Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа
Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6
1.2 Общая характеристика проблемы внимания в структуре познавательных процессов младших школьников……………………………………………….13
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34
2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35
2.3 Результаты исследования……………………………………………………41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:
В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.2.
Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен пятый (20 %) и четвертый (16,66 %) уровень учебной мотивации. То есть, дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Для большинства девочек в младшем школьном возрасте характерен третий (16,66 %) и второй (20 %) уровень учебной мотивации. То есть, дети успешно справляются с учебной деятельностью и достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Некоторые из них ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.
Применив анкету диагностики уровня самоконтроля учебной деятельности, был изучен уровень самоконтроля младших школьников. Первичные эмпирические данные отражены в Приложении 3. Полученные диагностические данные структурированы в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Проявления уровня учебной мотивации у младших школьников
Уровень |
Мальчики |
Девочки |
Всего | |||
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% | |
Низкий |
6 |
20 |
3 |
10 |
9 |
30 |
Средний |
8 |
26,66 |
6 |
20 |
14 |
46,66 |
Высокий |
1 |
3,33 |
6 |
20 |
7 |
23,33 |
Всего |
15 |
50 |
15 |
50 |
30 |
100 |
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:
Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.3.
младших школьников
Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний и низкий уровень самоконтроля учебной деятельности (26,66 % и 20 % соответственно), связанный с затрудненным самоконтролем, для меньшинства — высокий; для большинства девочек — высокий и средний (20 % соответственно), связанный с регулярным самоконтролем, для меньшинства — низкий.
Итак, по результатам проведенных методик были сделаны следующие выводы:
2.3 Результаты исследования
Качественно-количественный анализ указал на определенную связь внимания с уровнем учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Систематизированные данные отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Связь внимания с уровнем учебной мотивации младших школьников
Уровень учебной мотивации |
Уровень внимания | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% | |
второй |
7 |
53,85 |
0 |
0 |
0 |
0 |
третий |
5 |
38,46 |
3 |
30 |
0 |
0 |
четвертый |
0 |
0 |
5 |
50 |
1 |
14,29 |
пятый |
1 |
07,69 |
2 |
20 |
6 |
85,71 |
Всего |
13 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:
Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.4.
Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям.
Качественно-количественный анализ указал также на определенную связь внимания с уровнем самоконтроля учебной деятельности младших школьников. Систематизированные данные отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Связь внимания с уровнем самоконтроля учебной деятельности младших школьников
Уровень самоконтроля |
Уровень внимания | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% |
Абсолютная величина |
% | |
высокий |
7 |
53,85 |
0 |
0 |
0 |
0 |
средний |
5 |
38,46 |
8 |
80 |
1 |
14,29 |
низкий |
1 |
07,69 |
2 |
20 |
6 |
85,71 |
Всего |
13 |
100 |
10 |
100 |
7 |
100 |
Информация о работе Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей