Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:15, шпаргалка

Описание работы

1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. Состав, композиция, структура – составляющие характеристики некоторой "статики" малой группы. Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы:

как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе;

каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности содержание ценностей, норм, установок, сформированных в больших группах;

каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния группы и осуществляет определенную отдачу;

как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении в социальной психологии выделяют уровни развития группы: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив. Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, самим себе определяет ее психологический климат. При здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.   Классификация ощущений  производится по нескольким основаниям.

1. По наличию  или отсутствию непосредственного  контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению  рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или  внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.),проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени  возникновения в ходе эволюции  животного мира выделяют древнюю  и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду. Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

  К общим  свойствам ощущений относят их  качество, интенсивность, длительность  и пространственную локализацию.

Качество - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения различаются по тембру, высоте, громкости; зрительные - по насыщенности и цветовому тону;

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом.

26. При групповом принятии решения  речь идет о групповом обсуждении определенной проблемы, в результате, которого группа как таковая принимает конкретное решение.

Процесс группового принятия решения состоит из четырех этапов:

1. Установление  фактов (групповое интервью).

2. Оценка  фактов (мнения по поводу установленных  фактов).

3. Поиск решения (брейнсторминг).

4. Принятие  решений.

Первый этап: основная задача заключается в сборе данных. Этот этап носит исключительно фактический и объективный характер. На этом этапе участники совместного обсуждения стараются воздерживаться от оценки собираемых фактов. Наиболее распространенный метод сбора всей совокупности мнений в группе по определенному вопросу - групповое интервью. Эффективность проведения группового интервью зависит от тщательности подготовки:

- заранее  оповестить всех членов группы  о целях группового обсуждения, четко обозначить тему;

- выбрать  удобное для всех время обсуждения, установив продолжительность около 1,5 часов;

- обеспечить  физический и психологический  комфорт (желательно иметь круглый  стол, должны отсутствовать посторонние  наблюдатели и т.д.).

Он должен ограничиться тем, чтобы направлять в нужное русло выступления участников и вносить в них ясность. Этому способствует применение некоторых психотехнических приемов:

1) Хорошим  способом «разговорить» участников интервью является повторное изложение аффективного содержания сказанного. Этот повтор должен быть как можно более объективным, следует избегать всякой оценки, чтобы не возникло сопротивление в группе.

2) Для прояснения  высказываний отдельных участников  группы, полезно задавать дополнительные  вопросы, сформулированные в открытой  форме, что облегчает процесс  самовыражения для опрашиваемых.

3) Если в  ходе интервью один из участников  задает вопрос ведущему, то он  может «переадресовать» этот  вопрос всей группе или самому  этому участнику (в первом случае  это будет вопрос-эстафета, во  втором - вопрос эхо).

4) По мере  завершения обсуждения отдельных  пунктов ведущий должен подводить  некоторый итог сказанному. При  необходимости он может обратить  внимание участников на спорные  моменты, но цель его не в  том, чтобы привести всех к  единому мнению, а подвести промежуточный  итог.

Второй этап носит оценочный, диагностический характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Приступать к поиску решений проблемы на этом этапе еще преждевременно. Поиск решения происходит на третьем этапе.

Третий этап: брейнсторминг (мозговой штурм) - поиск решения проблемы. На этом этапе ни ведущий, ни участники не должны критиковать мнение других участников. Группа должна высказывать максимальное количество идей по поводу одной конкретной проблемы.

Процесс протекания брейнсторминга включает три фазы:

Вступительная фаза, длительностью примерно 15 минут. За это время ведущий сообщает информацию о методе, правилах.

Основная фаза брейнсторминга, длится около часа. Наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно.

Заключительная фаза. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения.

 

27. К закономерностям ощущений  относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.   Лидерство характеризует  отношение доминирования и подчинения в группе. Оно является результатом действия как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся цели и задачи группы в конкретной ситуации. К субъективным факторам относятся потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности членов данной группы, а также действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности. Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников данной группы. Руководитель – это лицо, на которое официально возложены функции управления определенной группой и который организует деятельность этой группы.

Существуют следующие различия между лидером и руководителем:

а) руководитель назначается официально - лидер избирается неофициально;

б) руководителю даны законом определенные права и полномочия - лидер не обладает системой установленных законом таких прав; его полномочия устанавливаются групповыми нормами;

в) руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами - лидер ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений;

г) руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел в группе и за каждого члена группы в отдельности - лидер никакой персональной ответственности перед законом за деятельность членов группы не несет.

2. Конформизм  – тенденция индивида в группе  поддаваться влиянию остальных, некритически изменять свое поведение  в соответствии с требованиями  большинства; это тенденция людей  изменять свое поведение в  соответствии с поведением и  требованиями других людей.

3. Сплоченность  группы – это характеристика  степени привязанности, единения  членов группы, осознание общности  целей, задач и идеалов, а также  межличностные отношения в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Процесс восприятия протекает  в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"