Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа
Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6
1.2 Общая характеристика проблемы внимания в структуре познавательных процессов младших школьников……………………………………………….13
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34
2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35
2.3 Результаты исследования……………………………………………………41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..……………………………………………………
1.1 Психофизиология и характеристика
индивидуально-психологических особенностей
младшего школьника………………………...………….……….
1.2 Общая характеристика проблемы
внимания в структуре
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика
2.2 Проведение исследования……………………..……………………
2.3 Результаты исследования………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования [5, с. 121].
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраста обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка [13, с. 69].
В психолого-педагогической практике остро стоит вопрос о необходимости научно обоснованной систематизации трудностей и проблем в сфере развития и обучения ребенка младшего школьного возраста. Возникает необходимость, подчеркивает А.Г. Асмолов, разработки комплексных методов, способов диагностики и коррекции отдельных видов нарушений. Научные разработки в этом направлении должны быть максимально приближены к запросам прикладной психологии, к нуждам системы образования, проблемам родителей [2, с. 44].
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного активного присвоения учащимися социального опыта, поэтому одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
Проблема невнимательности особенно остро стоит в младшем школьном возрасте.
Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей, так как в этот период интенсивно происходит становление произвольного внимания. Это делает задачи воспитания и развития внимания особенно актуальными. Именно в младшем школьном возрасте также особо актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Цель исследования: изучение связи внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: психофизиология младших школьников; предмет — связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических особенностей младшего школьника связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям и уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов.
Методики исследования:
Методология исследования. Исследования П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, Н.Ф. Талызиной показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте. При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием [7, с. 34]. Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности формирования этого важного компонента учебной деятельности у младших школьников в зависимости от уровня внимания.
Значимость исследования базируется на возможности применения полученных теоретических и эмпирических данных при работе с младшими школьниками по проблеме связи внимания с успеваемостью и самоконтролем в учебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника
Психофизиологическая характеристика — это специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации. К 6—7 годам нейронный аппарат коры больших полушарий достигает значительной степени зрелости. Альфа-ритм, отражающий формирование нейронных сетей, обеспечивающих взаимодействие различных корковых зон, необходимое для осуществления интегративной деятельности мозга и, прежде всего, информационных процессов, становится доминирующей формой активности.
В младшем школьном возрасте отмечается значительный разброс параметров ЭЭГ, характеризующих зрелость коры и подкорковых структур мозга. Характер ЭЭГ коррелирует с уровнем развития познавательной деятельности. В 7—8 лет у детей с высоким уровнем развития познавательных процессов и хорошей успеваемостью в ЭЭГ преобладает регулярный альфа-ритм. У детей, испытывающих трудности в обучении, как в 6—7, так и в 7—8 лет сохраняется преобладание полиморфного типа ЭЭГ. На протяжении младшего школьного возраста увеличивается ведущая частота альфа-ритма. Альфа-ритм становится преобладающим типом активности не только в задних, но и в передне-ассоциативных отделах коры больших полушарий. Существенные изменения в младшем школьном возрасте происходят в пространственной организации альфа-ритма. От 6 к 8 годам существенно увеличиваются значения функции когерентности альфа-ритма, отражающие усиление внутрикорковых связей. Наиболее значительно увеличиваются показатели когерентности альфа-ритма, отражающие усиление взаимодействия лобных отделов коры с другими корковыми отделами. Это свидетельствует об возрастающей роли переднеассоциативных структур в формировании нейронных сетей высшего порядка, играющих особую контролирующую роль в функциональной организации мозга [36, с. 44-45].
Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечатлевания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработок соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на другой уровень организации рассматривается как важный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности [29, с. 111]. Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации 7—8-летних детей не достигает достаточно еще зрелого типа функционирования и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены. Так, запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов. Инвариантность опознания в перцептивной сфере достигает высокого уровня к 6—7 годам, а затем начинается дифференцирование этой способности в отношении сенсорных стимулов, с одной стороны, и смысловых знаковых символов (буквенных и цифровых), — с другой.
Сохраняющаяся в 7—8-летнем возрасте высокая недифференцированная инвариантность опознания становится помехой для идентификации некоторых букв и цифр, значение которых меняется при поворотах справа налево, сверху вниз (Р, Ь) и зеркальном вращении. В то же время это не касается букв симметричной конструкции (Н, А, З) или заглавных и строчных (А и а), сохраняющих свое значение. Одной из причин трудностей идентификации букв может быть недостаточная сформированность их эталонов в перцептивной памяти. Вторая причина связана с возрастными особенностями процесса категоризации зрительных стимулов. Достигая определенной степени зрелости к 7 годам, механизмы категоризации в этом возрасте еще отличаются от свойственных взрослым. У детей этого возраста категоризация осуществляется на основе полного описания стимулов, что связывается с функционированием правого полушария [36, с. 46].
Механизмы, обусловливающие присущую взрослым полушарную дихотомию процесса категоризации, созревают в течение длительного периода индивидуального развития за пределами младшего школьного возраста [29, с. 112].
Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменеия.
В 7—8 лет механизмы внимания, как непроизвольного, еще преобладающего в этом возрасте, так и произвольного, носят черты незрелости. Реакция активации в электроэнцефалограмме в ответ на новый стимул проявляется как в виде зрелой формы (блокада альфа-ритма), которая в этом возрасте отличается меньшей длительностью и большим латентным периодом по сравнению с детьми 9—10 лет, так и в виде ее онтогенетического варианта (усиление тета-активности). Последнее свидетельствует о том, что активация, направленная на оценку информационной составляющей среды, еще недостаточно сформирована и сохраняется роль непосредственной привлекательности стимула и его эмоциональной окраски.
С 9—10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого — реакция активации на новый стимул проявляется в виде длительной и генерализованной десинхронизации альфа-ритма. «Распад» сложившейся в состоянии покоя системы создает оптимальные условия для формирования новых функциональных объединений и тем самым облегчает анализ информации в коре больших полушарий.
На протяжении младшего школьного возраста интенсивно формируются механизмы произвольного внимания, связанные с созреванием фронто-таламической регуляторной системы. Младший школьный возраст можно рассматривать как значимый период формирования произвольности. Формированием новых механизмов структурно-функциональной организации мозга, создающих условия последовательного осуществления операций по отбору, осмыслению и запечатлению информации, определяется совершенствование процессов запоминания. Формируются мозговые механизмы, обеспечивающие вербальную деятельность. К этому возрасту прогрессивные преобразования претерпевают клеточные и волокнистые структуры речевых зон (области Брока и Вернике) и отделов лобной коры, осуществляющих программирование речевой деятельности [1, с. 147-148].
Информация о работе Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей