Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ВАФ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.

Человек с его  анатомическим строением, физиологическим  и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического  мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.

Физиология изучает течение жизненных процессов на уровне всего организма, отдельных органов и систем органов, а также на уровне отдельных клеток и молекул. На современном этапе развития физиологии она вновь объединяется с науками, когда-то отделившимися от неё: биохимией, молекулярной биологией, цитологией и гистологией.

Различия между анатомией и физиологией

Анатомия описывает  структуры (строение) организма в статическом состоянии.

Физиология  описывает процессы и явления  организма в динамике (т.е. в движении, в изменении).

Связь с другими  науками:

Гигиена изучает влияние условий быта, учебы и труда на здоровье людей. Базируясь на анатомии и физиологии, она разрабатывает нормы питания, определяет продолжительность рабочего дня и отпуска для представителей различных профессий, в том числе для артистов балета. 
 
В психологии и педагогике

Психология   — наука о психической, «душевной» деятельности человека. С помощью анатомии и физиологии она выявляет зависимость психической деятельности (мышления, сознания) от физиологических процессов, протекающих в организме человека.  Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущно¬сти человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагаю¬щими при разработке режима жизни детей; организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-мате¬риальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, кото¬рые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста. 

 

 

2. Организм человека как единая целостная система. Уровни организации организма.

Организм человека — это целостная система, которая владеет свойствами: обменом веществ и энергии, раздражимостью, гомеостазом, саморегуляцией, саморепродукцией, адаптацией, ростом и развитием.

Организм  как единое целое

Организм — это  единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Уровни  организации орг-а

молекулярный, клеточный, тканевой, организменный

клетка - ткань - орган - система - организм.  
Примеры:  
остеоцит - костная ткань - кость - скелет - человек.  
кардиомиоцит - миокард - сердце - кровеносная система - человек.

 

 

3. Понятии о росте  и развитии детского орг-а

Понятие рост и развитие детского организма 
 
Рост и развитие человека является непрерывным и поступательным процессом который начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. Он включает тесно связанные между собой факторы:

1) собственно рост (непрерывное увеличение длины, объема и массы тела за счет увеличения количества клеток (кости, легкие) или их размеров (мышцы. Нервная ткань)) 

2) дифференцировка (Дифференцировка — это процесс, в результате которого клетка становится специализированной, т.е. приобретает химические, морфологические и функциональные особенности) органов и тканей. Т.е.

3) приобретения  организмом характерных для него  форм (формообразования). 

Развитие характеризуется  изменением качественных показателей, которые приводят к повышению уровня сложности систем организма, осложнения их взаимодействия и процессов регуляции.Процесс развития протекает неравномерно, скачкообразно. Постепенные количественные изменения в процессе роста организма приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. В периоды замедления роста происходит наибольшая дифференцировка тканей и формообразования. 
 
Кроме неравномерности и непрерывности важными закономерностями роста и развития детей является гетерохрония и явление опережающего созревания жизненно важных функций. Отдельные органы и системы развиваются взаимосвязано, не изолированно друг от друга и зависят от влияния условий окружающей среды. 
Периоды развития организма

Отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные периоды жизни. Это обусловлено особенностями функционирования детского организма. Основными этапами развития являются эмбриональный (внутриутробный) и постнатальный (начинается с момента рождения). В эмбриональный период закладываются все органы, ткани, происходит их дифференцировка. В постнатальный период (период детства) продолжают развиваться органы и системы, происходит качественная перестройка функций организма. Для лучшего понимания и систематизации этих процессов разработаны различные варианты периодизации развития ребенка.Одна из них, в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии (по А.А. Маркосян) приведена ниже: 
 
Новорожденный (1-10 дней); 
Грудной период (10 дней - 1 год); 
Раннее детство (1-3 года); 
Первое детство (4-7 лет); 
Второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки); 
Подростковый период (13-16 лет - мальчики, 12-15 лет девочки); 
Юношеский период (17-21 год - юноши, 16-20 лет - девушки; 
Зрелый возраст - I период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 - для женщин; 
Зрелый возраст - II период - 36-60 лет для мужчин, 35-55 - для женщин; 
Преклонный возраст - 61-74 - для мужчин, 56-74 - для женщин; 
Старческий возраст - 75-90 лет; 
Долгожители - 90 лет и более. 

Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социальных критериев: 
 
Немовлячий - до одного года 
Предшкольного - с 1 до 3 лет; 
Дошкольное - с 3 до 6-7 лет; 
Младший школьный - с 6 до 11-12 лет; 
Средний школьный - с 11-12 до 15 лет; 
Старший школьный - с 15 до 17-18 лет. 
Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками существуют и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. 

4. Физическое и психическое развитие. Свойства роста и развития: непрерывность, гетерохромность, гармоничность.

Физическое  развитие ребенка, представляет собой  процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменении функциональной деятельности его различных органов и систем. Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов. Физическое и психическое развитие дУгей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга. 
О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.

 

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется в  трех видах:

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.( Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):

  • увеличенная длина и масса тела новорожденных по сравнению с аналогичными величинами 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.)

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Непрерывность – постоянный рост тела, мышц, органов, клеток, костей и всего остального без торможения.

 

5. Возростная  переодизация. Онтогенез и его  периоды

Возрастная периодизация онтогенеза человека

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза. В пределах трех возрастных этапов (эволюционного, стабильного и инволюционного) согласно схеме возрастной периодизации, одобренной Академией педагогических наук, выделяется двенадцать возрастных периодов постнатального развития. При этом до 7 и после 75 лет их границы не имеют половых различий. В промежутке между указанными возрастами границы этих периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин

 

    1. Пренатальный период (внутриутробное развитие): 
       
      1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес. 
       
      2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения) 
       
      ^ II. Постнатальный период: 
       
       
      1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые  
       
      10 дней постнатального периода 
       
       
      2. Период новорожденности - первый месяц жизни 
       
      3. Грудной возраст - от 1 мес. до 1 года 
       
      4. Раннее детство - 1 - 3 лет 
       
      5. Первое детство - 4 - 7 лет 
       
      6. Второе детство - 8 - 11 лет (девочки) 
       
      8 - 12 лет (мальчики) 
       
      7. Подростковый (пубертатный) период - 12-15 лет (девочки)  
       
      8. Юношеский возраст - 16-20 лет (девушки) 
       
      17 - 21 год (юноши) 
       
      9. Зрелый возраст: 1 период - 21 - 35 лет (женщины) 
       
      22 - 35 лет (мужчины) 
       
      2 период - 36 - 55 лет (женщины) 
       
      36 - 60 лет (мужчины) 
       
      10. Пожилой возраст - 56 - 74 года (женщины) 
       
      61 - 74 года (мужчины) 
       
      11. Старческий возраст - 75 - 90 лет 
       
      12. Долгожители - 90 лет и выше

 

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо + γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (прибесполом размножении) до конца жизни.

 

Растущий организм всегда развивается индивидуально. Определенное значение в этом процессе имеют критические(сенсетивные) периоды индивидуального развития. Особенностью этих периодов является высокая чувствительность организма к различным внешним раздражителям, с которыми он мало или совсем не взаимодействовал в предыдущий возрастной период. 

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии