О.А. Маклаков различает пять свойств внимания: сосредоточенность,
устойчивость, объем, распределение и
переключение. Перечисленные свойства
могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
- Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо
событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от
предмета деятельности посторонними раздражителями.
- Устойчивость и колебания
внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости.
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на
предмете или какой-нибудь деятельности.
Устойчивым называют такое внимание, которое
способно в течение долгого времени оставаться
непрерывно сосредоточенным на одном
предмете или на одной и той же работе.
Противоположностью устойчивого внимания
является внимание неустойчивое, колеблющееся,
которое то и дело ослабляется или отвлекается
на что-либо. Устойчивость внимания у детей
различна. Одни могут очень долго, без
отвлечения сосредоточиваться на предмете
своей деятельности, другие обладают этой
способностью в значительно меньшей степени.
Но и у одного и того же ребенка устойчивость
внимания может колебаться. Это зависит
от осознания цели деятельности и ее значимости,
от отношения к выполняемой работе.
- Объем внимания. На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Объем внимания обычно колеблется
у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов,
у школьников — от 2 до 5 объектов. Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Ребенок с большим объемом внимания может заметить больше предметов,
явлений, событий. Объем внимания во многом
зависит от знания объектов и от связи
их друг с другом.
- Распределение внимания. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Умение распределять внимание у детей очень различно. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а ребенок лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное
внимание можно будет уделить второй работе,
менее знакомой ребенку. Умение распределять внимание развивается постепенно, с возрастом.
- Переключение внимания. Существенной стороной внимания является его переключение, то есть способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств ребенка. Если предыдущая работа интересная, а
последующая нет, то переключение происходит
трудно, и наоборот.
Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение
внимания с одного предмета или действия
на другие, перестройка внимания, его переход
с одного объекта на другой в связи с изменением
задачи деятельности [26, с. 106-107].
Переключение внимания, как указывают В.С. Романов и Б.М. Петухов,
всегда сопровождается некоторым напряжением,
которое выражается в волевом усилии.
Отсюда понятно, почему школьнику трудно
бывает начинать новую работу, особенно
если она не вызывает приятных чувств,
а предыдущая деятельность, наоборот,
была более интересной. Например, переключение
внимания на урок от дел, которыми дети
занимались на перемене. Частая смена
видов работы в процессе учебной деятельности
может вызывать у школьников большие трудности.
Если, отвлекаясь, ребенок меняет объект
внимания непроизвольно, то, переключая
внимание, он сознательно ставит цель
заняться чем-то новым. Внимание быстрее
и легче переключается от менее важного
для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются
индивидуальные особенности ребенка — одни люди могут быстро переходить от
одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом [33, с. 59]. Разные виды
деятельности требуют разных форм внимания.
Безусловно, сам процесс учения способствует
развитию произвольного внимания, его
устойчивости и сосредоточенности. По
мере того как расширяется круг интересов
ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Строить обучение
только на непроизвольном внимании ошибочно.
Педагогический процесс, по мнению О.Ю.
Ермолаева, Т.М. Марютиной и Т.А. Мешковой
предполагает умение: использовать непроизвольное
внимание и содействовать развитию произвольного.
Внимательность — это сложившееся качество личности. Рассеянный
школьник, как и все другие дети, способен
«обратить внимание» на какой-то объект.
Однако он часто не может полностью сосредоточиться
на этом объекте: внимательность еще не
стала его личным качеством. Понятно, что
отсутствие этого важного качества не
лучшим образом сказывается на его школьных
достижениях. В этом случае необходимо
разобраться в возможных причинах недостаточного
внимания школьника [17, с. 52].
Ф.Н. Гоноблин перечисляет наиболее распространенные
из них.
- Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и
последовательность в отношениях с ребенком.
Они должны осуществлять свою воспитательную
практику в тесном контакте с медиками,
педагогами и психологами, поскольку дети
с синдромом дефицита внимания нуждаются
в специальной комплексной коррекционно-развивающей
работе.
- Хронические соматические
заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети
нуждаются в обязательном соблюдении
режима, дозировании нагрузок, отдыхе
(желателен дневной сон). При соблюдении
этих условий, уменьшающих влияние физических
и физиологических ограничений, такие
дети могут иметь неплохое внимание.
- Индивидуальные особенности
нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой
нервной системой более свойственно неустойчивое,
плохо переключаемое и распределяемое
внимание. Зная основные особенности нервной
системы ребенка, родители могут помочь
ему в развитии таких качеств и навыков
внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
- Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение
разнообразных кружков, секций, студий
и пр. (при этом далеко не все из них ребенок
посещает по собственному желанию). Нередко
график функционирования школьника расписан
с утра до вечера столь плотно, что ученик
едва-едва успевает подготовить домашнее
задание. Времени на полноценный отдых
при этом практически не остается, дети
плохо высыпаются.
Физические, психологические, информационные
перегрузки неизбежно приводят к снижению
работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
- Возрастные ограничения в
развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой
объем, плохо распределяемо и неустойчиво.
Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических
механизмов, обеспечивающих процессы
внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого
время от времени не встречались бы так
называемые ошибки «по невнимательности».
На протяжении обучения в начальной школе
в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие
всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость,
развиваются навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно
долго сохранять и выполнять произвольно
заданную программу действий. Считается,
что младший школьный возраст является
наиболее благоприятным для целенаправленного
развития внимания ребенка.
- Недостаточная мотивация
выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем,
что ему очень интересно. И если бы детям
можно было делать только то, что им нравится,
взрослым бы не приходилось волноваться
о развитии детского внимания.
Как правило, речь о невнимательности
детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то
малопривлекательного, не очень интересного
и недостаточно значимого [11, с. 106-108]. Нередко
в роли малопривлекательного занятия
выступает учебная работа: ребенок, невнимательный
на уроках в школе или при выполнении домашних
учебных заданий, может со вниманием заниматься
тем, что с учебой не связано (достаточно
долго и сосредоточенно играть, смотреть
телевизор, заниматься компьютером и пр.).
В этих случаях, по мнению Ю.Б. Дормашева
и В.Я. Романова, речь может идти о недостаточном
развитии у школьника познавательной
учебной мотивации, обеспечивающей его
полноценное включение в учебную деятельность.
Внешние проявления этой проблемы могут
быть разными.
- Первый из наиболее распространенных вариантов выглядит следующим образом: ребенок ерзает на месте, совершает
беспокойные движения руками и ногами,
чрезмерно бегает и прыгает, с трудом дожидается
своей очереди, выкрикивает ответ прежде,
чем услышит вопрос, вмешивается в разговор
взрослых.
- Второй, не менее распространенный вариант характеризуется тем, что первую половину урока ребенок может следить за объяснениями учителя, ко второй половине — устает, перестает следить за ходом урока вплоть до того, что может лечь на парту. При выполнении задания ребенку трудно включиться в процесс, темп деятельности в начале его выполнения — замедленный, а к концу — допускает значительное количество ошибок. Кроме того, можно наблюдать, что ребенок не всегда придерживается инструкции, не завершает работу, испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий,
теряет вещи, проявляет забывчивость в
ежедневных делах. В обоих этих случаях
у таких детей высока вероятность появления
трудностей обучения в школе, а связи с
ними — конфликты с ровесниками и в семье. Общим в описанных случаях являются выраженные трудности
концентрации, распределения и переключения
внимания [15, с. 144-145]. Ю.Д. Кропотов останавливается на основных свойствах внимания и возможностях его развития у детей младшего школьного возраста.
- Направленность внимания — объект или задача, которые осознаются наиболее ясно и отчетливо. Потенциально в классе ребенок может
увидеть и услышать множество окружающих
объектов, например, других учеников, шум в коридоре, события, происходящие
за окном и т.д. Тем не менее, его внимание может быть в данный момент направлено
только на высказывания учителя. Ясное
и отчетливое восприятие этой речи обеспечивает
понимание того, что сказал учитель.
- Интенсивность внимания — это количество умственных ресурсов, вкладываемых в обработку информации. Поскольку эти ресурсы ограничены, для
успешного выполнения поставленной задачи, ребенок с необходимостью «отфильтровывает» ненужную информацию (которая присутствует в поле сознания, но на его периферии), и концентрируется на требуемом объекте. От интенсивности внимания зависит то, насколько
глубоко ребенок понимает учебный материал.
- Объем внимания — количество объектов, одновременно запечатленных за короткий промежуток времени.
Важность этого свойства внимания становится
очевидной в примере списывания ребенком задачи с доски: для того,
чтобы верно записать условие задания
в тетрадь, необходимо за короткий промежуток
времени воспринять и запомнить условие,
написанное на доске. То же верно и для
слуховой модальности в случае написания
условия задачи под диктовку учителя.
- Распределяемость внимания — способность следить за несколькими процессами или совершать несколько действий одновременно. Так, например, в процессе овладения письмом
ученик должен одновременно воспринимать
материал, диктуемый учителем, отслеживать начало и конец строки, вспоминать
не до конца усвоенные образы букв, переводить
их в графический образ, следить за наклоном
каждой буквы т.д. Каждый из этих процессов
может требовать повышенного внимания,
т.к. процесс письма еще не автоматизирован. В случае трудностей распределения
внимания могут происходить ошибки в каждой
из этих составляющих.
- В свойство устойчивости внимания включаются сразу три свойства: его длительность, отвлекаемость и переключаемость. Длительность — период времени, в течение которого внимание сохраняет свою
направленность, степень и объем неизменными.
Отвлекаемость — это непроизвольное изменение направленности внимания. Например, у кого-то из учеников упал карандаш на пол; другие ученики тут же меняют направление своего внимания с того, что говорит учитель на это событие. Переключаемость внимания — способность к произвольному изменению направленности
внимания с одного объекта на другой.
Благодаря этим свойствам внимания ребенок
ориентируется в постоянно меняющихся
условиях окружающего мира, и способен
быстро оценить ситуацию [19, с. 127-128]. Ю.З.
Гильбухом установлено, что у одних учащихся
внимание может быть не стойким, отличаться
детской непосредственностью и эмоциональностью
проявлений; у других — устойчивым, волевым,
сознательно сосредоточенным, позволяющим
школьнику справляться с отвлекающими
побуждениями; у третьих — внимание может
выступать в виде более или менее сформировавшихся
привычек умственного труда. Им установлены
следующие состояния внимательности:
действительная внимательность, кажущаяся
невнимательность, кажущаяся внимательность
и действительная невнимательность.
- Действительная внимательность
учащихся на уроке выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, в умственной активности его на протяжении всего урока, в преодолении
отвлекающих раздражителей, в любознательности,
выражающейся в вопросах учителю, в поправках
и дополнениях, вносимых в ответ другого ученика. Признаками, характеризующими действительную внимательность школьника на уроке, является деловая, рабочая поза
и мимическая выразительность сосредоточения
во время работы.
- Наряду с действительной внимательностью
на уроках можно наблюдать и кажущуюся невнимательность. Это относится к таким учащимся, у которых внешние признаки внимания выражены слабо. Чаще всего это бывает у детей меланхолического
и флегматического темпераментов. Такие
дети, как правило, пассивны, вялы, не поднимают
руки по собственной инициативе при вопросах
учителя. Но это только внешне. На самом
же деле при кажущейся невнимательности они по-деловому
сосредоточены на предмете учебных занятий.
Если их спрашивает учитель, они с готовностью
отвечают на поставленные вопросы. Их
деятельность носит продуктивный характер. У детей сангвинического темперамента
кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности, когда ученик сразу выполняет много дел: он подвижен,
часто меняет позу, разговаривает с товарищами,
читает учебник, выражает свои мысли вслух, мимика его лица постоянно меняется. Однако вопросы учителя никогда не застают его врасплох. Его ответы говорят о том, что он работает вместе с классом. Воспитание внимания у таких учащихся связано с воспитанием выдержки в поведении на уроках, большей сосредоточенности на содержании урока.
- У некоторых учащихся наблюдается кажущаяся внимательность. Ее особенность — несоответствие внешней формы внимания
рабочему состоянию ученика. Внешне ученик
кажется внимательным, однако на вопросы
учителя он не может ответить (и не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе класса). Причины невнимательности
учащихся могут быть различными: одни
ученики обладают леностью мысли, у других
отсутствует серьезное отношение к учению и т.п.
- Наконец, есть учащиеся с действительной невнимательностью. У таких детей отсутствует предварительная готовность к активной
работе на уроке, они постоянно отвлекаются
от основной работы.
Мимика и поза очень ярко свидетельствуют
об их невнимательности. Главным же показателем
является слабая продуктивность и большое
количество ошибок в выполняемой работе
[8, с. 58].
Итак, условием поддержания внимания в младшем
школьном возрасте является разнообразие
сообщаемого материала, последовательность
его изложения и раскрытия. Очень важным
для организации внимания является умение
учителя предложить задание и так его
мотивировать, чтобы оно было принято
ребенком, — возбудить интерес, внести известную
эмоциональную насыщенность.
1.3 Учебная деятельность
как ведущая в младшем школьном
возрасте
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым целям общего
образования, А.Г. Асмолов выделяет четыре
блока: личностный; регулятивный (включающий
также действия саморегуляции); познавательный;
коммуникативный. Регулятивные действия
обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия
и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитие регулятивных действий связано
с формированием произвольности поведения. Психологическая
готовность в сфере воли и произвольности
обеспечивает целенаправленность и планомерность
управления ребенком своей деятельностью
и поведением. Воля находит отражение
в возможности соподчинения мотивов, целеполагании
и сохранении цели, способностях прилагать
волевое усилие для ее достижения. Произвольность
выступает как умение ребенка строить
свое поведение и деятельность в соответствии
с предлагаемыми образцами и правилами
и осуществлять планирование, контроль
и коррекцию выполняемых действий, используя
соответствующие средства [2, с. 29-30].