Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст (англ. midchildhood — среднее детство) — это возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..………………………………………………………6
1.1 Психофизиология и характеристика индивидуально-психологических особенностей младшего школьника………………………...………….………..6
1.2 Общая характеристика проблемы внимания в структуре познавательных процессов младших школьников……………………………………………….13
1.3 Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте……..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….……………………………34
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….34
2.2 Проведение исследования……………………..……………………...…….35
2.3 Результаты исследования……………………………………………………41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая работа Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей.doc

— 880.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. При высоком уровне внимания для большинства младших школьников характерен высокий (53,85 %) и средний (38,46 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства; для меньшинства — низкий (7,69 %), что указывает на затрудненность самоконтроля и осознание его значимости.
  2. При среднем уровне внимания для большинства младших школьников характерен средний (80 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства; для меньшинства — низкий (20 %), что указывает на затрудненность самоконтроля и осознание его значимости.
  3. При низком уровне внимания для большинства младших школьников характерен низкий (85,71 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развита затрудненность самоконтроля и осознание его значимости; для меньшинства — средний (14,29 %), , то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства.

Для наглядности полученные данные были отражены в рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 — Влияние уровня внимания на уровень самоконтроля учебной деятельности младших школьников

 

Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше самоконтроль учебной деятельности.

Для доказательства выводов о связи внимания с индивидуально-психологическими особенностями младших школьников был проведен корреляционный анализ. Данные отражены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 — Связь внимания с индивидуально-психологическими особенностями младших школьников

Корреляция

Уровень внимания

Достоверность

Уровень мотивации

0,82

р≤0,05

Уровень самоконтроля

0,63

р≤0,05


 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. уровень внимания и уровень учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям;
  2. уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше самоконтроль учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических особенностей младшего школьника связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям и уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью достоверности р≤0,05. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям, а также самоконтроль учебной деятельности.

ВЫВОДЫ

 

Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.

Целью исследования являлось изучение связи внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте. По результатам проведенных методик были сделаны следующие выводы:

  1. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний уровень внимания, связанный с достаточно адекватным объемом, распределением и переключением, для трети — высокий и низкий (соответственно); для большинства девочек — высокий, для трети — средний и низкий (соответственно);
  2. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен пятый и четвертый уровень учебной мотивации (дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности; школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо). Для большинства девочек в младшем школьном возрасте характерен третий и второй уровень учебной мотивации (дети успешно справляются с учебной деятельностью и достаточно благополучно чувствуют себя в школе; некоторые из них ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем; им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради);
  3. для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний и низкий уровень самоконтроля учебной деятельности, связанный с затрудненным самоконтролем, для меньшинства — высокий; для большинства девочек — высокий и средний, связанный с регулярным самоконтролем, для меньшинства — низкий.

Качественно-количественный и статистический анализ указал на определенную связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте:

  1. уровень внимания и уровень учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям;
  2. уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше самоконтроль учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических особенностей младшего школьника связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям и уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью достоверности р≤0,05.

То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям, а также самоконтроль учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель исследования являлось изучение связи внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте. Для реализации цели исследования были определены и решены задачи теоретического и прикладного содержания:

  1. Охарактеризованы психофизиология и индивидуально-психологические особенности младшего школьника. Психофизиологическая характеристика — это специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации. В младшем школьном возрасте отмечается значительный разброс параметров ЭЭГ, характеризующих зрелость коры и подкорковых структур мозга. Существенные изменения в младшем школьном возрасте происходят в пространственной организации альфа-ритма. Наиболее значительно увеличиваются показатели когерентности альфа-ритма, отражающие усиление взаимодействия лобных отделов коры с другими корковыми отделами. Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикоркового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации 7—8-летних детей не достигает достаточно еще зрелого типа функционирования и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены.
  2. Рассмотрена проблема внимания в структуре познавательных процессов младших школьников. Внимание — это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Внимательность — это сложившееся качество личности. У одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других — устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться с отвлекающими побуждениями; у третьих — внимание может выступать в виде более или менее сформировавшихся привычек умственного труда. Проблемы школьной невнимательности начинаются не с поступлением в школу: они лишь проявляются особенно остро в этот период в связи с возросшими требованиями к ребенку. Проводить диагностику внимания следует еще в дошкольном возрасте, и в случае недостаточности его развития необходимо проводить коррекцию еще на этапе подготовки к школе.
  3. Проанализирована учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
  4. Эмпирически исследована связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте:
  5. уровень внимания и уровень учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям;
  6. уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше самоконтроль учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических особенностей младшего школьника связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям и уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью достоверности р≤0,05.

То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям, а также самоконтроль учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акимова, М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.Н. Акимова. — М.: Академия, 2002. — 324 с.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2010. — 276 с.
  3. Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 3. — С. 44-48.
  4. Брязгунов, И.П. Современное состояние вопроса о лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) / И.П. Брязгунов, Е.В. Касаткина // Детский доктор. — 2009. — № 5. — С. 21-23.
  5. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1996. — 226 с.
  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1991. — 344 с.
  7. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. — М.: Педагогика, 1999. — 214 с.
  8. Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника / Ю.З. Гильбух. — Киев: Навукова думка, 2003. — 242 с.
  9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Аспект-ПРЕСС, 2003. — 336 с.
  10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2001. — 858 с.
  11. Гоноблин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноблин. — М.: Аспект-ПРЕСС, 2000. – 366 с.
  12. Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин. — М.: Медицина, 2004. — 326 с.
  13. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1989. — С. 69-101.
  14. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. — Минск: Амалфея, 2007. — 88 с.
  15. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. — Минск: Амалфея, 1995. — 232 с.
  16. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. — 624 с.
  17. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. — М.: Просвещение, 2002. — 188 с.
  18. Князева, Т.Н. Я учусь учиться / Т.Н. Князева. — М.: АРКТИ, 2004. — 186 с.
  19. Кропотов, Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания / Ю.Д. Кропотов. — СПб.: Питер, 2005. — 326 с.
  20. Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль — важные условия формирования учебных навыков / В.И. Кузнецов // Начальная школа. — Мн., 2006. — № 2. — С. 32-38.
  21. Кузин, В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. — М.: АГАР, 2009. — 304 с.
  22. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 326 с.
  23. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. — 322 с.
  24. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М.: Просвещение, 1998. — 188 с.
  25. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. — М.: Высшая школа, 1999. — 288 с.
  26. Маклаков, О.А. Общая психология / О.А. Маклаков. — СПб.: Питер, 2000. — 422 с.
  27. Максименко, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. — М.: Рефл-бук, 1999. — 344 с.
  28. Московкина, А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания / А.Г. Московина // Дефектология. — 2000. — № 2. — С. 34-38.
  29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 2005. — 388 с.
  30. Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачина // Начальная школа. — Мн., 2004. — № 1. — С. 33-39.
  31. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. — М.: Аспект-ПРЕСС, 2000. — 412 с.
  32. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  33. Романов, B.C. Психология внимания / В.С. Романов, Б.М. Петухов. — М.: Просвещение, 1996. — 234 с.
  34. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. — СПб.: Лидер, 2005. — 218 с.
  35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник. — М.: Академия, 2003. — 288 с.
  36. Хилько, М.Е. Возрастная психология: конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — Минск: Амалфея, 2011. — 612 с.
  37. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. — М.: Прогресс, 1995. — 348 с.
  38. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1989. — 412 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика А.Р. Лурия «Числовой квадрат»

 

Направленность методики. Методика предназначена для оценки объема, распределения и переключения внимания. Применяется как в группе, так и индивидуально.

Проведение исследования: в квадрате с 25-ю клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущено.

 

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39


 

 

Ребенок должен зачеркнуть в числовом ряду числа, которые отсутствуют в квадрате.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Информация о работе Связь внимания и индивидуально-психологических особеностей