Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Для контроля температуры воздуха  помещения с пребыванием учащихся оснащаются термометрами.

Относительная влажность воздуха  в основных помещениях общеобразовательного    учреждения   предусматривается   в  пределах   30 – 60 %, в помещениях пищеблока – до 60 – 70%.

Организация образовательного процесса в учебных помещениях с наличием плесени не допускается.

53. Кратность воздухообмена в  помещениях общеобразовательных  учреждений должна быть:

в спортивных залах– 80 куб. м/час на 1 человека (приток, вытяжка);

в учебных помещениях, лекционных (аудитории) – 16 куб. м/час на 1 человека (приток, вытяжка);

в производственных мастерских и кабинетах  обслуживающих видов труда, актовом  зале – не менее 20 куб. м/час на 1 человека (приток, вытяжка);

в помещениях эстетического воспитания и кружковой работы (внеурочной деятельности) – 1,5-кратный обмен в час (вытяжка);

в спальных помещениях – 1,5-кратный  обмен в час (вытяжка).

Удаление воздуха из учебных  помещений предусматривается через  рекреационные помещения и санитарные узлы, а также за счет эксфильтрации через наружное остекление.

ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ  ВОЗДУХА  В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

№ п/п Наименование помещений Температура  воздуха в помещениях

1. Учебные помещения  +18 – +20ºС

2. Спортивный зал +15 – +18º С

3. Раздевальные при спортивном зале +19 – +23º С;

4. Кабинет врача +21 – +23º С

5. Спальные помещения +18 – +20º С

6. Умывальные помещения +20 – +23º С

7. Санитарные узлы +19 – +21º С

8. Душевые не ниже +25ºС

9. Актовый зал, лекционные аудитории, киноаудитории не ниже +17 – +20ºС

10. Помещения детского творчества +18 – +20ºС

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ  УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Наружная 

температура

воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин)

в малые перемены

в большие перемены

и между сменами

от +10 до + 6ºС

4 – 10

25 – 35

от +5 до 0º С

3 – 7

20 – 30

от 0 до –5º С

2 – 5

15 – 25

от – 5 до – 10º С

1 – 3

10 – 15

ниже – 10º С

1 – 1,5

5 – 10


 

 

 

35. Световой режим школьных  помещений.

Как правило, учебный процесс тесно  связан со значительным напряжением  зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности  и поддержанию активного состояния  учащихся.

Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию детского организма, снижают риск распространения  инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме.

При недостаточном освещении учебных  помещений школьники слишком  низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный  приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению  его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение  прямых солнечных лучей в помещения  школы и строго соблюдать нормы  искусственного освещения.

Естественное освещение. Освещенность рабочего места школьника и учителя  прямыми или отраженными лучами солнца зависит от нескольких параметров: от расположения школьного здания на участке (ориентации), интервала между  высокими зданиями, соблюдения коэффициента естественной освещенности, светового  коэффициента.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах  отношение освещенности (в люксах) внутри помещения к освещенности на том же уровне под открытым небом. Данный коэффициент считается основным показателем освещенности классной комнаты. Он определяется при помощи люксметра. Минимально допустимый КЕО для классных комнат в районах средней полосы России – 1,5 %. В северных широтах этот коэффициент выше, в южных – ниже.

Световой коэффициент – это  отношение площади стекла в окнах  к площади пола. В классах и  мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных  помещениях – 1: 8, на лестничных площадках  – 1: 12.

Освещенность классных комнат естественным светом зависит от формы и величины окон, их высоты, а также от наружного  окружения здания (соседние дома, зеленые  насаждения).

Закругление верхней части оконного проема при одностороннем освещении  нарушает отношение высоты края окна к глубине (ширине) комнаты, которое  должно составлять 1:2, т. е. глубина комнаты  должна превышать двойную высоту от пола до верхнего края окна. На практике это означает: чем выше верхний  край окна, тем больше прямых солнечных  лучей попадает в комнату и  тем лучше освещены парты, стоящие  в третьем ряду от окон.

Для предотвращения слепящего действия прямых солнечных лучей и перегревания комнат над окнами снаружи навешивают специальные козырьки, а изнутри  помещение затеняют светлыми шторами. Для предотвращения слепящего действия отраженных лучей не рекомендуется  красить потолки и стены масляными  красками.

На освещенность школьных помещений  влияет и цвет мебели, поэтому парты  красят в светлые тона или покрывают  светлым пластиком. Загрязненность оконных стекол и цветы, стоящие  на подоконниках, снижают освещенность. На подоконники разрешается ставить  цветы высотой (вместе с вазоном) не более 25–30 см. Высокие цветы размещают  у окон на подставках, причем так, чтобы  их крона не выступала над подоконником выше 25–30 см, или в простенках на подставках-лесенках или кашпо.

Искусственное освещение. В качестве источников искусственного освещения  школьных помещений применяются  лампы накаливания мощностью 250–350 Вт и люминесцентные лампы «белого» света (типа СБ) мощностью 40 и 80 Вт. Люминесцентные светильники рассеянного света подвешивают в помещениях, где высота потолка составляет 3,3 м, при меньшей высоте используют потолочные плафоны. Все светильники должны быть оборудованы бесшумными пускорегулирующими устройствами. Общая мощность люминесцентных ламп классной комнаты должна составлять 1040 Вт, ламп накаливания – 2400 Вт, что достигается путем установки не менее восьми светильников по 130 Вт в каждом при люминесцентном освещении и восьми светильников по 300 Вт при лампах накаливания. Норма освещенности (в ваттах) на 1 кв. м площади классной комнаты (так называемая удельная мощность) при люминесцентных лампах составляет 21–22, при лампах накаливания – 42–48. Первая соответствует освещенности в 300 лк, вторая – 150 лк на рабочем месте школьника.

Смешанное освещение (естественное и  искусственное) не влияет на органы зрения. Чего нельзя сказать об одновременном  использовании в помещении ламп накаливания и люминесцентных ламп, имеющих разную природу свечения и окраску светового потока.

 

 

36.Гигиенические требования  к школьному оборудованию. Требования  к рассаживанию учащихся в  классе.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и  т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности. При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления. Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе.

Парты или столы в классе расставляют  рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой  работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий  в классе наиболее целесообразна  прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно  примерно длине предплечья и кисти  с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти  рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы  не сдавливались сосуды подколенной  области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины  бедра. Высота сиденья должна быть равна  длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика  во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты  примерно под прямыми углами, что  препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту  учащихся. В настоящее время у  нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные  стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и  ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует  маркировка мебели (как буквенная, так  и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении  правильной удобной позы ученика  при чтении и письме играют такие  составляющие школьной мебели, как  дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"