Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:15, шпаргалка
1)Наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произощло из слияния двух греческих слов-«псюхе»(душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». Психология- наука и очень старая, и очень молодая.Возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. Психология- это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Праксические чувства — это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.
Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств — врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.
64. Воля — это сознательное
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.
Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.
Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных последствий своей деятельности. Например, 28-летний французский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через океан, чтобы изучить приспособляемость организма в непривычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам психологического, а не физиологического порядка: люди умирают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пятьдесят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой лодке, не веря глазам своим, увидел корабль. Первым порывом было отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность результатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше. №5 стр. 21
Однако воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться отчего-то, когда это нужно».
65. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.
Есть низшие и высшие чувства. К низшим чувствам относятся чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей. Например чувства, связанные с такими состояниями, как голод, жажда, сытость, тошнота и т.д.
Низшие чувства имеют большое биологическое значение. Они приносят в кору головного мозга сигналы о нашем физическом состоянии: здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении простейших потребностей.
Высшие чувства возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства носят ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни: моральным, интеллектуальным и эстетическим.
Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т.д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К.К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П.А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях.
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.