Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Если в 1985 г. на 1000 человек населения  в России приходилось 16,6 рождения, то в 1995 г. — лишь 9,3. Отметим, что на протяжении последнего десятилетия уровень рождаемости практически остается неизменным [Ганичева, 2002].

 Переход от многодетной к  малодетной семье в современном  обществе обусловлен включением  женщин в его производственную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и социально-экономическими условиями жизни современной семьи.

 Причинами снижения рождаемости  в России являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возрастание как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образовательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж материнства.

 Таким образом, в семье  на одного ребенка зачастую  приходится четверо прародителей  — бабушек и дедушек. Это  обстоятельство сдвигает «центр тяжести» забот семьи — родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки—пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.;

диспропорция в продолжительности  жизни мужчин и женщин. В пожилом  возрасте и старости наблюдается  значительное преобладание женского населения, много вдов, обремененных особой психологической  проблемой — как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли — «незаменимого члена семьи» своих детей, неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта, «домоправительницы», хозяйки дома и т.д.

Подобная экспансия прародителя  в отношении семейных ролей, традиционно  исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению  ролевого функционирования семьи;

увеличение числа разводов. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных  последствий развода констатируется лишь спустя 1 —3 года;

возрастание числа детей, воспитывающихся  без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.).

 Эта тенденция характерна  для российского общества, а также  для стран с низким жизненным  уровнем, переживающих значительные  социальные потрясения, войны, перевороты, революции;

демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего  в супружеских отношениях, переход  от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;

возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина child abused — ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым.

Увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем;

наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более  набирающая силу, — это появление  так называемых «двухкарьерных»  семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение приобретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что  она, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной, тяготея к традиционному типу, где материально-экономическая и психологическая зависимость членов семьи друг от друга очень велика. Причиной преобразования нуклеарной семьи в большую трехпоколенную зачастую становится необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть» покупку или аренду жилья. Такое положение чревато спутанностью семейных ролей, снижением эффективности семейного функционирования, ростом конфликтности, семейной тревоги и эмоциональной напряженности.

 

 

5.Функции семьи.

 Семья является не только  социальной группой, но и общественным  институтом. Семья помимо воспитательной  выполняет ряд функций: 

1. Хозяйственно-потребительская функция  семьи охватывает различные аспекты  семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

2. Репродуктивная функция включает  в себя воспроизводство в детях  численности родителей, т.е. принимает  участие в количественном и  качественном воспроизводстве населения.

3.Восстановительная функция семьи  состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации  досуга и отдыха, семья становится  оздоровительной средой, где любой  член семьи вправе надеяться  на заботливое отношение родных и близких. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека.

4. Экономическую функцию – в  доиндустриальную эпоху семья  была первичной производственной  группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление.

5. Функцию передачи социального  статуса – семьи разных слоев  общества имеют разный социальный  статус и передают его новым  членам семьи – детям. 6. Функцию  поддержания благосостояния членов семьи

 

М. С. Мацковский (1989) основные функции  современной семьи дополняет  следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного  общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к  которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды  семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.

 

 

6. Структура  семьи  и ее нарушения.

Структура семьи (группы) рассматривается  с точки зрения функций, которые  выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности.

 Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

 К групповым процессам относятся  динамические, т.е. меняющиеся показатели  социального процесса отношений  в семье. Анализ групповых процессов  может дать только человек,  который наблюдал семью в течение  определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы: способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности.

 Благополучие личности в  семье обеспечивает необходимые  социальные условия для ее  продуктивной жизнедеятельности,  самореализации и саморазвития; действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих.

 Осознание принадлежности к  семье – один из немногих  общих признаков субъектов. Индивидуальным  результатом группового давления  является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи; установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

  1. Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи. Исследователи Ц. П. Короленко и Т. А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении.
  2. Структура семьи и ее нарушение

Существует множество различных  вариантов состава, или структуры, семьи:

    • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
    • «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
    • «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
    • «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

  1. нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
  2. расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с  супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

  • полная семья (есть мать и отец);
  • неполная семья (есть только мать или отец);
  • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"