Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ВАФ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ:

В основу классификации  могут быть положены различные признаки: природа действующего раздражителя, характер возникающих ощущений, уровень  чувствительности рецепторов, скорость адаптации, роль и др. 

 

По назначению (по роли).

1. Внешние анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внешней среды. Их возбуждение воспринимается субъективно в виде ощущений.

–зрительный;

–слуховой;

–обонятельный;

–вкусовой;

–тактильный;

–температурный. 

 

2. Внутренние (висцеральные) анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса.

Колебания в пределах нормы у здорового человека обычно не воспринимаются субъективно в  виде ощущений. Однако информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль врегуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление организма к различным сторонам его жизнедеятельности.  

 

НО: изменение некоторых  констант организма может восприниматься субъективно в виде ощущений (жажда, голод, половое влечение), формирующихся  на основе биологических потребностей. Для удовлетворения этих потребностей включаются поведенческие реакции. 

 

3. Анализаторы положения тела – воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела друг относительно друга.

–вестибулярный;

–двигательный (кинестетический).

Импульс доходит до нашего сознания.

4. Болевой анализатор – выделяется отдельно в связи с особым значением для организма – он несет информацию о повреждающих действиях.

Болевые ощущения могут возникать  при раздражении как экстеро-, так и интерорецепторов.

15. Учение Павлова об  анализаторах, их роль в познании  окр. Мира.

Основные направления  научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения  и высшей, нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга -- высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата “ошибки” процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Иван Петрович преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных “приборов”, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как “сигналу сигналов” мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о “динамическом стереотипе” как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

 

16. зрительный анализатор. Его строение и ф-ии

Анализаторы – сложные чувствительные образования  нервной системы, воспринимающие раздражения  из окружающей среды и ответственные  за формирование ощущений. Различают три части любого анализатора:  

 

  1. Воспринимающая – состоит из рецепторов.
  2. Проводниковая – представлена афферентными нервами и восходящими путями и нейронами ЦНС, передающими возбуждение в кору головного мозга.
  3. Центральная – часть коры головного мозга, к клеткам которой поступает информация от рецепторов. В ней происходит окончательное различение раздражителя и формируются ощущения.

Зрительный  анализатор 

 

Вспомогательные:  

 

  • брови – отводят пот со лба
  • веки – защищают глаза от чрезмерных световых лучей
  • слезный аппарат – смачивают, очищают, дезинфицируют глаза

Оболочки  глаза: 

 

  • белочная – внешняя, плотная, состоит из соединительной ткани – защитная
  • сосудистая – средняя, пронизана сосудами – питает глаза
  • сетчатка – внутренняя, в состав ее входят фоторецепторы – воспринимает свет

Оптическая  система глаза: 

 

  • роговица – прозрачная передняя часть белочной оболочки – пропускает и преломляет лучи
  • радужная оболочка – передняя часть сосудистой оболочки – образует зрачок, содержит пигмент, придающий цвет глазу
  • зрачок – отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами – расширяясь и сужаясь, регулирует количество поступаемых в глаз световых лучей
  • хрусталик – двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей – преломляет и фокусирует лучи света, изменяет кривизну
  • стекловидное тело – прозрачное тело в состоянии коллоида – заполняет глазное яблоко, пропускает лучи света

Световоспринимающие части глаза: 

 

  • фоторецепторы – в сетчатке в форме палочек и колбочек – палочки воспринимают форму, а колбочки – цвет

Проводниковый путь: 

 

  • зрительный нерв – волокна от рецепторов в сетчатке до стволовой части головного мозга – воспринимает возбуждение с палочек и колбочек, передает в зрительную зону коры больших полушарий
  • восходящий путь – нейроны и их отростки, идущие до коры головного мозга
  • зрительная зона коры больших полушарий – нервные клетки, расположенные в затылочной доле коры больших полушарий – происходит анализ возбуждений и формирование зрительных ощущений.

17. Слуховой анализатор. Его строение и ф-ии. Возрастные особенности

Название анализатора

Строение

Функции

Слуховой  анализатор -ухо

Наружное ухо:  ушная  раковина -хрящевая, неподвижная, барабанная перепонка

•       Защищает ухо, улавливает звуки и их направление

•       Соединяет  ушную  раковину и среднее ухо. Проводит звук

•       Звуковые волны проходят через наружное ухо в среднее ухо  

 

Среднее ухо: узкая (барабанная) полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки: молоточек,   наковальня, стремечко, подвижно соединенные между собой, слуховая (евстахиева)труба

•       Проводит слуховые колебания

•       Молоточек воспринимает колебания, передает их на наковальню и стремечко

-   Соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления  

 

Внутреннее ухо представляет собой полость, заполненную жидкостью. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха и орган равновесия

Орган слуха: улитка - система лабиринтов, извилистых каналов. Посередине улитки проходит перепончатая перегородка, состоящая из 24 ООО туго натянутых волокон различной длины На волоконцах располагаются цилиндрические клетки с волосками, образующие кортиев орган - слуховой рецептор. Система лабиринтов заполнена жидкостью, а также там находятся слуховые рецепторы

Овальное  окно передает колебания от стремечка через жидкость внутреннего уха на волоконца улитки. Колебания  жидкости внутреннего уха преобразуются слуховыми рецепторами в нервные импульсы

Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью  – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.

У зародыша органы слуха развиваются из слухового  пузырька, который вначале сообщается с наружной поверхностью тела, но по мере развития эмбриона отшнуровывается  от кожных покровов и образует три полукружных канала, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Часть первичного слухового пузырька, которая связывает эти каналы, называют преддверием. Оно состоит из двух камер – овальной (маточки) и круглой (мешочка).

В нижнем отделе преддверия из тонких перепончатых камер образуется полый выступ, или язычок, который у зародышей вытягивается, а затем скручивается в виде улитки. Язычок образует кортиев орган (воспринимающую часть органа слуха). Этот процесс происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон слухового нерва. В последние месяцы внутриутробного развития начинается дифференцировка клеток в корковом отделе слухового анализатора, протекающая особенно интенсивно в первые два года жизни. Заканчивается формирование слухового анализатора к 12-13-летнему возрасту.

18. Отличие условных рефлексов  от безусловных. Условия, механизмы  образования и пути замыкания  условных рефлексов.

Рефлексы

 

Безусловные

Условные

     

1

Врожденные

Приобретенные

2

Наследуются

Вырабатываются

3

Видовые

Индивидуальные

4

Нервные связи постоянные

Нервные связи временные

5

Более сильные

Более слабые

6

Более быстрые

Более медленные

7

Трудно тормозятся

Легко тормозятся


 
В осуществлении безусловных рефлексов принимают участие в основном подкорковые отделы ЦНС (мы их называем также"низшие нервные центры". Поэтому эти рефлексы могут осуществляться у высших животных и после удаления у них коры больших полушарий. Однако удалось показать, что после удаления коры больших полушарий характер протекания безусловнорефлекторных реакций меняется. Это дало основание говорить о корковом представительстве безусловного рефлекса. 
 Количество безусловных рефлексов сравнительно невелико. Они сами по себе не могут обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни. Условных рефлексов вырабатывается в течение жизни организма великое множество, многие из них утрачивают своё биологическое значение при изменении условий существования, угасают, вырабатываются новые условные рефлексы. Это даёт возможность животным и человеку наилучшим образом приспосабливаться к меняющимся условиям среды. 
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определённое изменение внутреннего состояния организма. Если ежедневно в определённый час кормить собаку, то к этому часу у неё ещё до кормления начинается секреция желудочного сока. Здесь условным раздражителем стало время. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приёма пищи в одно и тоже время, постоянном времени отхода ко сну. 
Чтобы выработался условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т.е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в соловой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. 
При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражения.

19. Возрастные особенности условных рефлексов.  

Условные рефлексы в период новорожденности  носят очень ограниченный характер. Уже в первые дни жизни ребенка  можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей  и повышенной двигательной активности. При строгом режиме кормления на 6-7 день у младенцев происходит условно-рефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 минут до кормления, и повышается газообмен перед приемом пищи. 
 
С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения. Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. 
 
У детей дошкольного возраста значительно возрастает роль подражательного и игрового рефлекса. Так играя в куклы, дети точно копируют жесты, слова, манеры, воспитателей, родителей и т.д. 
 
Скорость образования условных рефлексов у детей старше 10 лет и у взрослых практически не отличается. В подростковом периоде затрудняется образование временных связей, а также уменьшается скорость образования условных рефлексов. Поэтому особенности высшей нервной деятельности требует внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса. 
 
Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе обеспечивает точность и гибкость высшей нервной деятельности. По своему внешнему проявлению торможение противоположно возбуждению. Различают безусловное и условное торможение. 

20. Речь. Её физиологические механизмы. Развитие речи у детей.

Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека.

Физиологическим основой речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий  головного мозга Раздражителями для него слова, \"сигналы сигналов\" (И П Павлов), заменяющие непосредственные предметом этике и их свойства Как раздражитель слово имеет три формы выражения: слово слышанное, слово увиденное, слово произнесенное Функционирование его связано с деятельностью периферийного аппарата речи и центрально- мозговых физиологических механизмечних механізмів.

Периферийный, или голосовой, аппарат вещания  состоит из трех частей:

1) легких, бронхов,  трахеи;

2) гортани;

3) глотки, полости  носа, носоглотки, язычка, неба, языка, зубов и губ

Каждый из этих органов играет определенную роль в  образовании звуков речи

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии