Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Близорукость. В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до нее. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза (больше 22,5—23,0 мм) или с большей, чем нормальная, преломляющей силой среды глаза (кривизна хрусталика больше). Такому глазу, преломляющая способность которого и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз хорошо видит только расположенные близко предметы. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врожденная, однако она увеличивается в школьном возрасте от младших классов к старшим.     В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслоению сетчатки. Поэтому своевременное ношение очков школьниками, страдающими близорукостью, является обязательным.

    О  степени дальнозоркости или близорукости судят по оптической силе стекла, которое, будучи приставленным к глазу в условиях покоя аккомодации, так изменяет направление падающих в него параллельных лучей, что они пересекаются на сетчатке. Оптическую силу стекол измеряют в диоптриях.

    У новорожденных глаза,  как правило, дальнозоркие. По мера роста ребенка размер глазного яблока увеличивается. К 9—12 годам у большинства детей глаза становятся соразмерными.

        Чем проявляет  себя начало развития близорукости? Школьник заявляет, что он стал  плохо видеть написанное на  классной доске, просит пересадить  его на первые парты. При  чтении он приближает книгу  к глазам, сильно склоняет голову  во время письма, в кино или  театре стремится занять место  поближе к экрану 

Косоглазие является одним из наиболее частых глазных заболеваний в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2 % от общего числа новорожденных). Помимо косметического недостатка, косоглазие сопровождается серьезным расстройством функций. Наличие этой патологии отрицательно сказывается на психике, формировании характера у детей и является большим функциональным недостатком. В связи с отсутствием бинокулярного зрения нарушается восприятие внешнего мира, ребенок не в состоянии определить пространственное отношение окружающих его предметов. В результате возможно отставание физического и умственного развития ребенка.

Различают две основные формы косоглазия – содружественное и паралитическое.

Встречаются так же атипичные виды косоглазия.

От истинного косоглазия следует  отличать мнимое или скрытое косоглазие.

Причиной косоглазия могут быть патологии рефракции, дефекты в  развитии мышечного аппарата глаз, поражение центральной нервной  системы, дефекты развития глазодвигательных  нервов и черепно-мозговых ядер.

 Астигматизм. К аномалии рефракции относят и астигматизм-невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных ее меридианах. Если больше преломляет вертикальный меридиан,   астигматизм   прямой,   если   горизонтальный — обратный.     Нормальные глаза тоже имеют небольшую степень астигматизма, так как поверхность роговицы не строго сферическая: при рассмотрении с расстояния наилучшего видения диска с нанесенными на него концентрическими кругами наблюдается незначительное сплющивание кругов. Резкие степени астигматизма, нарушающие зрение, исправляются при помощи цилиндрических стекол, которые располагаются по соответствующим меридианам роговицы.

 

 

15.Профилактика нарушений  зрения. Методика проведения зрительной  гимнастики и офтальмотренажа для младших школьников.

Правила чтения. Нельзя читать лежа.Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.  Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Проведение офтальмотренажей в режиме учебного дня предназначены для профилактики зрительного утомления и профилактики нарушений осанки и остроты зрения у учащихся. Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой – позволяют периодически отвлекать взор учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц глаз и шеи.

1. Сенсорно-координаторные тренажи. Устройство тренажеров (по В.Ф. Базарному).

В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные картинки (сюжеты-иллюстрации  из народных сказок, известных произведений, космической, военно-патриотической тематики, дорожные знаки госавтоинспекции; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных и т.д.), в логической последовательности составляющие единый зрительно-игровой сюжет. Например: «Водитель и дорога», «Пешеход и улица» (рис.1). Под каждой иллюстрацией помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1, 2, 3 или 4. Средние размеры картинок – от половины до одного стандартного печатного листа формата А 4. Изображение на картинке должно быть четко различимо с наиболее удаленной парты (стола) учащимися, не имеющими зрительных нарушений. Картинки рекомендуется менять  не реже одного раза в две недели.

Методика выполнения тренажа.

Один – два раза  за  урок  (в зависимости от характера урока) все учащиеся стоя, под команду учителя «один, два, три, четыре», затем опять «один, два, три, четыре» и т.д. фиксируют взгляд по очереди на картинке соответствующей названной учителем цифре. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 минуты, при этом: порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный «четыре, три, два, один»;

в заключительной части тренажа  порядок счета задается в случайной  последовательности, например «четыре, один, три, два»  или «два, один, три  четыре» и т. д.

Продолжительность фиксации одного изображения  учащимся в  самом  начале  тренажа  составляет  в  среднем  0,5 секунды, а через 2 – 3 недели учащиеся должны за одну секунду не просто механически  «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре картинки (сюжет).

2. Автоматизированная  система сенсорно-координаторного тренажа.

Устройство тренажеров.

Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа предусматривает монтаж в каждом классе в четырех углах на потолке специальной технической системы, включающей четыре сигнальные электролампы (рис. 2) и позволяющей обеспечить их поочередное вспыхивание (эффект «бегущего огонька»).

Электролампы прикрываются плафонами  закрытого типа окрашенными в  яркие цвета, к примеру цвета светофора (красный, желтый, зеленый).

Эффект «бегущего огонька» создается  за счет автоматизированной общей на общеобразовательное учреждение (на несколько классов) системы управления через пульт.

 В других вариантах система  включает и музыкально-звуковой  ритм, подаваемый синхронно со  световым.

Методика выполнения тренажа.

В середине каждого урока через  пульт управления во всех классах  зажигается одна из сигнальных электроламп. Через 10 – 5 секунд гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая электролампы. Учитель обращает внимание на то, чтобы учащиеся, стоя, внимательно следили за «бегущим огоньком» и при этом выполняли интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем. Направление высвечивания сигнальных электролампочек меняется автоматически: вначале подается 30 – 40 сигналов  по ходу движения часовой стрелки, затем столько же – против часовой стрелки). Продолжительность упражнений часовой стрелки 1,5 – 2 минуты, отключение автоматическое.

Упражнения целесообразно выполнить  в середине урока.

3. Зрительно-координаторные тренажи с использованием схемы универсальных символов.

Устройство тренажеров.

На потолке выбирается поле, на которое наносится схема универсальных  символов максимально возможных  размеров, выполненная с наружных сторон светильников в виде зрительно-двигательных траекторий (далее – схема). Для  этого вначале выбирается поперечный размер овала, продольный его размер рассчитывается путем умножения  поперечного размера на 1,41 (рис.3).

 Методики выполнения тренажа.

Вариант 1.

Учащиеся становятся в центре под  схемой-тренажером и, следя глазами  за траекториями по направлению ориентирующих  стрелок, выполняют непроизвольно-сочетанное  движение  глазами,  головой  и  туловищем  10 – 15 раз по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту») по порядку указанных номеров. Упражнения рекомендуется выполнять  через каждые 15 – 20 минут.

Вариант 2.

Учащиеся, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1 – 1,5 часа.

 

 

16.Технические требования  к использованию ТСО в школе.

Установлены нормативы длительности и частоты использования ТСО  при обучении в школе («Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного  процесса в начальной школе».  Методические рекомендации).

 

Для младших классов длительность использования ТСО (мин) на уроке  составляет:

 

классы      Показ диапозитивов  Показ к/ф Просмотр ТП

1-2        7-15                             15-20                    15

3-4      15-20                             15-20                    20

 

Предельно допустимая продолжительность  работы со звукозаписями для учащихся 8-10 лет составляет на уроках русского языка 20-25 минут, математики 15-20 минут. На уроках чтения звукозапись рекомендуется  использовать в качестве примера.

Допустимо использовать ТСО не более  чем на 2-х уроках в день, не более  чем на 3-4 уроках в неделю. Не рекомендуется  использовать ТСО в конце 4-й четверти.

Условия проведения занятий. При использовании  телевидения рекомендуется оборудовать  класс 2-мя телевизорами, чтобы обеспечить расстояние до экрана от 2-х м до 5,5 м. Установка телевизоров должна быть выше уровня глаз сидящих (120 см от пола до нижнего края экрана). При  демонстрации необходимо общее искусственное  освещение. После ТВ – уроков следует  проводить занятия, которые не требуют  большого зрительного напряжения

При демонстрации к/ф или мультимедийной презентации: высота центра экрана от пола в классе составляет 1,5 м, в зале  - 2 м, расстояние от экрана до первого  ряда учащихся составляет 3,4 м (необходимо пересаживать учащихся с 1-х рядов), угол обзора не должен превышать 25 0), помещение  должно быть хорошо затемнено, чтобы  подсветка не снижала контрастности  изображения.

Использование компьютеров.  Работа на компьютере регламентирована СанП и Н № 9-131 РБ от 2000 г. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Дети младшего школьного возраста должны готовиться к работе на компьютере. Для подготовки рекомендуется использовать специально подобранные физические упражнения и игры (на точность и  координацию движения, разработку кисти, память, детский баскетбол) в течение 6 недель.

Класс, оборудованный компьютерами, рекомендуется располагать на северной стороне, обязательно окна оборудовать  шторами. Должны поддерживаться параметры  микроклимата путем проветривания  помещения. Температура должна быть не выше 190, влажность 30-45%.  Мебель светлых  тонов, соответствующая росту детей, расставляется вдоль стен по длине  класса или в два ряда в центре класса с экранами, ориентированными в разные стороны. Вместо обычных  стульев лучше использовать стулья с подлокотниками. Более гигиеничными считаются жидкокристаллические мониторы. Ни в коем случае не допускается  соприкосновение с задними стенками электронно-лучевых мониторов. Должен соблюдаться принцип – один учащийся – один компьютер. Между компьютерами должно быть расстояние не менее 1,2 м, расстояние 2,0 м сзади для свободного перемещения.

Линия взора должна падать на середину экрана под углом 10-200, т.е. немного  сверху вниз. Расстояние от глаз до экрана – 50-60 см.

Время непрерывного контакта с компьютером  составляет: для детей 5 лет – 7 минут, 6 лет – 10 минут, младшие школьники  – 15 минут.

Общее время использования компьютеров  в младшей школе составляет 15 минут 2 раза в неделю.

После работы на компьютере необходимо выполнять с детьми упражнения для  глаз. 

 

 

 

17.Слуховой анализатор. Возрастные особенности. Профилактика  нарушений слуха у детей и  подростков.

Слуховой анализатор — это второй по значению анализатор в обеспечении  адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной  речью. Слуховое восприятие — основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и  речевую способность, хотя весь артикуляционный  аппарат у него остается ненарушенным.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"