Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Принцип доминанты состоит в  том, что в данный момент времени  деятельность нервной системы связана  с образованием в центральной  нервной системе господствующего  очага возбуждения. При наличии  доминантного очага возбуждения  любые дополнительное раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают этот доминантный очаг.

Образование динамического  стереотипа

Чем старше ребенок, тем быстрее  и легче происходит образование  условных рефлексов. Одновременно сокращается  и скрытый (латентный) период, т. е. уменьшается  время между началом раздражения  и ответной реакцией. Например, маленькому ребенку требуется определенное время для того, чтобы приступить к выполнению какой-либо просьбы. Старшие  дети в аналогичных случаях выполняют  просьбу быстрее.

Характер безусловных рефлексов  может существенно изменяться под  воздействием условных рефлексов. Так, если во время кормления ребенку  случайно причинить боль, то впоследствии один только вид пищи может вызвать  у него отрицательную реакцию. Малыш  сжимает губы, выталкивает вложенный  в рот сосок груди матери, отказывается есть.

Такая реакция возникает вследствие установления в коре большого мозга  связи между врожденной пищевой  доминантой (очаг возбуждения) и другим очагом возбуждения, появившимся из-за причиненной боли. Аналогичная реакция  может произойти при длительном рассказывании сказок или проведении подвижных игр непосредственно  перед сном, что не только ухудшает, но и в ряде случаев приводит к  глубоким нарушениям сна.

На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие тормозят функцию тех или иных органов. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга  каждый отдельный рефлекс протекает  не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре большого мозга. Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющих в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

При образовании динамического  стереотипа действия всякий раз оставляют  своеобразный след, подобно тому, как  за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная линия примятой травы. Стоит за одним человеком  пройти второму, затем третьему - трава  приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине. Так и в нервной  системе: если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит  и расширит имеющийся нервный  след.

Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 - 5 мес, что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, привыкший при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать, что сейчас пойдем гулять, как дети сами, без напоминания заканчинают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.

Ломка стереотипа, вызванная изменениями  условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия. Поведение ребенка дезорганизуется: он начинает капризничать, становится непослушным. Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации воспитательной работы в семье и в детском учреждении.

Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять  правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а  также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.

По мнению А.А. Ухтомского, принцип  доминанты явл. физиологической основой акта внимания и предметного мышления. Если учитель интересно и эмоционально доложил информацию, у него есть опыт, имеются таблицы, кадры кинофильма и т.п. – это способствует созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что имеет немаловажное значение в усвоении знаний. Принцип доминанты подчеркивает также необходимость учитывать при выработке новых рефлекторных актов предшествующие отношения в ЦНС, ранее сформировавшиеся доминантные очаги. Двигательная доминанта, возникшая во время игры в футбол на перемене, вряд ли даст возможность сразу, с первых минут урока, создать новую доминанту в процессе изложения нового учебного материала. Потребуется нек-е время и довольно интер-е средства, чтобы изменить доминантные отношения.

 

10.Качественное своеобразие ВНД  человека. Возрастные особенности ВНД младшего школьника.

В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы — возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности — преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.

Благодаря второй сигнальной системе  человека анализ и синтез окружающего  мира, адекватное отражение его в  коре, могут осуществляться не только путем оперирования непосредственными  ощущениями и впечатлениями, но и  путем оперирования лишь словами. Создаются  возможности для отвлечения от действительности, для абстрактного мышления.

В отличие от условных рефлексов  животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью  обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени  опосредованы мыслительной деятельностью  человека. Это значительно расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде. Он может получить более или менее правильное представление о явлениях и предметах внешнего мира без непосредственного контакта с самой действительностью, а со слов других людей или из книг.

Само собой разумеется, что совершенство приспособительной деятельности человека с помощью словесных сигналов будет зависеть от того, насколько  точно и полно отражается окружающая действительность в коре головного  мозга с помощью слова. Поэтому  единственно верным путем проверки правильности наших представлений  о действительности является практика, т.е. непосредственное взаимодействие с объективным материальным миром.

     Вторая сигнальная  система социально обусловлена.  Человек не рождается с ней,  он рождается лишь со способностью  к ее формированию в процессе  общения с себе подобными. Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослыми. Дети «Маугли» не обладают человеческой второй сигнальной системой.

Особенности ВНД  младших школьников.

Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший  школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов  торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности  широкого обучения ребенка. Это переход  «от рефлекторной эмоциональности  к интеллектуализации эмоций». Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь  от связанных с ним образов  предметов и действий (А. Р. Лурия, 1950). Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Интересно отметить, что в младшем  школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно-рефлекторная деятельность ребенка приобретает  специфический характер, свойственный только человеку. Например, при выработке  вегетативных и сомато-двигательных условных рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи «необразования» условного рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста — у более дисциплинированных и способных.

Словесная инструкция значительно  ускоряет образование условных рефлексов  и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное  значение словесного педагогического  воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Особое значение для учителя  и воспитателя имеет следующий  возрастной период — подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время оольших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать «горным ущельем» .

Электрофизиологический анализ биотоков мозга свидетельствует об усилении подкорковых влияний, что сопровождается различными нарушениями со стороны  вегета.

 

 

11.Типы ВНД по И.П.  Павлову и Н.И. Красногорскому, их значение для воспитания  и обучения детей.

Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

    Свойства нервных процессов.  И.П. Павлов на основе многолетнего  изучения особенностей образования  и протекания условных рефлексов  у животных выделил 4 основных  типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы  он положил три основных показателя:

    1) силу процессов возбуждения  и торможения;

    2) уравновешенность, т. е.  соотношение силы процессов возбуждения  и торможения;

    3) подвижность процессов  возбуждения и торможения, т. е.  скорость, с которой возбуждение  может сменяться торможением,  и наоборот.

    Классификация типов  высшей нервной деятельности. На  основании проявления этих трех  свойств И. П. Павлов выделил:

    1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения  над торможением («безудержный»  тип);

    2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных  процессов («живой», подвижный  тип);

    3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных  процессов («спокойный», малоподвижный,  инертный тип);

    4) тип слабый с быстрой  истощаемостью нервных клеток, приводящей  к потере работоспособности.

    И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил  специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

    1. Художественный тип.  Характеризуется преобладанием  первой сигнальной системы над  второй. К этому типу относятся  люди, непосредственно воспринимающие  действительность, широко пользующиеся  чувственными образами, для них  характерно образное, предметное  мышление.

    2.  Мыслительный тип.  Это люди с преобладанием второй  сигнальной системы, «мыслители»,  с выраженной способностью к  абстрактному мышлению.

    3.  Большинство людей   относится  к  среднему  типу  с  уравновешенной деятельностью  двух сигнальных систем. Им свойственны  как образные впечатления, так  и умозрительные заключения.

Исходя из соотношения функций  коры и подкорковых центров выделяют 4 типа нервной деятельности ребенка (Н. И. Красногорский).

1 тип – сильный, уравновешенный, быстрый. Функции подкорковых  центров хорошо контролируются  и уравновешиваются сильной корой.  Условные рефлексы вырабатываются  быстро. Нервные клетки находятся  в состоянии оптимальной возбудимости, которое обеспечивает экономное,  рациональное использование нервной  энергии. Ребенок хорошо приспосабливает  свои эмоции, инстинкты к изменяющимся  условиям внешней среды, умеет  управлять своим поведением, вне?не находится в так называемом нормальном, уравновешенном состоянии.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"