Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ВАФ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Деятельность периферийного  речевого аппарата - зона влияния коры больших полушарий головного  мозга, которой она направляется и функцией которого она является Эта функция свойственна только человеческому мозгу Языковые зоны ко ори представлены несколькими анализаторами, взаимодействующих и координационно связаны со всей деятельностью нервной системми.

Речь как рефлекторный по своей природе акт осуществляется с участием второй сигнальной системы и в тесной взаимосвязи с первой сигнальной системой

Слово, благодаря опыту  человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями Раздражение  поступают к коре больших полушарий  и могут сигнализировать о них, изменять их или вызвать определенные реа акции на них В результате в коре образуются соответствующие системы временных нервных связейів.

В образовании этих связей участвуют зрительный, слуховой и  двигательный анализаторы

Кора больших полушарий  двусторонне-эфферентными и афферентными путями связана с различными частями периферийного речевого аппарата

Развитие моторной речи начинается с 1,5 - месячного возраста. Дети постепенно издают всё более  сложные звукосочетания, которые  называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже станут элементами членораздельной речи. 
Для правильного развития речи чрезвычайно важно участие двигательного анализатора. Ограничение общей подвижности ребёнка отрицательно сказывается на развитии речевой функции и всего психического развития ребёнка. 
В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того момента, как ребёнок научился говорить, ведёт к глухонемоте. 
Речь ребёнка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или комбинации становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Это происходит к концу первого - началу второго года жизни ребёнка. С этого времени слово становится сигналом сигналов. 
На 2- м году жизни начинается усиленное развитие речи, усвоение ребёнком грамматического строя языка. 
Речь ребёнка - дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов.

21. внимание, память, их физиологические механизмы

Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект.

 Физиологическая основа внимания

Физиологической основой внимания является общая  активация мозга, связанная с  деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют несколько стадий или уровней, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга.

Внимание состоит  в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Для того, чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Т.е. внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса. 

 

Центральные механизмы  внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. В Н.С. одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие. Это основное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Т.о., важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским А.А.

Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей. 

Доминанта является физиологической  основой внимания. 

Таким образом, внимание осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Физиологические механизмы памяти - конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. О. Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: кратковременную - , основанную на реверберации - электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, сохранение и долговременную - , основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющимся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы - из - за консолидации следа памяти - кратковременная форма памяти может перейти в долговременную.

 

22. Типы  высшей нервной деят-сти у детей.  Зависимость от соц. Факторов, процессов обучения и воспитания

Тип ВНД ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей и подростков, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессоввозбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа  ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей  ВНД с  типологическими свойствами ВНД.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического  подхода к детям с различными типами  ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Н.И.Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности  нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа ВНД:

1.Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. 

 
2. Сильный, уравновешенный, медленный  – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3.Сильный,  повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный –  холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4.Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип.Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиямобучения, к изменениям вообще.  Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем  школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается  неполная уравновешенность нервных  процессов с некоторым преобладанием  возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения,  что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические  особенности нервной системы  четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.

23. Значение и ф-ии крови. Её количество и состав.

1.2 Значение крови

Поступающие в  организм питательные вещества и  кислород крови разносятся по организму  и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделение продуктов обмена. Находясь в непрерывном движении, кровь обеспечивает постоянство состава тканевой жидкости, непосредственно соприкасающейся с клетками. Следовательно, кровь выполняет важнейшую роль в обеспечении постоянства внутренней среды. Поглощение кровью кислорода и вынос углекислого газа называют дыхательной функцией крови. В легких кровь обогащается кислородом и отдает углекислый газ, который затем удаляется в окружающую среду с выдыхаемым воздухом. Протекая через капилляры различных тканей и органов, кровь отдает им кислород и поглощает углекислый газ.

Кровь осуществляет транспортную функцию - перенос питательных веществ из органов пищеварения в клетки и ткани организма и вынос продуктов распада. В процессе обмена веществ в клетках постоянно образуются вещества, которые уже не могут быть использованы для нужд организма, а часто оказываются и вредными для него. Из клеток эти вещества поступают в тканевую жидкость, а затем в кровь. Кровью эти продукты доставляются к почкам, потовым железам, легким и выводятся из организма.

Кровь выполняет защитную функцию. В организм могут поступать ядовитые вещества или микробы. Они подвергаются разрушению и уничтожению некоторыми клетками крови или склеиваются и обезвреживаются особыми защитными веществами.

Кровь участвует  в гуморальной регуляции деятельности организма, выполняет терморегуляторную функцию,охлаждая энергоемкие органы и согревая органы, теряющие тепло.

 

Состав

Кровь состоит из жидкой части плазмы и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. На долю форменных элементов приходится 40 – 45%, на долю плазмы – 55 – 60% от объема крови. Это соотношение получило название гематокритного соотношения, илигематокритного числа. Часто под гематокритным числом понимают только объем крови, приходящийся на долю форменных элементов.

Плазма крови

В состав плазмы крови входят вода (90 – 92%) и  сухой остаток (8 – 10%). Сухой остаток  состоит из органических и неорганических веществ. К органическим веществам плазмы крови относятся белки, которые составляют 7 – 8%. Белки представлены альбуминами (4,5%), глобулинами (2 – 3,5%) и фибриногеном (0,2 – 0,4%).

Форменные элементы крови

К форменным  элементам крови относятся 

Эритроциты(эр. человека лишены ядра и состоят из стромы, заполненной гемоглобином, и белково-липидной оболочки)

лейкоциты(белые кровяные тельца, представляют собой бесцветные клетки, содержащие ядро и протоплазму, размером от 8 до 20 мкм) и

тромбоциты(Тромбоциты, или кровяные пластинки – плоские клетки неправильной округлой формы диаметром 2 – 5 мкм. Тромбоциты человека не имеют ядер).

Количество  крови 

в организме  человека меняется с возрастом. У  детей крови относительно массы  тела больше, чем у взрослых (табл.15) У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года-10,9%, у детей 14 лет-7%. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме. У взрослых людей массой 60-70 кг общее количество крови 5-5,5 л.

24. Эритроциты, их строение и ф-ии

Повышение количества эритроцитов в крови  называется эритроцитозом, уменьшение эритропенией, что часто сопутствует  малокровию, или анемии. При анемии может быть снижено или число  эритроцитов, или содержание в них  гемоглобина, или и то и другое. Как эритроцитозы, так и эритропении бывают ложными в случаях сгущения или разжижения крови и истинными.

Эритроциты человека лишены ядра и состоят из стромы, заполненной гемоглобином, и белково-липидной оболочки. Эритроциты имеют преимущественно форму двояковогнутого диска диаметром 7,5 мкм, толщиной на периферии 2,5 мкм, в центре – 1,5 мкм. 

Эритроциты выполняют  в организме следующие функции:

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии