Анализ таблицы позволяет сделать следующие
выводы:
- При высоком уровне внимания для большинства младших школьников характерен высокий (53,85 %) и средний (38,46 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства; для меньшинства — низкий (7,69 %), что указывает на затрудненность самоконтроля и осознание его значимости.
- При среднем уровне внимания для большинства младших школьников характерен средний (80 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства; для меньшинства — низкий (20 %), что указывает на затрудненность самоконтроля и осознание его значимости.
- При низком уровне внимания для большинства младших школьников характерен низкий (85,71 %) уровень самоконтроля учебной деятельности, то есть, у данных учащихся развита затрудненность самоконтроля и осознание его значимости; для меньшинства — средний (14,29 %), , то есть, у данных учащихся развит самоконтроль и его средства.
Для наглядности полученные данные были
отражены в рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 — Влияние уровня внимания
на уровень самоконтроля учебной деятельности
младших школьников
Анализ рисунка позволяет сделать вывод
о том, что уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением
и переключением, в младшем школьном возрасте
связан с уровнем самоконтроля учебной
деятельности, который выражается в регулярном
самоконтроле и осознании его средств
и способов. То есть, чем выше уровень внимания
в младшем школьном возрасте, тем выше
самоконтроль учебной деятельности.
Для доказательства выводов о связи внимания с индивидуально-психологическими
особенностями младших школьников был
проведен корреляционный анализ.
Данные отражены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Связь внимания с индивидуально-психологическими
особенностями младших школьников
Корреляция |
Уровень внимания |
Достоверность |
Уровень мотивации |
0,82 |
р≤0,05 |
Уровень самоконтроля |
0,63 |
р≤0,05 |
Анализ таблицы позволяет сделать следующие
выводы:
- уровень внимания и уровень
учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее
индивидуальное отношение к школе и школьным
обязанностям;
- уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне
значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте,
тем выше самоконтроль учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических
особенностей младшего школьника связан
с уровнем учебной мотивации, которая
выражается в индивидуальном отношении
к школе и школьным обязанностям и уровнем
самоконтроля учебной деятельности, который
выражается в регулярном самоконтроле
и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью
достоверности р≤0,05. То есть, чем выше
уровень внимания в младшем школьном возрасте,
тем выше учебная мотивация и положительнее
индивидуальное отношение к школе и школьным
обязанностям, а также самоконтроль учебной
деятельности.
ВЫВОДЫ
Внимание — один из главных психологических процессов,
от характеристики которого зависит оценка
познавательной готовности ребенка к
обучению в школе, успешность его учебной
деятельности. Многие проблемы, возникающие
в учении, особенно в начальный его период,
непосредственно связаны с недостатками
в развитии внимания. Они могут быть устранены,
если заранее известны индивидуальные
особенности внимания ребенка и тот уровень,
на котором оно находится в данный момент.
Целью исследования являлось изучение связи внимания и
индивидуально-психологических особенностей
в младшем школьном возрасте. По результатам
проведенных методик были сделаны следующие
выводы:
- для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний уровень внимания, связанный с достаточно адекватным объемом, распределением и переключением, для трети — высокий и низкий (соответственно); для большинства девочек — высокий, для трети — средний и низкий (соответственно);
- для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен пятый и четвертый уровень учебной мотивации (дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности; школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание в которой
для них невыносимо). Для большинства девочек в младшем школьном возрасте характерен третий и второй уровень учебной мотивации (дети успешно справляются с учебной деятельностью и достаточно благополучно чувствуют себя
в школе; некоторые из них ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем; им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,
ручки, тетради);
- для большинства мальчиков в младшем школьном возрасте характерен средний и низкий уровень самоконтроля учебной деятельности, связанный с затрудненным самоконтролем, для меньшинства — высокий; для большинства девочек — высокий и средний, связанный с регулярным самоконтролем, для меньшинства — низкий.
Качественно-количественный и статистический анализ указал на определенную связь внимания
и индивидуально-психологических особенностей
в младшем школьном возрасте:
- уровень внимания и уровень
учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается
в индивидуальном отношении к школе и
школьным обязанностям. То есть, чем выше
уровень внимания в младшем школьном возрасте,
тем выше учебная мотивация и положительнее
индивидуальное отношение к школе и школьным
обязанностям;
- уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне
значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности, который выражается в регулярном самоконтроле и осознании его средств и способов. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше самоконтроль учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических
особенностей младшего школьника связан
с уровнем учебной мотивации, которая
выражается в индивидуальном отношении
к школе и школьным обязанностям и уровнем
самоконтроля учебной деятельности, который
выражается в регулярном самоконтроле
и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью
достоверности р≤0,05.
То есть, чем выше уровень внимания в
младшем школьном возрасте, тем выше учебная
мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным
обязанностям, а также самоконтроль учебной
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования являлось изучение связи внимания и индивидуально-психологических
особенностей в младшем школьном возрасте.
Для реализации цели исследования были
определены и решены задачи теоретического и прикладного
содержания:
- Охарактеризованы психофизиология и индивидуально-психологические особенности младшего школьника. Психофизиологическая характеристика — это специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации. В младшем школьном возрасте отмечается значительный разброс параметров ЭЭГ, характеризующих зрелость коры и подкорковых структур мозга. Существенные изменения в младшем школьном возрасте
происходят в пространственной организации
альфа-ритма. Наиболее значительно увеличиваются
показатели когерентности альфа-ритма,
отражающие усиление взаимодействия лобных
отделов коры с другими корковыми отделами.
Созревание коры больших полушарий в младшем
школьном возрасте и совершенствование
внутрикоркового взаимодействия проявляются
в изменении процесса восприятия. Несмотря на прогрессивное развитие,
система переработки информации 7—8-летних
детей не достигает достаточно еще зрелого типа функционирования
и к началу обучения в школе ее возможности
довольно ограничены.
- Рассмотрена проблема внимания в структуре познавательных процессов младших школьников. Внимание — это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение и др. Выполнение учебной деятельности предъявляет
высокие требования к уровню развития
произвольного внимания. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности.
По мере того как расширяется круг интересов
ребенка и он приучается к систематическому
учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Внимательность — это сложившееся качество личности. У одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других — устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться с отвлекающими побуждениями; у третьих — внимание может выступать в виде более
или менее сформировавшихся привычек
умственного труда. Проблемы школьной невнимательности
начинаются не с поступлением в школу:
они лишь проявляются особенно остро в
этот период в связи с возросшими требованиями к ребенку. Проводить диагностику
внимания следует еще в дошкольном возрасте,
и в случае недостаточности его развития
необходимо проводить коррекцию еще на
этапе подготовки к школе.
- Проанализирована учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Начальное образование предполагает
развитие способности учащегося к саморегуляции
и принятие ответственности за свои поступки.
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия,
которые отражают содержание ведущей
деятельности детей младшего школьного
возраста: умение учиться и способность к организации
своей деятельности (планирование, контроль,
оценка): способность принимать, сохранять
цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности,
непроизвольности; умение контролировать
процесс и результаты своей деятельности,
включая осуществление предвосхищающего
контроля в сотрудничестве с учителем
и сверстниками; умение адекватно воспринимать
оценки и отметки; умение различать объективную
трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми
и со сверстниками в учебной деятельности.
- Эмпирически исследована связь внимания и индивидуально-психологических особенностей в младшем школьном возрасте:
- уровень внимания и уровень
учебной мотивации соотносятся с коэффициентом 0,82 при уровне значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем учебной мотивации, которая выражается в индивидуальном отношении к школе и школьным обязанностям. То есть, чем выше уровень внимания в младшем школьном возрасте, тем выше учебная мотивация и положительнее индивидуальное отношение к школе и школьным обязанностям;
- уровень внимания и уровень самоконтроля учебной деятельности соотносятся с коэффициентом 0,63 при уровне
значимости р≤0,05. Следовательно, уровень внимания, связанный с адекватным объемом, распределением и переключением, в младшем школьном возрасте связан с уровнем самоконтроля учебной деятельности,
который выражается в регулярном самоконтроле
и осознании его средств и способов. То
есть, чем выше уровень внимания в младшем
школьном возрасте, тем выше самоконтроль
учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования: уровень внимания в структуре индивидуально-психологических
особенностей младшего школьника связан
с уровнем учебной мотивации, которая
выражается в индивидуальном отношении
к школе и школьным обязанностям и уровнем
самоконтроля учебной деятельности, который
выражается в регулярном самоконтроле
и осознании его средств и способов, — подтвердилась со степенью
достоверности р≤0,05.
То есть, чем выше уровень внимания в
младшем школьном возрасте, тем выше учебная
мотивация и положительнее индивидуальное отношение
к школе и школьным обязанностям, а также
самоконтроль учебной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акимова, М.Н. Индивидуальность учащегося
и индивидуальный подход / М.Н. Акимова.
— М.: Академия, 2002. — 324 с.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе / А.Г.
Асмолов. — М.: Просвещение, 2010. — 276 с.
- Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания
(гиперактивности) / Е.Д. Белоусова, М.Ю.
Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии.
— 2000. — № 3. — С. 44-48.
- Брязгунов, И.П. Современное состояние
вопроса о лечении синдрома дефицита внимания
с гиперактивностью у детей (обзор литературы)
/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касаткина // Детский
доктор. — 2009. — № 5. — С. 21-23.
- Возрастные возможности усвоения знаний
/ под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
— М.: Просвещение, 1996. — 226 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология
/ Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова.
— М.: Просвещение, 1991. — 344 с.
- Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование
внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая.
— М.: Педагогика, 1999. — 214 с.
- Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные
способности школьника / Ю.З. Гильбух. —
Киев: Навукова думка, 2003. — 242 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию.
Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Аспект-ПРЕСС,
2003. — 336 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания
/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо,
2001. — 858 с.
- Гоноблин, Ф.Н. Внимание и его воспитание
/ Ф.Н. Гоноблин. — М.: Аспект-ПРЕСС, 2000. – 366 с.
- Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов,
Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин.
— М.: Медицина, 2004. — 326 с.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем
школьном возрасте // Возрастная и педагогическая
психология / под ред. А.В. Петровского.
— М.: Просвещение, 1989. — С. 69-101.
- Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное
внимание / Н.Ф. Добрынин. — Минск: Амалфея,
2007. — 88 с.
- Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. —
Минск: Амалфея, 1995. — 232 с.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология
/ М.И. Еникеев. — М.: НОРМА–ИНФРА, 2000. —
624 с.
- Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю.
Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. —
М.: Просвещение, 2002. — 188 с.
- Князева, Т.Н. Я учусь учиться / Т.Н. Князева.
— М.: АРКТИ, 2004. — 186 с.
- Кропотов, Ю.Д. Современная диагностика
и коррекция синдрома нарушения внимания
/ Ю.Д. Кропотов. — СПб.: Питер, 2005. — 326 с.
- Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль — важные условия формирования
учебных навыков / В.И. Кузнецов // Начальная
школа. — Мн., 2006. — № 2. — С. 32-38.
- Кузин, В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин.
— М.: АГАР, 2009. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии
/ А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 326 с.
- Лукьянова, М.И. Учебная деятельность
школьников: сущность и возможности формирования.
Методические рекомендации для учителей
и школьных психологов / М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.
— 322 с.
- Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М.: Просвещение,
1998. — 188 с.
- Лында, А.С. Дидактические основы формирования
самоконтроля в процессе самостоятельной
учебной работы учащихся / А.С. Лында. —
М.: Высшая школа, 1999. — 288 с.
- Маклаков, О.А. Общая психология / О.А. Маклаков. — СПб.: Питер, 2000. — 422 с.
- Максименко, С.Д. Общая психология / С.Д.
Максименко. — М.: Рефл-бук, 1999. — 344 с.
- Московкина, А.Г. Как помочь ребенку с
нарушением внимания / А.Г. Московина //
Дефектология. — 2000. — № 2. — С. 34-38.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 2005. — 388 с.
- Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности
младших школьников / А.Г. Пачина // Начальная
школа. — Мн., 2004. — № 1. — С. 33-39.
- Практикум по общей психологии / под ред.
А.И. Щербакова. — М.: Аспект-ПРЕСС, 2000. — 412
с.
- Психологический словарь / под ред. В.П.
Зинченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. —
440 с.
- Романов, B.C. Психология внимания / В.С. Романов, Б.М. Петухов. — М.: Просвещение, 1996. — 234 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко.
— СПб.: Лидер, 2005. — 218 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология:
учебник. — М.: Академия, 2003. — 288 с.
- Хилько, М.Е. Возрастная психология: конспект
лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — Минск:
Амалфея, 2011. — 612 с.
- Эльконин, Д.Б. Введение в психологию
развития / Д.Б. Эльконин. — М.: Прогресс,
1995. — 348 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические
труды / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение,
1989. — 412 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика А.Р. Лурия «Числовой квадрат»
Направленность методики. Методика предназначена для оценки объема,
распределения и переключения внимания.
Применяется как в группе, так и индивидуально.
Проведение исследования: в квадрате с 25-ю клетками в случайном
порядке расположены числа от 1 до 40. 15
чисел пропущено.
14 |
5 |
31 |
27 |
37 |
40 |
34 |
23 |
1 |
20 |
19 |
16 |
32 |
13 |
33 |
2 |
6 |
8 |
25 |
9 |
12 |
26 |
36 |
28 |
39 |
Ребенок должен зачеркнуть в числовом ряду числа,
которые отсутствуют в квадрате.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |