Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".
Гормоны поджелудочной железы. Поджелудочная
железа осуществляет как внутреннюю,
так и внешнюю секрецию. Экзокринный
(относящийся к внешней
27. Надпочечники и половые железы. Гормоны, значение.
Важную роль в организме выполняют надпочечные железы. Мозговой слой надпочечников выделяет норадреналин и адреналин, преимущественно повышающие сосудистый тонус и частоту сердечных сокращений. Адреналин является также контринсулярным гормоном и вследствие активации распада гликогена вызывает повышение уровня глюкозы в крови. В корковом слое надпочечников образуются глюкокортикоиды, минералокортикоиды и половые гормоны.
Мозговой слой надпочечников вырабатывает катехоламины - адреналин и норадреналин (предшественник — дофамин), которые являются медиаторами симпатической нервной системы. В надпочечниках и плазме адреналина содержится в 3-10 раз больше, чем норадреналина. Адреналин повышает артериальное давление, суживает периферические сосуды, учащает ритм сердечных сокращений, тормозит моторику кишечника, повышает концентрацию глюкозы в крови, усиливает поступление из депо в кровоток жирных кислот, повышает уровень холестерина, влияет на клетки иммунной системы. Нормальная концентрация адреналина в крови — 1,92-2,46 нМ/л, в моче — 30-80 М/сутки. У здоровых людей повышение уровня адреналина в крови происходит при эмоциональном стрессе, физической нагрузке. Значительное увеличение концентрации андреналина в крови и моче отмечается при феохромоцитоме — гормонально активной опухоли мозгового слоя надпочечников, снижение концентрации — при поражении гипоталамуса, миастении, синдроме Иценко—Кушинга. Норадреналин действует на обмен веществ аналогично адреналину, но менее выраженно, не влияет на частоту сердечных со кращений, уровень глюкозы и потребление кислорода. Нормальная концентрация норадреналина в крови — 0,62-3,23 нМ/л, в моче — 20-340 нМ/л.
Половые гормоны — мужские (андрогены) и женские (эстрогены) и прогестерон, — вырабатываемые в надпочечниках, имеют большое значение для развития половой системы в детском возрасте, когда еще отсутствует эндокринная функция половых желез .Повышенная секреция гормонов в детском возрасте ведет к раннему половому созреванию, а пониженная — к его задержке. У взрослых людей основная доля половых гормонов вырабатывается половыми железами, однако усиленная экскреция гормонов при опухолях надпочечников может вызвать феминизацию у мужчин (уменьшение роста бороды и усов, отложение жира по женскому типу, атрофию яичек и др.) и маскулинизацию у женщин (оволосение лица, увеличение мышц, изменение голоса и др.). Половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон) образуются в сетчатой зоне коры надпочечников. Они имеют большое значение в развитии половых органов в детском возрасте, когда внутрисекреторная функция половых желез незначительна. Оказывают анаболическое действие на белковый обмен: повышают синтез белка за счет увеличенного включения в его молекулу аминокислот. При гипофункции коры надпочечников возникает заболевание – бронзовая болезнь, или аддисонова болезнь. Признаками этого заболевания являются: бронзовая окраска кожи, особенно на руках шее, лице, повышенная утомляемость, потеря аппетита, появление тошноты и рвоты. Больной становится чувствителен к боли и холоду, более восприимчив к инфекции. При гиперфункции коры надпочечников (причиной которой чаще всего является опухоль) происходит увеличение образования гормонов, отмечается преобладание синтеза половых гормонов над другими, поэтому у больных начинают резко изменяться вторичные половые признаки. У женщин наблюдается проявление вторичных мужских половых признаков, у мужчин – женских.
28.Физиолого-гигиенические
основы образовательного
29. «Школьная зрелость». Критерии. Методы определения школьной зрелости.
Школьная зрелость - это степень
морфологической и
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят
1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости :
1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
2) Установление биологического возраста
3) Проверка развития речи (пересказ)
4) Проведение дозированной
5) Психофизиологический тест
Группы риска неготовности к школьному обучению : 1) Отставание биологического возраста от паспортного. 2) Дети с функциональными расстройствами. а) близорукость б) логоневрозы (заикание) в) дистопия г) хронические заболевания
Условно методы определения уровня
«школьной зрелости» можно
Также к методам определения
«школьной готовности»
Исследование качества звукопроизношения (наличия или отсутствия дефектов звукопроизношения)
Мотометрический тест «вырезывание круга»
30. Утомление. Механизм развития. Признаки. Переутомление как патологическое состояние. Профилактика переутомления.
Утомление — это физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности и выражающееся в снижении работоспособности. Определенная степень утомления стимулирует восстановительные процессы, что при повторной и постепенно увеличивающейся нагрузке способствует повышению тренированности и работоспособности. При этом важно не допустить чрезмерного утомления и перехода его в переутомление. Утомление развивается прежде всего в различных отделах центральной нервной системы и в первую очередь — в клетках коры больших полушарий головного мозга. По-видимому, в основе утомления этих клеток лежит нарушение динамического равновесия между процессами возбуждения и торможения.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть
снижена не только в
Сроки возникновения
Недостаточный по времени
отдых или же чрезмерная
Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
В основе заболевания лежит
перенапряжение
В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.
Как уже отмечалось, принято
считать, что существует два
вида утомления: одно
Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
При выполнении определенных
физических упражнений в
31. Работоспособность школьников,
ее изменение в течение