Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Файлы: 1 файл

psikhologia_ekzamen.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 

24 билет. Основные модели психологической структуры личности.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Структура личности по Платонову. К. Он положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности. В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности. Структура личности по Фрейду. З. Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно, которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти). К бессознательному также относится Сверх-Я, которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам. Структура личности по Рубинштейну. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

 

25 билет. Основные положения гештальтпсихологии восприятия.

Гештальтпсихология от нем. Gestalt-образ, форма. Основные представители-М.Вертгеймер, К.Коффка, К.Левин. Предмет психологии-целостные структуры личности, восприятие. исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Положения:1)функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов2)изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам 3)феномен «инсайта»(особый психический акт мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле) 4) предметом исследования(К.Левин) стали потребности, аффекты(эмоции), воля.

основополагающие принципы гештальтпсихологии:1)принцип взаимодействия фигуры и фона —каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.2)законом равновесия- человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью.

 

26 билет. Восприятие как процесс категоризации (Дж. Брунер).

Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта, т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие -  решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Свойства восприятия: 1.Восприятие – это процесс принятия решения.2.Этот процесс основан на использовании отличительных признаков. 3.Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») →предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков. 4.Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов. 6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям. 7.При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события. Стадии категоризации. 1) Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?)2) Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию. 3) Подтверждающая проверка. Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию. 4) Завершение проверки. Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.

27 билет. Основные школы.

Бихевиоризм. Отрицает сознание как предмет научного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. (основопол-к-Дж.Уотсон)

Гештальтпсихология. М.Вертгеймер, К.Коффка, К.Левин.Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления "инсайта". Предмет психологии-целостные структуры личности, восприятие. исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов.

Глубинная психология— общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. то, что мы осознаем — лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга.К глубинной психологии принято относить:психоанализ З.Фрейда;аналитическая психология К.Г.Юнга;индивидуальная психология А.Адлера;неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.

Гуманистическая психология   Г.Олпорт, Г.Мюррей, А.Маслоу. предмет-личность. Человек - уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, сознающая свое значение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы.  Гуманистическая психология является мировоззренческой и практической основой педагогики и воспитания, исходящей из идеи раскрытия творческих возможностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы на основе духовных ценностей, нацеливает на поиск смысла бытия.

Когнитивная психология. У.Найсер. Центральный вопрос-об организации знания в памяти конкретного субъекта.  Решающая роль знания в поведении человека, главная задача-проблемы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний; человек-активный преобразователь информации; Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Нейропсихология   Отрасль психологии, посвященная изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга.

Отечественная психология  В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии. О.п. исходила из утверждения общественно-исторической и социальной сущности человека и отстаивала обоснование деятельностного способа его существования. Л.С.Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую концепцию развития человека. Он считал, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне в социальной форме, а затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь. С.Л.Рубинштейн (1889-1960) и А.Н.Леонтьев (1903-1979) поставили и успешно решали проблему единства сознания и деятельности. Изменяя окружающий мир, человек вместе с тем развивается сам, формируя собственную психологическую природу.

28 билет. Отечественная психология.

Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др. Предмет изучения. Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи. Практика. Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности). Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии. Развитие направлений таких как: Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология., Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания. Психология ребенка. Вклад. Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории. Было создано Всесоюзное общество по психотехнике. В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

 

29 билет. Отрасли психологии.

Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание). Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика. Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология. Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология. Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований. Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

 

30 билет. Периоды становления личности по А.Н. Леонтьеву, З. Фрейду, Э. Эриксону.

А. Н. Леонтьев:, «личность человека создается общественными отношениями». на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность». А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности:

  • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
  • степень иерархизованности этих связей, преобразованые в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
  • общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Психосексуальные стадии развития личности по Фрейду:

1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью. 2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией. 3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий. 4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов. 5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека. Психосоциальные стадии развития личности (по Э. Эриксону)

1. Младенчество: базовое доверие / базовое недоверие. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности».

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»