Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

2 тип – сильный, уравновешенный, медленный. У детей этого типа  подкорковые функции развиты  слабо, их возбудимость понижена, легко истощаема. Безусловные  рефлексы снижены, условные рефлексы  вырабатываются легко, но слабо  закрепляются.

3 тип – подкорковый. У этих  детей сильно возбудимая подкорковая  нервная система недостаточно  регулируется корой, легко вырабатываются  положительные условные рефлексы. Условное торможение и дифференцировка  неустойчивы. Это дети с неровным характером. В их поведении преобладают инстинкты, аффекты, эмоции, отмечается резкое колебание корково-подкорковой возбудимости, возможны резкие снижения регуляторной роли коры головного мозга, а отсюда – полная потеря способности управлять своим поведением и подчинять свои действия требованиям взрослых.

4 тип – слабый, инертный, гипоэргический. К нему относятся дети со слабо функционирующей корой и подкоркой. Такие дети отличаются пониженной возбудимостью нервных процессов, их быстрой истощаемостью. Они быстро перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся более интенсивными и продолжительными. Речь у этих детей слабая, тихая, замедленная.

Необходимо подчеркнуть, что у  детей вышеперечисленные типы высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще наблюдаются  сочетания разных типов.

Существенные различия основных свойств  нервных процессов у  детей,  относящихся   к  разным  типам,  определяют  их   разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали  на то, что одной из отличительных  черт типов высшей нервной деятельности  человека  является  их пластичность.  Пластичность  клеток коры больших  полушарий, их приспособляемость к  меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных  структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия,   коррегирующие  типологические  особенности,   особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность  типов важнейшей   особенностью,   позволяющей   воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

 

12.Нарушения ВНД у  детей, их причины, признаки  и профилактика.

К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как  с органическими структурными повреждениями  нервных клеток, так и с функциональными  расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные.

Причины невротических расстройств:

1.психическая травма – острая или хроническая неблагоприятная жизненная ситуация, тяжело переживаемая ребенком:

2.существует наследственная предрасположенность к невротическим  заболеваниям;

3.имеют значение индивидуальные типологические черты личности, противоречивые черты характера ребенка: стремление к лидерству и неверие в свои силы;

4.нарушения в течение беременности у матери (сильный токсикоз, повышение АД, отеки, заболевания, прием различных лекарств, угроза выкидыша);

5.Употребление во время беременности алкогольных напитков – у детей матерей, употреблявших во время беременности алкоголь в 100% (Лемуан, 1968) развивается алкогольная эмбриофетопатия, причем в обязательном порядке повреждается головной мозг.

7.погрешности воспитания и обучения : крайности – когда ребенку все позволено или наблюдается «муштра», непедагогичное поведение учителя – развитие «дидактического невроза»;

8.перегрузка учебными занятиями в школе и во внешкольное время.

9.нерациональное питание.

10.расстройствами нервно-психической сферы чаще страдают мальчики, возраст начала неврозов – 5-7 и 12-14 лет. Это периоды т.н. напряженной социальной адаптации.

В современной  патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов:

Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.

Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.

Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.

Особенно часто невротические  расстройства и различные психические  заболевания проявляются у детей  в возрасте от 2 до 3,5 лет и в  пубертатный период (от 12 до 15 лет). В  связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные  или критические периоды может  провоцировать развитие психического заболевания.

Все мероприятия  по профилактике невротических расстройств  у детей можно условно подразделить на две группы:

- первичная профилактика – мероприятия  по предотвращению развития у  детей невротических расстройств;  Должна начинаться еще до рождения  ребенка и во время беременности. Необходимо с самого раннего возраста заниматься укреплением организма ребенка – закаливание, массаж, физические упражнения, правильное питание. Огромное значение имеет среда, в которой находится ребенок. Важным фактором, позволяющим сохранить психическое здоровье детей, является создание оптимального учебного режима в школе.

- вторичная профилактика – мероприятия  по работе с больными детьми, предотвращение усугубления заболеваний,  профилактика школьной неуспеваемости, вызванной наличием заболевания. - педагогические мероприятия: к ним относят индивидуальные приемы педагогического воздействия на учащегося с учетом ВНД, отклонений в поведении. Эти приемы должны быть разработаны совместно с детским психоневрологом и школьным врачом;  дополнительная помощь педагога организуется с учетом состояния дефектов в развитии ребенка и особенностей его семейного быта; учебная помощь в семье под руководством педагога; специальная помощь логопеда учащимся с расстройствами речи. Школьный психолог должен выявлять детей с невротическими расстройствами, проводить тестирование на выявление тревожности, расстройств и др., внедрять в практику работы педагогов элементов аутотренинга.

- гигиенические мероприятия: гигиеническая  оптимизация пространства и условий  обучения в школе, изменение  учебного режима ребенка в  школе, снижение учебной нагрузки, помощь семье в организации  режима обучения ребенка, оздоровление  ребенка в санатории;

- медикаментозные мероприятия:  предусматривается использование  медицинских препаратов – глицин, ново-пассит, грандаксин, Магне –В6, настойка пиона и др.

 

13.зрительный анализатор, возрастные особенности.

В состав зрительного анализатора  входит рецепторный орган – глаз, проводящие пути – зрительный нерв, центры в затылочной зоне коры головного  мозга. С помощью зрения человек  получает более 90% информации об окружающем мире.

Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденных — около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденных  более шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80—94% случаев обладают дальнозоркой рефракцией.

    Рост глазного яблока  продолжается после рождения. Интенсивнее  всего оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно - до 9—12 лет.

    Глазное яблоко состоит  из трех оболочек — наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка глаза — склера, или белочная оболочка. Это плотная непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. В передней части она переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает повышенной растяжимостью и эластичностью.     Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее с возрастом почти не меняется. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза. Толщина ее 0,2—0,4 мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное (цилиарное) тело и радужную оболочку.(радужку).     В ресничном теле расположена мышца, связанная с хрусталиком и регулирующая его кривизну.     Хрусталик — это прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт прозрачной сумкой; по всему его краю к ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие волокна. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом состоянии. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Просвет зрачка регулируется мышцей, находящейся в радужке. Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6—8 лет зрачки широкие вследствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8—10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет. К 12—13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого.     Ткань радужной оболочки содержит особое красящее вещество— меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают в глаз не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной пигментацией кожи и волос. Зрение у таких людей понижено.

    Между роговицей и  радужкой, а также между радужкой  и хрусталиком имеются небольшие  пространства, называемые соответственно  передней и задней камерами  глаза. В них находится прозрачная  жидкость. Она снабжает питательными  веществами роговицу и хрусталик,  которые лишены кровеносных сосудов.  Полость глаза позади хрусталика  заполнена прозрачной желеобразной  массой — стекловидным телом.

    Внутренняя поверхность  глаза выстлана тонкой (0,2—0,3 мм), весьма сложной по строению  оболочкой — сетчаткой, или  ретиной. Она содержит светочувствительные  клетки, названные из-за их формы  колбочками и палочками. Нервные  волокна, отходящие от этих  клеток, собираются вместе и образуют  зрительный нерв, который направляется  в головной мозг. У новорожденных  детей палочки в сетчатке дифференцированы, число колбочек в желтом пятне  (центральная часть сетчатки) начинает  возрастать после рождения и  к концу первого полугодия  морфологическое развитие центральной  части сетчатки заканчивается.

К распространенным нарушениям зрения относятся близорукость, когда фокусировка  лучей происходит перед сетчаткой, и дальнозоркость, когда фокусировка  за сетчаткой. Близорукость может быть врожденной или развиться при  чтении в темноте, с близкого расстояния. Для предупреждения близорукости нужно  хорошее освещение при чтении, чтобы свет при письме падал слева, следить за правильной осанкой, не читать лежа или в движущемся транспорте.

Возрастные особенности  зрительного анализатора.

Возрастнымы особенностями зрительного анализатора являются:

Чем меньше ребенок, тем

1.       Меньше острота  зрения и ниже порог чувствительности  к раздражителю;

Тем меньше выражена способность к  аккомодации, т.е. к рассматриванию предметов на разном расстоянии (смотрю далеко- смотрю близко);

3.  Тем меньше выражена способность  к рефракции, способность воспринимать  силу раздражителя (ребенок жмурится);

4.  Тем быстрее развивается  утомление зрительного анализатора  и напряжение цинновых связок;

Зрительный нерв левого глаза- поступает в зрительный центр в правого полушария, правого глаза- в зрительный центр расположенный в левом полушарии.

14.Близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие нарушения  зрения детей и подростков.

Дальнозоркость. Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она бывает связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или хрусталика. В этих случаях изображение фокусируется сзади глаза.    На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета.  

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"