Динамика работоспособности
в течение урока.
Динамика работоспособности, как
известно, имеет несколько периодов.
Сначала наблюдается постепенное
повышение показателей умственной
работоспособности, происходит вхождение
в деятельность, приспособление к
ней, врабатывание. Итак, урок: первые 3-5
минут - врабатывание. Но этот период можно
сократить, если сразу же создать
ситуацию интереса, игры, сконцентрировать
и привлечь внимание детей к предстоящей
работе. Затем наступает устойчивый
период - оптимум, период самой высокой
работоспособности, продолжительность
которого различна и зависит от вида
работы и состояния организма, возраста
ребенка. Сколько он продолжается? 20-25
минут, но этот период можно удлинить,
если чередовать виды деятельности, поддерживать
интерес, высокую мотивацию. В то
же время необходимо помнить, что
высокая интенсивность даже очень интересной
и разнообразной работы не может продолжаться
более 25 минут. Потом появляются первые
признаки утомления - снижение внимания,
темпа работы, двигательное беспокойство
(двигательное беспокойство - защитная
реакция организма ребенка, он как бы отключается,
давая себе отдых, не доводя свой организм
до утомления), нарастание числа отвлечений
- это период компенсаторной перестройки.
Это то, что можно заметить. В то же время
повышается напряжение некоторых физиологических
функций - это не видно «на глаз», но функциональная
«цена» работы возрастает, однако усилием
воли еще можно продолжить работу. Чтобы
предупредить нарастание утомления, именно
в этот период полезно отрегулировать
величину нагрузки. Если деятельность
продолжается с той же интенсивностью,
то вслед за периодом компенсаторной перестройки
развивается утомление и снижается работоспособность.
Пора дать детям передохнуть, отвлечься.
Это может быть физкультминутка с веселой
песенкой, а может быть сказка, психогимнастика,
самомассаж, дыхательная гимнастика, шутка,
игра - энергизатор. Такое переключение
позволяет повысить работоспособность,
«отодвинуть» утомление. Очень важно вводить
в физкультпаузы упражнения для мелких
мышц пальцев руки. Это благотворно действует
на состояние нервной системы. После этого
5-10 минут эффективной работы, и, кроме
этого, к концу урока не будет очень резкого
спада работоспособности.
Динамика работоспособности
учащихся младших классов течение учебного
дня
У учащихся младших классов на первом
уроке работоспособность довольно
низкая, так как происходит "врабатывание"
в учебную работу. Период относительно
устойчивого состояния физиологических
показателей и работоспособности
наблюдается у учащихся на вторых
и третьих уроках. Начиная с
четвертого урока, у большинства
учащихся начинается снижение работоспособности.
Самый низкий уровень физиологических
функций и работоспособности
учащихся отмечается на последних уроках.
В этой связи наиболее трудные предметы
рекомендуется включать в расписание
вторыми или третьими уроками. Нельзя
ставить 2 или 3 трудных урока подряд
(например, математику, русский язык,
иностранный язык) - лучше чередовать
их с менее трудными (например, с
историей, природоведением). Уроки физкультуры,
труда, пения, рисования, дающие возможность
переключений с умственной деятельности
на физическую, лучше всего использовать
во второй части (четвертыми или пятыми).
Динамика работоспособности
учащихся средних и старших классов
Дневная динамика работоспособности
учащихся средних и старших классов
носит другой характер. На четвертом
уроке наблюдается весьма значительное
снижение работоспособности. На пятом
уроке, благодаря включению компенсаторных
механизмов, возможно повышение работоспособности,
а затем она резко падает к
шестому уроку.
Недельная динамика
изменения работоспособности
В понедельник происходит «врабатывание»
в учебную работу, вторник и
среда - дни оптимальной работоспособности,
период оптимальной регуляции физиологических
функций. В четверг работоспособность
падает, а наиболее низок ее уровень
в пятницу и субботу.
Динамика работоспособности
в течение года
В течение учебного года динамику
умственной работоспособности рассматривают
по учебным четвертям. Работоспособность,
как правило, значительно снижается
к концу 2-й четверти, что связывают
с естественным снижением функциональных
возможностей организма. Отдых во время
зимних каникул способствует восстановлению
работоспособности учащихся. Но «врабатывание»
в учебный процесс после новогодних
каникул на фоне неблагоприятных
средовых факторов зимы приводит к
тому, что именно февраль оказывается
одним из самых трудных месяцев
для учащихся (М.М. Безруких). В четвертой
четверти умственная работоспособность
школьников снова снижается.
Школьное расписание оценивается
положительно, если образуется кривая
с одним подъемом - во вторник
и среду (как в дни самой
высокой продуктивности), и считается
нерациональным при наибольшей сумме
баллов в понедельник или субботу,
а также при неравномерном
распределении нагрузок в недельном
цикле.
Периоды снижения
работоспособности
В период снижения работоспособности
выделяют 3 зоны: неполной компенсации,
конечного прорыва и прогрессирующего
утомления. Исходя из этого
начало урока, учебной недели,
четверти, года должно быть облегченным,
так как продуктивность учебной
деятельности в это время снижена.
По завершении периода «врабатывания»
к учащимся можно предъявить
более высокие требования. В это
время рекомендуется проводить изложение
нового и сложного материала, контрольные
работы и др. В середине учебной недели
(вторник, среда), четверти и года следует
планировать наибольший объем учебной
нагрузки, факультативные занятия, кружковую
работу и др. По окончании периода высокой
работоспособности, т.е. при появлении
начальных признаков утомления, если речь
идет об учебном дне, рекомендуется проведение
уроков труда, физкультуры или других
предметов, обеспечивающих смену деятельности.
В зоне прогрессивного падения работоспособности
нельзя требовать выполнения интенсивных
нагрузок: при этом происходит истощение
организма, что может отрицательно
сказаться на состоянии здоровья
школьников.
32. Гигиенические требования
к учебному занятию, перемене, составлению
расписания уроков в младших классах.
Максимальная учебная нагрузка
учащихся должна быть в дни наибольшей
работоспособности: вторник и (или)
среда – в 1 – 4 классах; вторник,
среда и (или) пятница – в 5 – 11
классах, равномерно распределена
по другим дням учебной недели Расписание
уроков на учебную неделю составляется
с учетом ранговой шкалы трудности уроков
согласно приложению 8 к настоящим Санитарным
правилам. В расписании уроков в течение
учебного дня необходимо чередовать учебные
предметы, требующие большого умственного
напряжения, сосредоточенности и внимания
(математика, белорусский (русский) язык
в общеобразовательных учреждениях с
русским (белорусским) языком обучения,
иностранный язык – в 3 – 4 классах. Оптимально
изучение учебных предметов, требующих
большого умственного напряжения, сосредоточенности
и внимания, на 2 – 3 уроках в 1 – 4 классах.
Учебные предметы, требующие большого
умственного напряжения, сосредоточенности
и внимания, не должны изучаться на первом
или последнем уроках чаще одного раза
в неделю в одном классе.
Два урока могут быть объединены:
физической культуры при выполнении программы
по лыжной подготовке; по отдельным учебным
предметам, изучаемым на повышенном уровне
(кроме уроков физической культуры); по
учебным предметам, изучаемым в объеме
одного часа в неделю в 10 – 11 классах;
трудового обучения, кроме 1 – 4 классов;
при проведении лабораторных и контрольных
работ.
Контрольные работы в общеобразовательных
учреждениях должны проводиться
в соответствии с графиком, утвержденным
руководителем общеобразовательного
учреждения, не более чем по одному
учебному предмету в день в одном
классе. Проведение контрольных работ
в понедельник и на последних уроках запрещается.
При организации в общеобразовательных
учреждениях образовательного процесса
должны предусматриваться перерывы:
длительность перерыва между первой и
второй сменами должна быть не менее 20
минут; продолжительность перемен должна
быть не менее 10 минут между уроками во
всех классах и 30 минут (большая перемена)
– после второго урока; вместо большой
перемены могут быть перемены по 20 минут
после второго и третьего уроков; во вторую
смену большая перемена может сокращаться
до 20 минут; перед пятым уроком (факультативным
занятием) для учащихся 2 – 4 классов должен
предусматриваться перерыв длительностью
не менее 15 минут, перед шестым уроком
(факультативным занятием) для учащихся
5 – 7 классов и перед седьмым уроком (факультативным
занятием) для учащихся 8 – 11 классов –
не менее 20 минут.
На протяжении учебного года для
учащихся общеобразовательных учреждений
устанавливаются: осенние, зимние и весенние
каникулы общей продолжительностью не
менее 30 календарных дней, а для учащихся
1 – 2 классов – дополнительно каникулы
(третья неделя февраля месяца) продолжительностью
в одну календарную неделю; летние каникулы,
продолжительностью не менее двенадцати
календарных недель, а для учащихся, завершивших
обучение на II ступени общего среднего
образования, – не менее десяти календарных
недель. При неблагоприятных погодных
условиях (ураган, температура атмосферного
воздуха – 250 С и ниже при скорости движения
воздуха более 2 м/сек) местными исполнительными
и распорядительными органами может приниматься
решение о временном приостановлении
образовательного процесса учащихся 1
– 4 классов, а также других классов.
33.Гигиенические требования
к размещению школы, школьному
участку, зданию школы.
Прежде всего, нельзя размещать
здание школы в непосредственной
близости от промышленных предприятий,
выделяющих вредные газы и дым. Уличный
шум мешает нормальной работе школы,
поэтому не следует их размещать
на основных магистралях с большим
движением транспорта. Выполнение этого
условия также будет способствовать
предупреждению несчастных случаев и
предохранять помещения от пыли. Школы
должны быть удалены от мест большого
скопления людей (рынков, вокзалов), от
мест проживания детей — на расстояние
не более 1—1,5 км. Поэтому лучше всего располагать
школы внутриквартально или в боковых
тихих улицах.
В зависимости от типа
школы площадь участка ее может
быть от 1,7 до 3 км2. Располагаться участок
должен на возвышенной местности с уклоном
для стока дождевой воды. Почва школьного
участка должна быть сухой. На школьном
участке предусматриваются следующие
зоны: учебно-опытная, отдыха, хозяйственная
и спортивная. Спортивная зона занимает
35—40 % всей площади земельного
участка и включает площадки для спортивных
игр: футбольную, волейбольную, баскетбольную.
Учебно-опытная зона имеет
большое значение для политехнического
образования школьников. Она представлена
площадками для опытных культур,
огорода, фруктового сада и
ягодных кустарников. Здесь же
может быть выделен участок
и для опытных животных.
Зона отдыха включает отдельные
площадки для подвижных игр.
Хозяйственный двор располагают
вдали от спортивных и игровых
площадок с отдельным въездом
с улицы. Хозяйственная зона
предназначена для хранения топлива,
пищевых продуктов, инвентаря
и т. д. При отсутствии канализации
здесь устанавливают уборную и мусорный
ящик. Хозяйственный двор от других зон
отделяется зелеными насаждениями.
Зеленые насаждения на школьном
участке занимают 40—50 % его площади,
размещаются по периметру полосой
не менее 1,5 м, а со стороны
улицы — б м. Зеленые насаждения
хорошо защищают от пыли как
сам участок, так и помещения
школы. Чтобы зеленые насаждения
не препятствовали проникновению
прямых солнечных лучей в помещение,
расстояние от здания школы
до деревьев должно составлять
10, а до кустарников — 5 м.
Основным гигиеническим требованием
к зданию школы является обеспечение
в нем здоровой воздушной среды,
теплового и светового режима.
Большое значение имеет также
этажность здания, размещение отдельных
помещений, устройство лестниц
и т. д.
Здание школы не должно
иметь больше 4 этажей, так как
многоэтажность затрудняет выход детей
на участок во время перемен, создает излишнюю
нагрузку на сердечно-сосудистую систему,
а также может помешать быстрой эвакуации
при возможных несчастных случаях (например,
пожар). На первом и втором этажах следует
размещать классы для младших школьников,
на третьем — для учащихся среднего возраста,
на четвертом — для учащихся старшего
возраста.
Лестницы должны обеспечивать
удобный и неутомительный подъем
и передвижение большого количества
детей. Глубина каждой ступени
лестницы должна составлять 27—
30 см, а высота подъема— 13—14 см. Каждый
марш лестницы должен иметь
не более 12—13 ступеней.
Территория общеобразовательного
учреждения должна содержаться в
чистоте. В теплое время года при
сухой и жаркой погоде территория
до начала работы должна поливаться водой,
в зимнее – своевременно очищаться
от снега и льда и посыпаться песком.
Контейнеры для сбора мусора должны очищаться
с последующей дезинфекцией при их заполнении
на 2/3 объема.
При входе в здания общеобразовательного
учреждения предусматриваются устройства
для очистки обуви, устанавливаются
урны, очистка которых должна производиться
ежедневно и по мере заполнения.
Все помещения общеобразовательного
учреждения должны содержаться в
чистоте, для чего они подлежат ежедневной
влажной уборке с применением
моющих средств (или моющих средств
и средств дезинфекции) в соответствии
с инструкциями по их применению при
открытых окнах и фрамугах. Ежедневной
влажной уборке подлежат полы, подоконники,
мебель, классные доски, дверные ручки,
санитарно-техническое оборудование.
При уборке помещений используются средства
малой механизации, пылесосы.
34.Воздушно-тепловой режим
школьных помещений и способы
его поддержания.