Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6
1.2 Общая характеристика проблемы внимания в структуре познавательных процессов младших школьников……………………………………………….13
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34
2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35
2.3 Результаты исследования……………………………………………………41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая работа Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей.doc

— 880.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Первый уровень (высокий) учебной мотивации не выявлен у младших школьников. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
  2. Второй уровень (хорошая школьная мотивация) характерен для 23,33 % младших школьников, где 3,33 % составляют мальчики и 20 % — девочки. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень (положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью) характерен для 26,66 % младших школьников, где 10 % составляют мальчики и 16,66 % — девочки. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
  4. Четвертый уровень (низкая школьная мотивация) характерен для 20 % младших школьников, где 16,66 % составляют мальчики и 3,33 % — девочки. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.
  5. Пятый уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация) характерен для 30 % младших школьников, где 20 % составляют мальчики и 10 % — девочки. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Они часто плачут, просятся домой.

В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 — Проявления уровня учебной мотивации у младших школьников

 

Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен пятый (20 %) и четвертый (16,66 %) уровень учебной мотивации. То есть, дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Для большинства девочек в младшем школьном возрасте характерен третий (16,66 %) и второй (20 %) уровень учебной мотивации. То есть, дети успешно справляются с учебной деятельностью и достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Некоторые из них ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Применив анкету диагностики уровня самоконтроля учебной деятельности, был изучен уровень самоконтроля младших школьников. Первичные эмпирические данные отражены в Приложении 3. Полученные диагностические данные структурированы в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 — Проявления уровня учебной мотивации у младших школьников

Уровень

Мальчики

Девочки

Всего

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Низкий

6

20

3

10

9

30

Средний

8

26,66

6

20

14

46,66

Высокий

1

3,33

6

20

7

23,33

Всего

15

50

15

50

30

100


 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Низкий уровень самоконтроля учебной деятельности характерен для 30 % младших школьников, где 20 % составляют мальчики и 10 % — девочки. Такие учащиеся не умеют проверять свою работу и не понимают для чего это нужно.
  2. Средний уровень самоконтроля учебной деятельности характерен для 46,66 % младших школьников, где 26,66 % составляют мальчики и 20 % — девочки. Такие учащиеся не всегда проверяют свою работу, затрудняются в выборе способа проверки.
  3. Высокий уровень самоконтроля учебной деятельности характерен для 23,33 % младших школьников, где 3,33 % составляют мальчики и 20 % — девочки. Такие учащиеся умеют проверять свою работу и понимают для чего это нужно.

Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 — Проявления уровня самоконтроля учебной деятельности

младших школьников

 

Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний и низкий уровень самоконтроля учебной деятельности (26,66 % и 20 % соответственно), связанный с затрудненным самоконтролем, для меньшинства — высокий; для большинства девочек — высокий и средний (20 % соответственно), связанный с регулярным самоконтролем, для меньшинства — низкий.

Итак, по результатам проведенных методик были сделаны следующие выводы:

  1. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний уровень внимания, связанный с достаточно адекватным объемом, распределением и переключением, для трети — высокий и низкий (соответственно); для большинства девочек — высокий, для трети — средний и низкий (соответственно);
  2. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен пятый и четвертый уровень учебной мотивации (дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности; школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо). Для большинства девочек в младшем школьном возрасте характерен третий и второй уровень учебной мотивации (дети успешно справляются с учебной деятельностью и достаточно благополучно чувствуют себя в школе; некоторые из них ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем; им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради);
  3. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний и низкий уровень самоконтроля учебной деятельности, связанный с затрудненным самоконтролем, для меньшинства — высокий; для большинства девочек — высокий и средний, связанный с регулярным самоконтролем, для меньшинства — низкий.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты исследования

 

Качественно-количественный анализ указал на определенную связь внимания с уровнем учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Систематизированные данные отражены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 — Связь внимания с уровнем учебной мотивации младших школьников

Уровень учебной мотивации

Уровень внимания

высокий

средний

низкий

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

второй

7

53,85

0

0

0

0

третий

5

38,46

3

30

0

0

четвертый

0

0

5

50

1

14,29

пятый

1

07,69

2

20

6

85,71

Всего

13

100

10

100

7

100


 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. При высоком уровне внимания для большинства младших школьников характерен второй (53,85 %) и третий (38,46 %) уровень учебной мотивации, то есть, у данных учащихся развита хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе; для меньшинства — пятый (7,69 %), что указывает на негативное отношение к школе.
  2. При среднем уровне внимания для половины младших школьников характерен четвертый (50 %) уровень учебной мотивации, то есть, у данных учащихся развита низкая школьная мотивация; для трети — третий (30 %), что указывает на положительное отношение к школе; для меньшинства — пятый (20 %), что указывает на негативное отношение к школе.
  3. При низком уровне внимания для большинства младших школьников характерен пятый (85,71 %) уровень учебной мотивации, то есть, для данных учащихся характерно негативное отношение к школе; для меньшинства — четвертый (14,29 %), что указывает на низкую школьную мотивацию.

Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 — Влияние уровня внимания на уровень учебной мотивации младших школьников

 

Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям.

Качественно-количественный анализ указал также на определенную связь внимания с уровнем самоконтроля учебной деятельности младших школьников. Систематизированные данные отражены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 — Связь внимания с уровнем самоконтроля учебной деятельности младших школьников

Уровень

самоконтроля

Уровень внимания

высокий

средний

низкий

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

высокий

7

53,85

0

0

0

0

средний

5

38,46

8

80

1

14,29

низкий

1

07,69

2

20

6

85,71

Всего

13

100

10

100

7

100

Информация о работе Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей