Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Гормоны поджелудочной железы. Поджелудочная  железа осуществляет как внутреннюю, так и внешнюю секрецию. Экзокринный (относящийся к внешней секреции) компонент – это пищеварительные  ферменты, которые в форме неактивных предшественников поступают в двенадцатиперстную кишку через проток поджелудочной  железы. Внутреннюю секрецию обеспечивают островки Лангерганса, представленные клетками нескольких типов: альфа-клетки секретируют гормон глюкагон, бета-клетки – инсулин. Основное действие инсулина заключается в понижении уровня глюкозы в крови, осуществляемое главным образом тремя способами: 1) торможением образования глюкозы в печени; 2) торможением в печени и мышцах распада гликогена (полимера глюкозы, который организм при необходимости может превращать в глюкозу); 3) стимуляцией использования глюкозы тканями. Недостаточная секреция инсулина или повышенная его нейтрализация аутоантителами приводят к высокому уровню глюкозы в крови и развитию сахарного диабета. Главное действие глюкагона – увеличение уровня глюкозы в крови за счет стимулирования ее продукции в печени. Хотя поддержание физиологического уровня глюкозы в крови обеспечивают в первую очередь инсулин и глюкагон, другие гормоны – гормон роста, кортизол и адреналин – также играют существенную роль.

 

27. Надпочечники и половые  железы. Гормоны, значение.

Важную роль в организме выполняют  надпочечные железы. Мозговой слой надпочечников выделяет норадреналин и адреналин, преимущественно повышающие сосудистый тонус и частоту сердечных сокращений. Адреналин является также контринсулярным гормоном и вследствие активации распада гликогена вызывает повышение уровня глюкозы в крови. В корковом слое надпочечников образуются глюкокортикоиды, минералокортикоиды и половые гормоны.

Мозговой слой надпочечников вырабатывает катехоламины - адреналин и норадреналин (предшественник — дофамин), которые являются медиаторами симпатической нервной системы. В надпочечниках и плазме адреналина содержится в 3-10 раз больше, чем норадреналина.  Адреналин повышает артериальное давление, суживает периферические сосуды, учащает ритм сердечных сокращений, тормозит моторику кишечника, повышает концентрацию глюкозы в крови, усиливает поступление из депо в кровоток жирных кислот, повышает уровень холестерина, влияет на клетки иммунной системы.  Нормальная концентрация адреналина в крови — 1,92-2,46 нМ/л, в моче — 30-80 М/сутки.  У здоровых людей повышение уровня адреналина в крови происходит при эмоциональном стрессе, физической нагрузке.  Значительное увеличение концентрации андреналина в крови и моче отмечается при феохромоцитоме — гормонально активной опухоли мозгового слоя надпочечников, снижение концентрации — при поражении гипоталамуса, миастении, синдроме Иценко—Кушинга.  Норадреналин действует на обмен веществ аналогично адреналину, но менее выраженно, не влияет на частоту сердечных со кращений, уровень глюкозы и потребление кислорода. Нормальная концентрация норадреналина в крови — 0,62-3,23 нМ/л, в моче — 20-340 нМ/л.

Половые гормоны — мужские (андрогены) и женские (эстрогены) и прогестерон, — вырабатываемые в надпочечниках, имеют большое значение для развития половой системы в детском  возрасте, когда еще отсутствует  эндокринная функция половых  желез .Повышенная секреция гормонов в детском возрасте ведет к раннему половому созреванию, а пониженная — к его задержке. У взрослых людей основная доля половых гормонов вырабатывается половыми железами, однако усиленная экскреция гормонов при опухолях надпочечников может вызвать феминизацию у мужчин (уменьшение роста бороды и усов, отложение жира по женскому типу, атрофию яичек и др.) и маскулинизацию у женщин (оволосение лица, увеличение мышц, изменение голоса и др.). Половые гормоны (андрогены, эстрогены, прогестерон) образуются в сетчатой зоне коры надпочечников. Они имеют большое значение в развитии половых органов в детском возрасте, когда внутрисекреторная функция половых желез незначительна. Оказывают анаболическое действие на белковый обмен: повышают синтез белка за счет увеличенного включения в его молекулу аминокислот. При гипофункции коры надпочечников возникает заболевание – бронзовая болезнь, или аддисонова болезнь. Признаками этого заболевания являются: бронзовая окраска кожи, особенно на руках шее, лице, повышенная утомляемость, потеря аппетита, появление тошноты и рвоты. Больной становится чувствителен к боли и холоду, более восприимчив к инфекции. При гиперфункции коры надпочечников (причиной которой чаще всего является опухоль) происходит увеличение образования гормонов, отмечается преобладание синтеза половых гормонов над другими, поэтому у больных начинают резко изменяться вторичные половые признаки. У женщин наблюдается проявление вторичных мужских половых признаков, у мужчин – женских.

 

28.Физиолого-гигиенические  основы образовательного процесса.

 

 

 

 

29. «Школьная зрелость».  Критерии. Методы определения школьной  зрелости.

Школьная зрелость - это степень  морфологической и функциональной готовности отдельных органов и  систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В 6 лет проводится проверка детей  в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая  комиссия, в которую входят

1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед

Критерии установления школьной зрелости :

1) Состояние здоровья ребенка  (в том числе психологический  статус)

2) Установление биологического  возраста

3) Проверка развития речи (пересказ)

4) Проведение дозированной работы  ( 2 мин)

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий (1. Нарисовать человека. 2. Скопировать письменно короткую фразу. 3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.) Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов – зрелые 5-9 баллов - средне зрелые больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.

Группы риска неготовности к  школьному обучению : 1) Отставание биологического возраста от паспортного. 2) Дети с функциональными расстройствами. а) близорукость б)     логоневрозы (заикание) в) дистопия г) хронические заболевания

Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить  на три группы: 1) методы определения  уровня морфологического развития ребенка, 2)методы оценки психофизического развития, 3)методы оценки психических функций  и мотивационной, личностной сферы  ребенка. Ребёнок считается готовым  к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских  противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук. К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: 1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин. 2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Также к методам определения  «школьной готовности» относятся:

 Исследование качества звукопроизношения (наличия или отсутствия дефектов звукопроизношения)

Мотометрический тест «вырезывание круга»

 

 

 

30. Утомление. Механизм  развития. Признаки. Переутомление  как патологическое состояние.  Профилактика переутомления.

Утомление — это физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности и выражающееся в снижении работоспособности. Определенная степень утомления стимулирует восстановительные процессы, что при повторной и постепенно увеличивающейся нагрузке способствует повышению тренированности и работоспособности. При этом важно не допустить чрезмерного утомления и перехода его в переутомление. Утомление развивается прежде всего в различных отделах центральной нервной системы и в первую очередь — в клетках коры больших полушарий головного мозга. По-видимому, в основе утомления этих клеток лежит нарушение динамического равновесия между процессами  возбуждения и   торможения.

 Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

 Работоспособность может быть  снижена не только в результате  проделанной работы, но и вследствие  болезни или необычных условий  труда (интенсивный шум и др.).

 Сроки возникновения усталости  зависят от особенностей труда:  значительно скорее оно наступает  при выполнении работы, сопровождающейся  однообразной позой, напряжением  ограниченных мышц; менее утомительны  ритмичные движения. Важную роль  в появлении усталости играет  также отношение человека к  выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период  эмоционального объема длительное  время не возникает признаков  утомления и чувства усталости.

 Недостаточный по времени  отдых или же чрезмерная рабочая  нагрузка в течение длительного  времени нередко приводят к  переутомлению. При переутомлении  отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается  сон.

 Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

 В основе заболевания лежит  перенапряжение возбудительного  или тормозного процессов, нарушение  их соотношения в коре больших  полушарий головного мозга. Это  позволяет считать патогенез  переутомления аналогичным патогенезу  неврозов. Профилактика переутомления  строится на устранении вызывающих  ее причин. Поэтому интенсивные  нагрузки должны применяться  только при достаточной предварительной  подготовке. В состоянии повышенной  нагрузки интенсивные занятия  следует чередовать с физическими  нагрузками, особенно в дни после  экзаменов или зачетов.

В состоянии переутомления у  человека повышается основной обмен  и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется  в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови  в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных  процессов в организме. На это  может указывать резкое понижение  в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

 Как уже отмечалось, принято  считать, что существует два  вида утомления: одно возникает  при умственной деятельности, другое  – при мышечной работе. Однако  сегодня, когда на производстве  происходит сближение умственного  и физического труда, стало  практически сложно выделить  в чистом виде умственное утомление  или мышечное. При любой трудовой  деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и  физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

 При выполнении определенных  физических упражнений в процессе  работы достигается три основных  результата: ускорение процесса  врабатывания; повышение эффективности  кратковременного отдыха в процессе  труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится  на устранении вызывающих ее  причин. Поэтому интенсивные нагрузки  должны применяться только при  достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки  интенсивные занятия следует  чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов  или зачетов. Все нарушения  режима жизни, работы, отдыха, сна  и питания, а также физические  и психические травмы, интоксикация  организма из очагов хронической  инфекции должны быть устранены.  Усиленные занятия после какого-либо  заболевания или в состоянии  реконвалесценции после перенесенных  заболеваний должны быть запрещены.

 

 

 

31. Работоспособность школьников, ее изменение в течение учебного  занятия, дня, недели, учебного года.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"