Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:15, шпаргалка

Описание работы

1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

55. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они являются непосредственным отражением, переживанием сложившихся отношений, а не их рефлексией. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Потребность в выражении чувств так же естественна, как потребность в дыхании или пище.

1. Эмоции  – это психические процессы, которые  протекают в форме переживаний  и отражают личную оценку и  значимость стимулов (внутренних  и внешних) с точки зрения жизнедеятельности  человека.

2. Чувства  – более длительные состояния, чем эмоции и связаны с социальной  сферой.

3. Высшие  чувства можно разделить на  интеллектуальные (связанные с получением  информации), морально-этические (ответственность, чувство долга) и эстетические (чувство  такта, любовь к природе, к искусству).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Умения – элементы деятельности, позволяющие человеку делать  что-либо с высоким качеством. Обычно умения включают в себя компоненты, выполняемые автоматически. Их называют навыками. В целом умение представляет собой не полностью доведенное до автоматизма действие, поэтому выполнение умения необходимо сознательно контролировать.

Навыки – это автоматизированные умения. Выполнение навыка осуществляется по внутренне контролируемой программе, на бессознательном уровне. В теории деятельности навык аналогичен операции.

Под привычкой понимается устойчивая система взаимосвязанных умений и навыков, которые в первую очередь возникают и выполняются человеком в определенной ситуации. Привычка связана с конкретной ситуацией. У человека, как правило, для каждой ситуации есть свои привычки. Совокупность привычек человека часто называют его образом жизни. Деятельность человека, если она уже сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру, которых входят умения и навыки. Умения отличаются от привычек по ряду параметров.

 

57. Чувства способствуют выделению  предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску. В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П.В.Симонов). Сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоции обладает несомненной доказательностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.Деятельность – специфический  вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

1. Общественный  характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности  мы ни рассматривали, все они  по своему содержанию и способам  выполнения – продукт общественно-исторического  развития человека. Занимаясь данным  видом деятельности, человек выполняет  такие действия, которые были  открыты и усовершенствованы  всем обществом в процессе  его исторического развития, в  условиях общественного труда. Это  имеет прямое отношение и к  различным видам спортивной деятельности.

2. Целенаправленность  деятельности. Деятельность человека  в отличие от инстинктов животных  является сознательной. В своей  деятельности люди всегда руководствуются  сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с  помощью сознательно организуемых  средств или способов действия. Любая деятельность состоит из  отдельных действий, объединенных  единством цели, к которой стремится  человек в данной деятельности, и направленных на достижение  результатов, соответствующих этой  цели.

3. Плановость  деятельности. Деятельность – это  не просто сумма отдельных  действий или движений. В любом  ее виде действия, составляющие  ее, представляют собой определенную  систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

4. Систематичность  деятельности. Когда мы говорим  о деятельности того или другого  человека, то всегда имеем в  виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно  этой особенностью отличается  трудовая деятельность. Отдельные  движения и даже действия еще  не составляют деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. "Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых обра­зований" (6. - 242-243 с.).

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенче­ская программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наибо­лее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ре­тикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обес­печивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры го­ловного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базо­вым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталаму­се) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удо­вольствия, агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5. – 325 с.).

Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животно­го и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал "центр успокоения" (3. – 67 с.).

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Пред­полагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полуша­рия мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: из­менениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просве­та сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не слу­чайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (су­хость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровя­ного давления, мышечной активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на мно­гократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве.

 

Т

60. Потребности– состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

1. Органические - связанные с развитием личности  и ее самосохранением. Они включают  в себя большое количество  нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют  не только у людей, но и у  животных.

2. Материальные - предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.

3. Социальные. Этот вид людских потребностей  связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека  в общении. Индивидуум существует  в социуме и зависит от окружающих  его людей. Это общение разнообразит  жизнь и делает ее более  безопасной.

4. Творческие. Этот вид потребности человека  представляет собой удовлетворение  художественной, технической, научной  деятельности. Есть множество людей  в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить  они зачахнут, их жизнь потеряет  всякий смысл.

5. Нравственное  и психическое развитие. Сюда  входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61 Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов. В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций:

1. Радость  – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении  и ощущении удовольствия. 2. Горе - глубокая печаль по поводу  утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства. Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие инеудовольствие. В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции: 1. Чувственный тон. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон - это реакция на отдельный раздражитель. 2. Настроение - это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение - это эмоциональный тон в данный момент. 3. Аффект - это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию. 4. Страсть - это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека. 5. Чувства - это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.

 

62. Воля - высший уровень произвольной  регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная  регуляция:

* допсихические непроизвольные реакции;

* образная (сенсорная  и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная  регуляция:

* речемыслительный  уровень регулирования.

3. Волевая  регуляция. Структура и содержание  волевого действия :

* Возникновение  побуждения и предварительная  постановка цели

* Стадия обсуждения  и «борьба мотивов» как столкновение  в процессе выбора того или  иного действия противоречивых  тенденций, желаний, побуждений.

* принятие  решения относительно выбора  того или иного варианта поведения—  это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

* исполнения  реализация принятого решения, воплощение  того или иного варианта действий  в своем поведении (деятельности).

 

 

63.высшими эмоциями называются

 

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.

Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"