развития не существует. Различные  условия жизни в различных  климато - географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития.

Оценка физического развития методом  индексов.

 На основании данных физического  развития методом стандартов  и индексов делают обобщенное  заключение о физическом развитии  испытуемого и дают соответствующие  рекомендации по его совершенствованию.  Для уточнения особенностей телосложения  определяют состав тела и его  удельный вес.

Акселерация - это ускоренное биологическое  развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития.

 Подобные изменения начали  регистрироваться еще 100-150 лет  назад. С тех пор, как в  практику медицинских обследований  были введены антропометрические  измерения, стали замечать, что  от десятилетия к десятилетию  рост детей увеличивается и  половое созревание наступает  в более раннем возрасте. Это  явление получило название акселерации  (от латинского слова ассеlеrаtiо - ускорение). Подрастающее поколение как бы соревнуется между собой, кто быстрее совершит свой путь от рождения до статуса взрослого человека.

Причины акселерации:

- миграция населения; 

- смешанные браки; 

- сменившиеся биологические ритмы  жизни; 

- изменение особенностей питания  (если сравнить потребление мяса  в различные периоды, то можно  увидеть следующее: в 1812 году  на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в  1980 году - 50-60 кг);

- гипервитаминозы (избыточное  поступление в организм витаминов  и ускорение биохимических процессов);

- сменившийся температурный режим  в жилых помещениях (центральное  отопление поддерживает постоянную  температуру воздуха в помещении);

- урбанизация - достижения цивилизации,  такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое - являются раздражителями для  нервной системы, поддерживая  возбуждение в ней, и стимулируют  рост и развитие;

- наследственные механизмы.

Децелерация - процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.

 Ни одна из гипотез причин  акселерации в отдельности не  может объяснить эпохальные сдвиги  в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так  же как и намечающаяся в  настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.

 За последние 20 лет стали  регистрироваться следующие изменения  физического развития всех слоев  населения и всех возрастных  групп: уменьшилась окружность  грудной клетки, резко снизилась  мышечная сила. Но имеются две  крайние тенденции в изменении  массы тела: недостаточная, ведущая  к гипотрофии и дистрофии; и  избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как  негативное явление. 

Причины децелерации:

-экологический фактор;

-генные мутации; 

-ухудшение социальных условий  жизни и, прежде всего, пита-ния;

-все тот же рост информационных  технологий, который начал приводить  к перевозбуждению нервной системы  и, в ответ на это, к ответному  ее торможению;

-снижение физической активности.

 

 

 

 

 

5.Общая схема  строения  и возрастные особенности опорно-двигательного  аппарата.

Опорно-двигательный  аппарат  составляют  кости  скелета  с  суставами, связки и мышцы с  сухожилиями,  которые  наряду  с  движениями  обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют  в  движении  пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую  роль  в  осуществлении  опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую  прочность, запас которой на сжатие, расжатие, сгибание значительно превышает нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного  аппарата.  Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку  более  тонны, а  по  прочности  растяжения  почти  не  уступает  чугуну.  Большим  запасом прочности обладают также связки и хрящи.

Скелет (от греч. skeleton — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную функции. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевому скелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному — кости верхних (64) и нижних (62) конечностей (рис. 1). Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

Позвоночный столб является тем  стержнем, который способствует поддержанию  человека в вертикальном положении. Он защищает спинной мозг и нервные  корешки от внешних воздействий. Вокруг него объединяется весь опорно-двигательный аппарат — грудная клетка, таз, конечности. Позвоночник служит также  основой для черепа. Но все это  внешняя сторона анатомо-функциональной структуры этого важнейшего механизма.

Опорно-двигательный аппарат • кости содержат больше органических и меньше неорганических веществ по сравнению с костями взрослых

• идет оссификация – замещение хрящевой ткани костной, в костях идет отложение солей (Са, Р, Мg): к 9-11 годам окостеневают фаланги пальцев, к 10-13 годам кости запястья. Процессы окостенения позвоночника  заканчиваются только  к 20-25 годам.  Три тазовые кости у детей еще не сращены – это происходит только к 18-21 годам

• идет рост костей: в толщину за счет надкостницы (лучше развита у детей), в длину за счет т.н. «зон роста» (хрящи в области метафизов костей)

• в 5/7 лет наблюдается полуростовой скачок

• увеличивается масса мышц, формируются двигательные навыки: к 5-6-ти годам у ребенка формируются такие навыки как ловкость гибкость, к 7-9-ти годам – быстрота, 11-14 лет – сила, 13-17 лет – выносливость.

 

 

6.Осанка. Основные виды  нарушения осанки у школьников. Причины развития нарушений осанки  у детей. Работа педагога по  предотвращению нарушений осанки.

Под осанкой понимают привычную  вертикальную позу человека в покое  и при движениях, которую он принимает  без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка обеспечивает оптимальные  условия для функционирования всех органов и систем организма как  единого целого. Человек приобретает (формирует) осанку в процессе своего роста и развития. Определенную роль играют наследственность, перенесенные заболевания, бытовые условия.

Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков неблагополучия, заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника, нижних конечностей.

Виды нарушения осанки разделяют  на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений  осанки, их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

В фронтальной плоскости нарушения осанки обычно не разделяют на подвиды. Эти нарушения осанки проявляются отсутствием баланса между правой и левой половиной тела, то есть позвоночник имеет искривление в форме дуги. Это может бытьее нарушение осанки — сколиоз, так отсутствие симметрии между отдельными частями тела (к примеру лопатки или плечи) или наклон головы.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"