Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6
1.2 Общая характеристика проблемы внимания в структуре познавательных процессов младших школьников……………………………………………….13
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34
2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35
2.3 Результаты исследования……………………………………………………41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая работа Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей.doc

— 880.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6

1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6

1.2 Общая характеристика проблемы  внимания в структуре познавательных  процессов младших школьников……………………………………………….13

1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34

2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34

2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35

2.3 Результаты исследования……………………………………………………41

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования [5, с. 121].

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраста обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка [13, с. 69].

В психолого-педагогической практике остро стоит вопрос о необходимости научно обоснованной систематизации трудностей и проблем в сфере развития и обучения ребенка младшего школьного возраста. Возникает необходимость, подчеркивает А.Г. Асмолов, разработки комплексных методов, способов диагностики и коррекции отдельных видов нарушений. Научные разработки в этом направлении должны быть максимально приближены к запросам прикладной психологии, к нуждам системы образования, проблемам родителей [2, с. 44].

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного активного присвоения учащимися социального опыта, поэтому одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).

Проблема невнимательности особенно остро стоит в младшем школьном возрасте.

Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей, так как в этот период интенсивно происходит становление произвольного внимания. Это делает задачи воспитания и развития внимания особенно актуальными. Именно в младшем школьном возрасте также особо актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Цель исследования: изучение связи внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: психофизиология младших школьников; предмет — связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  1. охарактеризовать психофизиологию и индивидуально-психологические особенности младшего школьника;
  2. рассмотреть проблему внимания в структуре познавательных процессов младших школьников;
  3. проанализировать учебную деятельность как ведущую в младшем школьном возрасте;
  4. эмпирически исследовать связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте.

Методы исследования:

  1. библиография (теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования);
  2. эмпирические методы (метод анкетирования, метод тестирования, методы математической обработки диагностических данных).

Гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических особенностей младшего школьника связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям и уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов.

Методики исследования:

    1. методика А.Р. Лурия «Числовой квадрат» — предназначена для оценки объема, распределения и переключения внимания;
    2. анкета Н. Лускановой — предназначена для исследования уровня сформированности учебной мотивации;
    3. анкета С.Л. Кабыльницкой — направлена на выявление уровня учащихся младших классов контролировать свою учебную деятельность.

Методология исследования. Исследования П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, Н.Ф. Талызиной показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте. При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием [7, с. 34].  Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности формирования этого важного компонента учебной деятельности у младших школьников в зависимости от уровня внимания.

Значимость исследования базируется на возможности применения полученных теоретических и эмпирических данных при работе с младшими школьниками по проблеме связи внимания с успеваемостью и самоконтролем в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника

 

Психофизиологическая характеристика — это специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации. К 6—7 годам нейронный аппарат коры больших полушарий достигает значительной степени зрелости. Альфа-ритм, отражающий формирование нейронных сетей, обеспечивающих взаимодействие различных корковых зон, необходимое для осуществления интегративной деятельности мозга и, прежде всего, информационных процессов, становится доминирующей формой активности.

В младшем школьном возрасте отмечается значительный разброс параметров ЭЭГ, характеризующих зрелость коры и подкорковых структур мозга. Характер ЭЭГ коррелирует с уровнем развития познавательной деятельности. В 7—8 лет у детей с высоким уровнем развития познавательных процессов и хорошей успеваемостью в ЭЭГ преобладает регулярный альфа-ритм. У детей, испытывающих трудности в обучении, как в 6—7, так и в 7—8 лет сохраняется преобладание полиморфного типа ЭЭГ. На протяжении младшего школьного возраста увеличивается ведущая частота альфа-ритма. Альфа-ритм становится преобладающим типом активности не только в задних, но и в передне-ассоциативных отделах коры больших полушарий. Существенные изменения в младшем школьном возрасте происходят в пространственной организации альфа-ритма. От 6 к 8 годам существенно увеличиваются значения функции когерентности альфа-ритма, отражающие усиление внутрикорковых связей. Наиболее значительно увеличиваются показатели когерентности альфа-ритма, отражающие усиление взаимодействия лобных отделов коры с другими корковыми отделами. Это свидетельствует об возрастающей роли переднеассоциативных структур в формировании нейронных сетей высшего порядка, играющих особую контролирующую роль в функциональной организации мозга [36, с. 44-45].

Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечатлевания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработок соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на другой уровень организации рассматривается как важный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности [29, с. 111]. Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации 7—8-летних детей не достигает достаточно еще зрелого типа функционирования и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены. Так, запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены и требуют вовлечения более сложных механизмов. Инвариантность опознания в перцептивной сфере достигает высокого уровня к 6—7 годам, а затем начинается дифференцирование этой способности в отношении сенсорных стимулов, с одной стороны, и смысловых знаковых символов (буквенных и цифровых), — с другой.

Сохраняющаяся в 7—8-летнем возрасте высокая недифференцированная инвариантность опознания становится помехой для идентификации некоторых букв и цифр, значение которых меняется при поворотах справа налево, сверху вниз (Р, Ь) и зеркальном вращении. В то же время это не касается букв симметричной конструкции (Н, А, З) или заглавных и строчных (А и а), сохраняющих свое значение. Одной из причин трудностей идентификации букв может быть недостаточная сформированность их эталонов в перцептивной памяти. Вторая причина связана с возрастными особенностями процесса категоризации зрительных стимулов. Достигая определенной степени зрелости к 7 годам, механизмы категоризации в этом возрасте еще отличаются от свойственных взрослым. У детей этого возраста категоризация осуществляется на основе полного описания стимулов, что связывается с функционированием правого полушария [36, с. 46].

Механизмы, обусловливающие присущую взрослым полушарную дихотомию процесса категоризации, созревают в течение длительного периода индивидуального развития за пределами младшего школьного возраста [29, с. 112].

Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменеия.

В 7—8 лет механизмы внимания, как непроизвольного, еще преобладающего в этом возрасте, так и произвольного, носят черты незрелости. Реакция активации в электроэнцефалограмме в ответ на новый стимул проявляется как в виде зрелой формы (блокада альфа-ритма), которая в этом возрасте отличается меньшей длительностью и большим латентным периодом по сравнению с детьми 9—10 лет, так и в виде ее онтогенетического варианта (усиление тета-активности). Последнее свидетельствует о том, что активация, направленная на оценку информационной составляющей среды, еще недостаточно сформирована и сохраняется роль непосредственной привлекательности стимула и его эмоциональной окраски.

С 9—10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого — реакция активации на новый стимул проявляется в виде длительной и генерализованной десинхронизации альфа-ритма. «Распад» сложившейся в состоянии покоя системы создает оптимальные условия для формирования новых функциональных объединений и тем самым облегчает анализ информации в коре больших полушарий.

На протяжении младшего школьного возраста интенсивно формируются механизмы произвольного внимания, связанные с созреванием фронто-таламической регуляторной системы. Младший школьный возраст можно рассматривать как значимый период формирования произвольности. Формированием новых механизмов структурно-функциональной организации мозга, создающих условия последовательного осуществления операций по отбору, осмыслению и запечатлению информации, определяется совершенствование процессов запоминания. Формируются мозговые механизмы, обеспечивающие вербальную деятельность. К этому возрасту прогрессивные преобразования претерпевают клеточные и волокнистые структуры речевых зон (области Брока и Вернике) и отделов лобной коры, осуществляющих программирование речевой деятельности [1, с. 147-148].

Информация о работе Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей