Если в 1985 г. на 1000 человек населения
в России приходилось 16,6 рождения,
то в 1995 г. — лишь 9,3. Отметим, что на протяжении
последнего десятилетия уровень рождаемости
практически остается неизменным [Ганичева,
2002].
Переход от многодетной к
малодетной семье в современном
обществе обусловлен включением
женщин в его производственную
сферу; особенностями профессиональной
деятельности супругов, в частности ее
высокотехнологичностью; ценностными
ориентациями и социально-экономическими
условиями жизни современной семьи.
Причинами снижения рождаемости
в России являются экономическая
нестабильность общества; низкий уровень
социальных гарантий для молодых семей;
слабая социальная защищенность детей
и подростков; реальное возрастание как
«цены образования» так и удельного веса
платного сектора образовательных услуг;
неудовлетворительный уровень здравоохранения,
в первую очередь охраны здоровья матери
и ребенка; низкий престиж материнства.
Таким образом, в семье
на одного ребенка зачастую
приходится четверо прародителей
— бабушек и дедушек. Это
обстоятельство сдвигает «центр
тяжести» забот семьи — родителям приходится
заботиться о собственных пожилых родителях.
Особенностью положения семьи в нашей
стране является также взаимность помощи
и забот в семье: бабушки и дедушки—пенсионеры
помогают работающим детям в воспитании
внуков, ведении хозяйства и т.д.;
диспропорция в продолжительности
жизни мужчин и женщин. В пожилом
возрасте и старости наблюдается
значительное преобладание женского населения,
много вдов, обремененных особой психологической
проблемой — как пережить утрату
супруга и самоопределиться в новых
условиях. В нашем обществе такое самоопределение
нередко лежит в плоскости утверждения
бабушки в новой роли — «незаменимого
члена семьи» своих детей, неформального
главы семьи, основного воспитателя внуков,
организатора быта, «домоправительницы»,
хозяйки дома и т.д.
Подобная экспансия прародителя
в отношении семейных ролей, традиционно
исполняемых самими супругами, приводит
к размыванию границ семейной системы
(или подсистем семьи) и нарушению
ролевого функционирования семьи;
увеличение числа разводов. Полная
психологическая реабилитация личности
и преодоление негативных эмоциональных
последствий развода констатируется
лишь спустя 1 —3 года;
возрастание числа детей, воспитывающихся
без семьи или в условиях депривации
общения с родителями и близкими взрослыми
(сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных
детских садов, беспризорники и т.д.).
Эта тенденция характерна
для российского общества, а также
для стран с низким жизненным
уровнем, переживающих значительные
социальные потрясения, войны, перевороты,
революции;
демократизация и эгалитаризация
отношений в семье, прежде всего
в супружеских отношениях, переход
от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости
супругов, партнерству, помощи и взаимной
поддержке;
возрастание числа несовершеннолетних
родителей — подростковое родительство.
Акты насилия и агрессии в семье перестают
быть экстраординарными явлениями, часто
превращаясь в ужасающую реальность повседневного
существования семьи. Проблема насилия
в семье, особенно насилия родителей в
отношении ребенка, привела к появлению
в англоязычной литературе термина child
abused — ребенок, подвергшийся жестокому
обращению. Вопрос о том, что именно включать
в содержание понятия «жестокое обращение»,
остается открытым.
Увеличение числа бездетных семей,
в которых статус «семья без детей» —
сознательный выбор супругов. Нередко
их отложенное решение иметь детей, обусловленное
задачами завершения профессионального
образования, осуществления карьеры, трудным
финансово-экономическим положением семьи
или жилищными проблемами, перерастает
в окончательное решение жить без детей,
«ради себя», что в итоге приводит к осознанию
недостаточной самореализованности и
глубокому личностному кризису. Совершенно
иные проблемы вынуждены решать супруги,
в силу медицинских причин не имеющие
возможности иметь детей, — проблемы длительного
и далеко не всегда эффективного лечения
от бесплодия, усыновления, воспитания
приемных детей. Отметим, что развитие
репродуктивной медицины в значительной
степени способствует решению таких проблем;
наконец, тенденция, не столь явно
пока еще выраженная в российском
обществе, но все более и более
набирающая силу, — это появление
так называемых «двухкарьерных»
семей, т.е. семей, где оба супруга,
а не только муж, как в традиционной
семье, ставят перед собой задачи профессиональной
карьеры, роста и самореализации. В таких
семьях особое значение приобретают характер
распределении ролей и власти в семье,
вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость,
общность семейных и личностных ценностей,
наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании
детей, реализации хозяйственно-бытовой
функции семьи и т.д
Основные особенности российской
семьи заключаются в том, что
она, как правило, является не нуклеарной,
а трехпоколенной, тяготея к традиционному
типу, где материально-экономическая и
психологическая зависимость членов семьи
друг от друга очень велика. Причиной преобразования
нуклеарной семьи в большую трехпоколенную
зачастую становится необходимость совместного
проживания в одной квартире, когда молодая
семья оказывается финансово неспособной
самостоятельно «потянуть» покупку или
аренду жилья. Такое положение чревато
спутанностью семейных ролей, снижением
эффективности семейного функционирования,
ростом конфликтности, семейной тревоги
и эмоциональной напряженности.
5.Функции семьи.
Семья является не только
социальной группой, но и общественным
институтом. Семья помимо воспитательной
выполняет ряд функций:
1. Хозяйственно-потребительская функция
семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего
хозяйства, соблюдение домашнего бюджета,
управление семьей, проблема женского
труда.
2. Репродуктивная функция включает
в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает
участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения.
3.Восстановительная функция семьи
состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации
досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой
член семьи вправе надеяться
на заботливое отношение родных
и близких. Организация досуга играет
большую роль в восстановлении. Досуг
служит средством восстановления физических
и духовных сил человека.
4. Экономическую функцию – в
доиндустриальную эпоху семья
была первичной производственной
группой, в настоящее время в
семье распределяются доходы, заработанные
вовне, и происходит потребление.
5. Функцию передачи социального
статуса – семьи разных слоев
общества имеют разный социальный
статус и передают его новым
членам семьи – детям. 6. Функцию
поддержания благосостояния членов
семьи
М. С. Мацковский (1989) основные функции
современной семьи дополняет
следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной,
эмоциональной, сексуальной, сферой первичного
социального контроля, сферой духовного
общения.
Некоторые авторы выделяют специфические
и неспецифические функции семьи (Харчев
А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис
Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические
функции семьи вытекают из сущности семьи
и отражают ее особенности как социального
явления, тогда как неспецифические функции,
это те, к выполнению которых семья оказалась
принужденной или приспособленной в определенных
исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к
которым относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание детей (экзистенциальная
функция) и их воспитание (функция социализации),
остаются, по мнению автора, при всех изменениях
общества, хотя характер связи между семьей
и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные
с накоплением и передачей собственности,
статуса, организацией производства и
потребления, отдыха и досуга, с заботой
о здоровье и благополучии членов семьи,
с созданием микроклимата, способствующего
снятию напряжений и самосохранению. Все
эти функции отражают исторический характер
связи между семьей и обществом, раскрывают
исторически преходящую картину того,
как именно происходит рождение, содержание
и воспитание детей в семье (Антонов А.
И., Медков В. М., 1996).
В отдельные исторические периоды
семья выполняет все или почти все
вышеназванные функции, в другие периоды
часть из этих функций берет на себя государство.
6. Структура семьи
и ее нарушения.
Структура семьи (группы) рассматривается
с точки зрения функций, которые
выполняют ее члены, а также межличностных
отношений в ней. Как правило, неформальные
отношения определяются чувствами, которые
члены семьи испытывают друг к другу, а
формальные – обязанностями и нравами
ее членов, обусловленными совместным
делом и целью жизнедеятельности.
Описывая структуру семьи,
как правило, характеризуют социальные
роли (формальные и неформальные) и статус
конкретных ее членов, социометрические
позиции, характеризующие межличностные
отношения. Иными словами, дается характеристика
актуального состояния формальных и неформальных
отношений между членами семьи.
К групповым процессам относятся
динамические, т.е. меняющиеся показатели
социального процесса отношений
в семье. Анализ групповых процессов
может дать только человек,
который наблюдал семью в течение
определенного периода. Особое значение
придается психологическим и организационным
процессам сплочения (лидерству), уровню
развития семьи как социального единства
(стадии развития коллективизма), процессу
группового давления, процессам изменения
отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности
семьи (деятельность, общение, отношения
ее членов) могут рассматриваться как
групповые процессы: способность членов
семьи к согласованным действиям. Этот
признак – ключевой, поскольку именно
согласие обеспечивает необходимую общность,
единство действий, направленных к достижению
цели. Степень согласованности действий
зависит от уровня сплоченности семьи,
общих интересов у ее членов, социальной
ситуации, деятельности главы семьи (лидера).
В то же время способность действовать
независимо от семьи и влиять на ее решения
характеризует социальную силу каждого
ее члена как личности.
Благополучие личности в
семье обеспечивает необходимые
социальные условия для ее
продуктивной жизнедеятельности,
самореализации и саморазвития;
действие группового давления,
побуждающего человека вести себя определенным
образом и в соответствии с ожиданиями
окружающих.
Осознание принадлежности к
семье – один из немногих
общих признаков субъектов. Индивидуальным
результатом группового давления
является конформность. Психологи
фиксируют наличие изменений во взглядах
и поведении человека, обусловленных особенностями
конкретной семьи; установление определенных
отношений между членами семьи. Социальные
отношения могут быть конвенциональными
(формальные) и межличностными (неформальные).
Эти два типа отношений сочетаются в любой
социальной группе.
- Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи. Исследователи Ц. П. Короленко и Т. А.
Донских отмечают ведущую роль семьи в
формировании отклоняющегося поведения
личности и его преодолении.
- Структура семьи и ее нарушение
Существует множество различных
вариантов состава, или структуры,
семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их
детей;
- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют
по составу:
- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую
две или более нуклеарных семей с общим
домохозяйством и состоящую из трех или
более поколений — прародителей, родителей
и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо
подчеркнуть наличие в нуклеарной
семье, основанной на полигамном браке,
двух и более жен-матерей (полигиния), или
мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят
о составной, или сложной нуклеарной, семье.
В повторных семьях (основанных на
повторном, не первом браке) вместе с
супругами могут находиться дети
отданного брака и дети кого-либо из супругов,
приведенные им в новую семью (Антонов
А. И., Медков В. М.)
Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал
следующую классификацию семей:
1. Структурный состав:
- полная семья (есть мать и отец);
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).