Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:15, шпаргалка

Описание работы

1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей, таких как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология,социальная психология и др. В задачу психологии входит изучение законов психической жизни человека. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий его объективный мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируется психические свойства человека.

Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы исследования. Основные методы психологии-наблюдение и эксперимент. Метод наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. В эксперименте экспериментатор, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого, но он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Теснейшая связь практики социальной работы с психологией нашла свое отражение в определениях предмета социальной работы у многих известных современных исследователей.

 

Социально-психологическая работа проводится среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью и включает изменение как внутренней психологической жизни этих людей, так и их внешних жизненных обстоятельств. Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая 3-мя разными способами: психолог добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью: а) собственных действий, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления.

 

Важнейшими функциями психологии являются: диагностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая. Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации. Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур. Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия. Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что если для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальных понятиях, терминологии и т. д.

С определением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически.

Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного.

Для научного психолога – удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения.

Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений.

По сравнению с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Теснейшая связь практики социальной работы с психологией нашла свое отражение в определениях предмета социальной работы у многих известных современных исследователей. Так, Е.И. Холостова считает, что «предметом социальной работы как науки являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психологических и управленческих факторов, влияющих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе». В «Теории и методологии социальной работы», подчеркивается, что «теория социальной работы – это наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов по защите гражданских прав и свобод личности в обществе». Цель психосоциальной работы – позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая 3-мя разными способами: психолог добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью: а) собственных действий, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления. анализ позиций о предмете социальной работы приводит к следующим общим выводам. 1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними. 2. Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии. 3. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Поэтому цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и 13 определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации. Таким образом, психология социальной работы по своей структуре включает 3 основных блока: 1) общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы; 2) конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации. 3) особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий).

 

 

 

5)Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы исследования. Основные методы психологии-наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, тестовый метод и др.

Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Метод наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным:наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов.Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю.

Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эт процессы у испытуемого. В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях,он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений.Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека.Естественный эксперимент сочетает в себе положительтные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента.

Анкетный метод,метод беседы.Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются. Во первых, задачами исследования и, и во вторых, возрастом испытуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические факторы– это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.

Задачи социальной психологии:

1) продолжение  углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной  психологии во взаимодействии  с другими науками;

2) содержательный  пересмотр социально-психологических  проблем в связи с изменившимися  социальными условиями в нашей  стране;

3) исследование  новых социально-психологических  явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и  др.);

4) социально-психологические  исследования изменений в массовом  сознании, общественных настроениях  и общественном мнении;

5) анализ  возрастания роли социальной  психологии в условиях реформирования  общества;

6) взаимодействие  социальной психологии с прикладной  и практической психологией;

7) обеспечение  взаимосвязи отечественной социальной  психологии с различными направлениями  зарубежной социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:

1) предметом  социальной психологии служат  явления психики, характерные для  больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические  группы);

2) главным  предметом социальной психологии  является личность: её положение  в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3) предметом  психологии являются массовые  психические процессы, и положение  личности в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Функции социальной психики:

1) интеграция  и трансляция социального опыта, на основе которого формируется  единое направление мыслей, воли  и чувств, в данной социальной  группе;

2) социальная  адаптация – приведение индивидуального  сознания в соответствие с  принципами и нормами, господствующими  в данной социальной группе;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"