Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:15, шпаргалка

Описание работы

1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.

Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.

Структура совокупности психических качеств, выступающих как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни играют ведущую роль, другие – вспомогательную, образуя единство, обеспечивающее успешность данной деятельности.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

– элементарные (основные)способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

– сложные общие способности – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны всем людям, но в различной степени;

– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

 

 

13)Нервная система человека является носителем психики человека.

Основными функциями нервной системы являются: обеспечение контактов с внешним миром, объединение внутренних органов в системы, организация целостного функционирования организма.

Основной элемент нервной системы – нервные клетки, или нейроны: Сенсорные – передают информацию от органов тела к мозговым центрам; Моторные – передают информацию от мозговых центров к органам тела; Локальные сети – передают информацию от одного участка нервной системы к другому участку нервной системы.

Нервная система человека состоит из:

Центральной (включает в себя спинной и головной мозг).

Спинной мозг регулирует работу отдельных органов и мышечных групп. Для выполнения сложных психических процессов существует головной мозг.

Головной мозг работает как единое целое. Он принимает и перерабатывает информацию, создает программу действий и осуществляет контроль за их выполнением;

Периферической (соединяет центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц);

Вегетативной (регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, желез и других органов).

Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Вес мозга взрослого человека ≈ 1400гр. Головной мозг – ассиметричный орган. Состоит из левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое рациональное мышление, чувство времени. Правое полушарие отвечает за эмоции и образное мышление.

 

14)Акцентуации (от лат. accentus — ударение, подчеркивание) — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется — начинают доминировать особенности акцентуации (рис. 95).

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

 

 

 

 

 

 

 

15. Физиологические механизмы психической  деятельности.

Многие физиологические механизмы психической деятельности являются общими для животных и человека. Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биологическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начинает сознательно управлять своим поведением и деятельностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность.

Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражения из внешней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы обеспечивает:

1. Восприятие  воздействий, идущих из внешней  среды и внутренних органов  и систем организма.

2. Преобразование  их в нервные (электрические) импульсы  и передачу команд в мозг.

3. Переработку  принятой информации и передачу  их соответствующим органам и  системам организма.

4. Прием и  переработку информации о результатах  действия (обратную связь).

5. Коррекцию  повторных реакций и действий  с учетом этой обратной связи.

рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы безусловными, т.е. возникающими безо всяких дополнительных условий, от рождения. Ко второй категории относятся рефлексы, которые вырабатываются в процессе индивидуальной жизни и развития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возникают при совмещении какого-либо раздражения, не имеющего значения для живого существа (нейтрального раздражителя) с жизненно важным для него (например, пищей или опасностью). Наличие такого обязательного условия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они индивидуальны - принадлежат индивиду, особи.

Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более сильной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздражителей во времени. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Возбуждение и торможение - основные процессы нервной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и торможения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, то в других - соседних или связанных с ним участках - торможение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и сосредоточивается на новой игрушке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. характер как система проявления  отношений человека к социальной  деятельности. Физиологическая основа  характера человека

 

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер выражается: 1) в целях, которые ставит себе человек; 2) в способах и средствах, которыми человек достигает цель.

Для характера показательны только те способы, которые обнаруживают избирательную направленность человека:

с чем человек считается;

2) чем человек  готов поступиться;

3) из-за чего  готов отказаться.

Характер – это действенное, избирательное существенное и устойчивое отношение человека к главным условиям своей жизнедеятельности, которые реализуются в типичных для человека способах действия и поведения.

Рассматривается как психологический склад личности, выраженный в ее направленности и воле.

Характер имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.

Таким образом, важнейший момент в формировании характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Структура характера:

Черты, проявляющиеся в деятельности, (трудолюбие, добросовестность, ответственность, лень и др.)

Черты, выражающие отношение личности к другим людям, группам, коллективам (тактичность, доброта, отзывчивость, требовательность, эгоизм и др.)

Черты, выражающие отношение человека к самому себе (гордость, самолюбие, уверенность и др.)

Черты, характеризующие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, неряшливость и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Психика есть свойство высокоорганизованной  материи— нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им. Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга, отражающего окружающую действительность. Иначе говоря, высшая нервная деятельность — физиологическая основа психики. Вот почему для понимания разнообразных проявлений психической жизни нужно быть знакомыми со строением и основными законами деятельности нервной системы. Нервная система человека отличается очень большой сложностью. Основной ее элемент — нервная клетка — нейрон. Эволюция нервной системы шла по пути концентрации нервных клеток в нервные узлы, из которых постепенно выделился более сложный — головной.

Нейрон представляет собой собственно нервную клетку с отходящим от нее множеством древовидно ветвящихся отростков (дендритов) и одним длинным отростком— нервным волокном, от которого также идут ответвления. В нейронах возникает процесс возбуждения. В основе возбуждения лежит особый нервный ток (биоток), который отличается от электрического. Нервное возбуждение распространяется со скоростью до 120 м в секунду. Но для человеческого тела это вполне достаточная скорость — ведь нервному возбуждению надо пройти расстояние не более 1,5—2 м. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Эта оболочка играет очень важную роль, так как обеспечивает про ведение возбуждения в определенном направлении (без нее процесс возбуждения беспорядочно распространялся бы во все стороны).

Отдельные нейроны соединяются друг с другом посредством особых контактных механизмов, называемых синапсами («синапс»— от греческого слова «застежка»), которые во множестве покрывают нейрон. При помощи синапсов осуществляется пере ход возбуждения от одной нервной клетки к другой. Скопления нервных волокон с общей соединительной оболочкой называются нервами. Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга; скопления нервных волокон—белое вещество. Роль серого мозгового вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого вещества — в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении — от разных частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или, наоборот, от мозга к различным частям тела (центробежные нервы).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"