Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Файлы: 1 файл

psikhologia_ekzamen.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

 

48 билет. Способы и приёмы воздействия на людей.

Все способы психологического влияния можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия:

1. Эффект заражения. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается». 2. Внушение. Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения. 3. Убеждение. Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации. 4. Подражание. Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

 

49 билет. Темперамент и система его проявлений.

Темперамент - Динамическая характеристика психической деятельности индивида. Он проявляется первым делом в его впечатлительности, т. е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Темперамент сказывается и на эмоциональной возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, в устойчивости, с которой оно сохраняется.  Гиппократ (кровь-сангвиник, слизь-флегматик, желчь-холерик, чёрная желчь-меланхолик). 
Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Темперамент находит себе особенно наглядное выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех моторных проявлений человека - его практических действиях, речи, выразительных движениях. Темперамент - это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Установлены три основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент. II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент. III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент. IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.

 

50 билет. Факторы экономической адаптации. (1 вариант)

Трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. На трудовую адаптацию нового работника оказывает влияние множество факторов, определяющих сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди факторов трудовой адаптации выделяются две группы: субъективные и объективные факторы. Объективные факторы, это факторы, связанные с трудовым процессом, они в наименьшей степени зависят от нового работника. Сюда включаются: уровень организации труда, автоматизация и механизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, местоположение предприятия, отраслевая специфика и др. Субъективные факторы являются личностными факторами, и определяются особенностями конкретного человека. К субъективным факторам относятся: 1социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и др.); 2социально-психологические характеристики работника (уровень притязаний, готовность трудиться самоконтроль, коммуникабельность, чувство ответственности и др.); 3социологические характеристики (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на накопление собственного человеческого капитала и др.)

 

50 билет. Факторы экономической адаптации. (2 вариант)

Экономическая адаптация – знакомство с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, привыкание к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

Способствуют успешной экономической адаптации работника разъяснение особенностей начисления заработной платы, знакомство с мотивационными программами.

Экономические духовные факторы являются важными компонентами социума, они относятся к одному из элементов экономической деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. К экономическим духовным факторам можно отнести:

·                   технико-экономические факторы (уровень организации механизации и автоматизации производственных, торговых и других технологических процессов, внедрение достижений науки, техники, передовой технологии и организации труда в экономике страны);

·                   социально-экономические факторы, отражающие творческую инициативу и активность работающих (участие социокультурных групп в управлении экономикой, инновации и моральное стимулирование, и заинтересованность социокультурных групп  в результатах своего труда и др.), уровень экономического руководства страны;

·                   социально-психологические факторы (внутриколлективные отношения, взаимная ответственность и взаимовыручка, конфликтные ситуации в экономике страны и т.п.);

·                   физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений и др.).

Экономические материальные факторы оказывают огромное влияние на процесс социокультурной адаптации.  Можно, выделить следующие экономические материальные факторы, которые необходимы для осуществления экономической деятельности:

·                   количество и качество средств труда;

·                   количество и качество предметов труда;

·                   объем количества основного капитала.

Таким образом, экономические материальные и духовные факторы порождают процесс, который приводит к деятельности, позволяющей выявить и использовать резервы роста экономического потенциала, повышения эффективности общественного производства. Экономические факторы можно подразделить на основные и второстепенные при этом интенсивные факторы обеспечивают не только рост и эффективность экономики, но и являются базовыми в процессе социокультурной адаптации.

 

51 билет. Феномены восприятия и методы их изучения. Понятие образа мира.

Восприятие-процесс отражения целостных сцен и событий при непосредственном влиянии внешних объектов на нас. Феномены восприятия: 1. Сенсорное качество и его количественная представленность (интенсивность,продолжительность,модальность) 2. Фигура и фон – наше восприятие всегда структурировано фигура-фон, которые могут меняться местами, как в известных фигурах-перевёртышах(конфигурация) 3. Константность восприятия – неизменность воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия. 4. Система отсчёта – субъективный характер оценки величины и интенсивности. 5. Предметный характер – мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас. 6. Избирательный характер – проявляется во влиянии индивидуальных различий людей и эффектах доминирующей установки.)

Методы исследования:1. Феноменологический метод. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен. 2. Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения. 3 Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур. 4. Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия. 5. Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия. 6. Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.7. Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич. расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов. 8. Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия. Понятие образа мира. Впервые понятие «образ мира» ввёл Леонтьев Алексей Николаевич. При помощи данного понятия описывают процесс познания. В эти понятия входят не только те свойства, которые обнаруживаются индивидом в ходе воздействия на органы чувств, но и те свойства, которые являются продуктами исторического общественного процесса и фиксируются в языке, предметах культуры . Поэтому образ мира – это не картинка и не копия мира, не создаётся из образов, отдельных явлений и предметов, а самого начала развиваются и функционирует как целое. Образ мира человека является универсальной формой его организации, знаний, определяющих возможности познания и управления поведением.  Образ мира – это фон, который предваряет любое чувственное впечатление и реализует его в качестве чувственного образа внешнего предмета посредством своего содержания.

 

52 билет. Феномены мышления. Виды и свойства мышления.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за приделы чувственного данного опыта, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего посредством умозаключения раскрыть то, что непосредственно восприятием не дано. Наиболее развитой формой мышления считается словесно-логическое (понятийное) мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. Более того, человеческое мышление невозможно без языка, в каких бы формах оно не осуществлялось. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т. д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Более того, человеческое мышление невозможно без языка.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом для решения задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким видом мышления оперируют люди творческих специальностей. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются, и в результате манипуляций образами происходит решение поставленной задачи. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, который предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержание задачи составляют схемы и графики. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Человеческому мышлению присуще предвидение. Предвидение - это опережающее отражение, которое проявляется в форме мыслительного эксперимента (любой акт творческой деятельности). Мысленный эксперимент ведется методом проб и ошибок, который не является сам по себе примитивным, ведь в любой идее могут быть ошибки. 4. Целенаправленность мышления. Студент, решая задачу, вспоминает нужную в данном случае формулу, т.е. он осуществляет   отбор ассоциаций, которые обеспечивают разрешение проблемной ситуации. При нарушении психической деятельности человек находится в случайном потоке ассоциаций.  А потеря возможности отбора нужной информации является одним из проявлений расстройства психики. Мышление человека находится в состоянии развития в течение всей его жизни, обогащается по содержанию, по способам, уточняется. Изменение и развитие мышления происходит индивидуально.

 

53 билет. Формирование команды.

Команда в менеджменте (Маленков) – специально созданная группа людей, объединяющая менеджеров, специалистов и исполнителей различных подразделений компании (включая при необходимости ведения по контрактам и сторонних специалистов) для срочного решения сложных системных проблем развития, затрагивающих самые разные аспекты её деятельности в том числе различные проекты, выходящие за рамки отдельного подразделения. Команды создаются для решения не текущих производственных проблем, а для проблем носящих многоцелевой и межфункциональный характер, а так же для критических ситуаций. Главное назначение команды: интеграция внутренних интеллектуальных организационных и других ресурсов, использование внутренних резервов, которые другими административными методами не вовлечь в управление. Для создания каждой команды необходимые условия:- конкретность и общность комплекса целей- ограниченное количество участников- сильные индивидуальные и групповые стимулы. 
При формировании команды главная задача: эффективно решить проблему. Для этого часто вводят сотрудников с противоположными личностными характеристиками. Компетентность и квалификация которых необходимы для решения проблем.

 

54 билет. Функции общения.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.и1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением со взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь со взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. 3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». 4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений – от интимно-личностных до сугубо деловых – для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения. 5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»