Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Динамика работоспособности  в течение урока.

Динамика работоспособности, как  известно, имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное  повышение показателей умственной работоспособности, происходит вхождение  в деятельность, приспособление к  ней, врабатывание. Итак, урок: первые 3-5 минут - врабатывание. Но этот период можно  сократить, если сразу же создать  ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей  работе. Затем наступает устойчивый период - оптимум, период самой высокой  работоспособности, продолжительность  которого различна и зависит от вида работы и состояния организма, возраста ребенка. Сколько он продолжается? 20-25 минут, но этот период можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. В то же время необходимо помнить, что  высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы не может продолжаться более 25 минут. Потом появляются первые признаки утомления - снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство (двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребенка, он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления), нарастание числа отвлечений - это период компенсаторной перестройки. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций - это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Чтобы предупредить нарастание утомления, именно в этот период полезно отрегулировать величину нагрузки. Если деятельность продолжается с той же интенсивностью, то вслед за периодом компенсаторной перестройки развивается утомление и снижается работоспособность. Пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка с веселой песенкой, а может быть сказка, психогимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, шутка, игра - энергизатор. Такое переключение позволяет повысить работоспособность, «отодвинуть» утомление. Очень важно вводить в физкультпаузы упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это благотворно действует на состояние нервной системы. После этого 5-10 минут эффективной работы, и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности.

Динамика работоспособности  учащихся младших классов течение учебного дня

У учащихся младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит "врабатывание" в учебную работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических  показателей и работоспособности  наблюдается у учащихся на вторых и третьих уроках. Начиная с  четвертого урока, у большинства  учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических  функций и работоспособности  учащихся отмечается на последних уроках.

В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, математику, русский язык, иностранный язык) - лучше чередовать их с менее трудными (например, с историей, природоведением). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключений с умственной деятельности на физическую, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми).

Динамика работоспособности  учащихся средних и старших классов

Дневная динамика работоспособности  учащихся средних и старших классов  носит другой характер. На четвертом  уроке наблюдается весьма значительное снижение работоспособности. На пятом  уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а затем она резко падает к  шестому уроку.

Недельная динамика изменения работоспособности

В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и  среда - дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических  функций. В четверг работоспособность  падает, а наиболее низок ее уровень  в пятницу и субботу.

Динамика работоспособности  в течение года

В течение учебного года динамику умственной работоспособности рассматривают  по учебным четвертям. Работоспособность, как правило, значительно снижается  к концу 2-й четверти, что связывают  с естественным снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время  зимних каникул способствует восстановлению работоспособности учащихся. Но «врабатывание» в учебный процесс после новогодних каникул на фоне неблагоприятных  средовых факторов зимы приводит к  тому, что именно февраль оказывается  одним из самых трудных месяцев  для учащихся (М.М. Безруких). В четвертой  четверти умственная работоспособность  школьников снова снижается.

Школьное расписание оценивается  положительно, если образуется кривая с одним подъемом - во вторник  и среду (как в дни самой  высокой продуктивности), и считается  нерациональным при наибольшей сумме  баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном  распределении нагрузок в недельном  цикле.

Периоды снижения работоспособности

 В период снижения работоспособности  выделяют 3 зоны: неполной компенсации,  конечного прорыва и прогрессирующего  утомления. Исходя из этого  начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным,  так как продуктивность учебной  деятельности в это время снижена.  По завершении периода «врабатывания»  к учащимся можно предъявить  более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

В зоне прогрессивного падения работоспособности  нельзя требовать выполнения интенсивных  нагрузок: при этом происходит истощение  организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

32. Гигиенические требования к учебному занятию, перемене, составлению расписания уроков в младших классах.

Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: вторник и (или) среда – в 1 – 4 классах; вторник, среда и (или) пятница – в 5 – 11 классах, равномерно  распределена по другим дням учебной недели Расписание уроков на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности уроков согласно приложению 8 к настоящим Санитарным правилам. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский (русский) язык в общеобразовательных учреждениях с русским (белорусским) языком обучения, иностранный язык – в 3 – 4 классах. Оптимально изучение учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, на 2 – 3 уроках в 1 – 4 классах. Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не должны изучаться на первом или последнем уроках чаще одного раза в неделю в одном классе.

Два урока могут быть объединены: физической культуры при выполнении программы по лыжной подготовке; по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме уроков физической культуры); по учебным предметам, изучаемым в объеме одного часа в неделю в 10 – 11 классах;  трудового обучения, кроме 1 – 4 классов; при проведении лабораторных и контрольных работ. 

Контрольные работы в общеобразовательных  учреждениях должны проводиться  в соответствии с графиком, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном  классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается.

При организации в общеобразовательных  учреждениях образовательного процесса должны предусматриваться перерывы: длительность перерыва между первой и второй сменами должна быть не менее 20 минут; продолжительность перемен должна быть не менее 10 минут между уроками во всех классах и 30 минут (большая перемена) – после второго урока; вместо большой перемены могут быть перемены по 20 минут после второго и третьего уроков; во вторую смену большая перемена может сокращаться до 20 минут; перед пятым уроком (факультативным занятием) для учащихся 2 – 4 классов должен предусматриваться перерыв длительностью не менее 15 минут, перед шестым уроком (факультативным занятием)  для учащихся 5 – 7 классов и перед седьмым уроком (факультативным занятием) для учащихся 8 – 11 классов – не менее 20 минут.

На протяжении учебного года для  учащихся общеобразовательных учреждений устанавливаются: осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся 1 – 2 классов – дополнительно каникулы (третья неделя февраля месяца) продолжительностью в одну календарную неделю; летние каникулы, продолжительностью не менее двенадцати календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – не менее десяти календарных недель. При неблагоприятных погодных условиях (ураган, температура атмосферного воздуха – 250 С и ниже при скорости движения воздуха более 2 м/сек) местными исполнительными и распорядительными органами может приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса учащихся 1 – 4 классов, а также других классов.

 

 

33.Гигиенические требования  к размещению школы, школьному  участку, зданию школы.

Прежде всего, нельзя размещать  здание школы в непосредственной близости от промышленных предприятий, выделяющих вредные газы и дым. Уличный  шум мешает нормальной работе школы, поэтому не следует их размещать  на основных магистралях с большим  движением транспорта. Выполнение этого  условия также будет способствовать предупреждению несчастных случаев и предохранять помещения от пыли. Школы должны быть удалены от мест большого скопления людей (рынков, вокзалов), от мест проживания детей — на расстояние не более 1—1,5 км. Поэтому лучше всего располагать школы внутриквартально или в боковых тихих улицах.

 В зависимости от типа  школы площадь участка ее может  быть от 1,7 до 3 км2. Располагаться участок должен на возвышенной местности с уклоном для стока дождевой воды. Почва школьного участка должна быть сухой. На школьном участке предусматриваются следующие зоны: учебно-опытная, отдыха, хозяйственная и спортивная. Спортивная зона занимает 35—40 %   всей   площади   земельного   участка и включает площадки для спортивных игр: футбольную, волейбольную, баскетбольную.

 Учебно-опытная зона имеет  большое значение для политехнического  образования школьников. Она представлена  площадками для опытных культур,  огорода, фруктового сада и  ягодных кустарников. Здесь же  может быть выделен участок  и для опытных животных.

 Зона отдыха включает отдельные  площадки для подвижных игр.

 Хозяйственный двор располагают  вдали от спортивных и игровых  площадок с отдельным въездом  с улицы. Хозяйственная зона  предназначена для хранения топлива,  пищевых продуктов, инвентаря  и т. д. При отсутствии канализации здесь устанавливают уборную и мусорный ящик. Хозяйственный двор от других зон отделяется зелеными насаждениями.

 Зеленые насаждения на школьном  участке занимают 40—50 % его площади,  размещаются по периметру полосой  не менее 1,5 м, а со стороны  улицы — б м. Зеленые насаждения  хорошо защищают от пыли как  сам участок, так и помещения  школы. Чтобы зеленые насаждения  не препятствовали проникновению  прямых солнечных лучей в помещение,  расстояние от здания школы  до деревьев должно составлять 10, а до кустарников — 5 м.

 Основным гигиеническим требованием  к зданию школы является обеспечение  в нем здоровой воздушной среды,  теплового и светового режима. Большое значение имеет также  этажность здания, размещение отдельных  помещений, устройство лестниц  и т. д.

 Здание школы не должно  иметь больше 4 этажей, так как  многоэтажность затрудняет выход детей на участок во время перемен, создает излишнюю нагрузку на сердечно-сосудистую систему, а также может помешать быстрой эвакуации при возможных несчастных случаях (например, пожар). На первом и втором этажах следует размещать классы для младших школьников, на третьем — для учащихся среднего возраста, на четвертом — для учащихся старшего возраста.

 Лестницы должны обеспечивать  удобный и неутомительный подъем  и передвижение большого количества  детей. Глубина каждой ступени  лестницы должна составлять 27—  30 см, а высота подъема— 13—14 см. Каждый  марш лестницы должен иметь  не более  12—13 ступеней.

Территория общеобразовательного учреждения должна содержаться в  чистоте. В теплое время года при  сухой и жаркой погоде территория до начала работы должна поливаться водой, в зимнее – своевременно очищаться  от снега и льда и посыпаться песком. Контейнеры для сбора мусора должны очищаться с последующей дезинфекцией при их заполнении на 2/3 объема.

При входе в здания общеобразовательного учреждения предусматриваются устройства для очистки обуви, устанавливаются  урны, очистка которых должна производиться  ежедневно и по мере заполнения.

Все помещения общеобразовательного учреждения должны содержаться в  чистоте, для чего они подлежат ежедневной влажной уборке с применением  моющих средств (или моющих средств  и средств дезинфекции) в соответствии с инструкциями по их применению при  открытых окнах и фрамугах. Ежедневной влажной уборке подлежат полы, подоконники, мебель, классные доски, дверные ручки, санитарно-техническое оборудование. При уборке помещений используются средства малой механизации, пылесосы.

 

34.Воздушно-тепловой режим  школьных помещений и способы  его поддержания.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"