Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и трактуется поразному различными концепциями феминистской теории (которой он во многом обязан своим появлением), социологии гендера, гендерной психологии, постфеминизма, лесбийской философии и т.д. Причем отношение феминизма к гендерным концепциям и самому понятию «гендер» весьма неоднозначно: многие феминистки считают, что основанные на нем исследования отвлекают внимание от «женских проблем» и даже ставят под сомнение справедливость выделения особых характеристик «женского».

Первое определение гендера  возникло в связи с феминистским анализом «современного общества»  — критикой дискриминационного положения  женщин. В статье антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу "политической экономии" пола» (1975) «гендер» определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности» (СНОСКА: Gayle R. The traffic in women: Notes on the «political economy» of sex // Toward an Antropology of Women. N.Y., 1975). В 80-е годы это определение становится основой для разнообразных концепций.

В США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной  и научной дисциплины (обязательной, например, для социальных работников и государственных служащих), в справочных изданиях дается следующее определение гендера:

«Термин, введенный феминистами  с целью выделения социального  аспекта различия полов. Когда говорят  о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения» (СНОСКА: Hornsby J. The Oxford Companion of Philosophy. N.Y., 1995. P. 305).

Приведем также определение  из учебника (1989) американского социолога  Э. Гидденса, на которое в основном опираются отечественные исследователи:

«Если пол имеет отношение к  физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие "гендер" затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)» (СНОСКА: Гидденс Э. Социология. М, 1999. С. 153).

Это определение своеобразно подытоживает новое употребление термина —  как обозначение социальных различий между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать в условиях патриархатного общества, где утверждается или предполагается превосходство мужчины и осуществляется дискриминация по признаку пола. В этом смысле наиболее показательно определение ген-дера, которое дает известный теоретик гендерной методологии Джоан Скотт: «элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, и основной путь обозначения отношений власти» (СНОСКА: Scott J. Gender: A useful category of historical analysis // American Historical Review. 1986. № 1053-1075. P. 1067).

С позиций традиционной теории пола в патриархатных обществах социальные различия не выделяются как таковые, и речь идет прежде всего о различиях биологических: женщина вообще не рассматривается как «политическое животное», а если и заходит речь о ее, например, психологических особенностях, то они понимаются как непосредственное продолжение ее биологических черт. Позднее эти взгляды трансформировались в понятие «природности» женщины, биологического характера любой ее деятельности — прежде всего в силу преобладания у женщины репродуктивной функции. Такие мнения распространены и сейчас, в том числе в научной среде. Большинство книг начинается с констатации того, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. И действительно, мужские и женские особи человеческого вида различаются строением репродуктивных систем, гормональным балансом и, как правило, антропометрическими характеристиками. Более спорным является вопрос о различном строении и функционировании центральной нервной системы и мозга. С другой стороны, можно говорить об особенностях каждой человеческой особи, независимо от половой принадлежности. Однако насколько различие биологическое может быть основанием различия общественных статусов?

Лишь первые феминистские труды, например книга Мэри Уоллстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792), объясняют это неравенство социальными предрассудками и системой воспитания:

«Если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как  с рабынями или как с домашними  животными, "друзьями человека", низшими  по разуму. Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога... Могут сказать, что все это — утопические мечты. Благословен будь Тот, кто вдохнул их в меня и придал смелости моему уму, так что я могу, обретая лишь в Нем едином поддержку всем делам своим, отваживаться высказывать собственное мнение, покуда существуют возмутительные предрассудки, закабаляющие представительниц моего пола» (СНОСКА: М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. с. 24-39).

Между тем вопрос о реальных основаниях любого другого типа межполовых отношений  остается открытым, а потому «равенство»  остается утопией или, в крайнем  случае, милостью «сильного пола». Поворотной считается книга Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949), в которой обосновывалась самоценность и самодостаточность женщин:

«Мне могут возразить, что все  эти рассуждения утопичны, поскольку, чтобы "переделать женщину", обществу необходимо поставить ее в реально равные условия с мужчиной, сделать ее равной мужчине; что же, консерваторы никогда не упускали случая подчеркнуть, что это вопрос из числа тех, что вращаются по замкнутому кругу. К счастью, история не движется по кругу. Бесспорно, если одну часть общества держать в униженном состоянии, она и будет униженной, неполноценной. Однако свобода способна разомкнуть этот порочный круг; предоставьте неграм право голосовать, и они станут достойны этого права; позвольте женщинам нести ответственность за жизнь в обществе, и они справятся с этим; но дело в том, что совершенно напрасно ждать от угнетателей добровольной щедрости, великодушия. Между тем бунт притесненных, а также перемены внутри привилегированной касты создают новую ситуацию. Пришлось ведь мужчинам в собственных интересах частично раскрепостить, эмансипировать женщину: женщинам нужно лишь продолжать свое восхождение, этому будут способствовать достигнутые успехи; почти очевидно, что через какое-то время они добьются подлинного экономического и социального равенства, а за этим последует и их внутреннее преображение» (СНОСКА: Бовуар де, С. Второй пол. М.; СПб., 1997. (Заключение)).

Структуралистская антропология и  социология начала XX в. дали принципиально  новую перспективу анализа социальных отношений между полами в обществе. Как показывают, например, этнографические исследования Маргарет Мид, в истории цивилизации уже существовало иное распределение ролей в обществе, иное воспитание, иные ценности. И они никак не связаны непосредственно с биологией. Биологическим чертам, особенностям репродуктивной функции, анатомическим параметрам мужчин и женщин придается отличный от западноевропейского смысл.

Основной смысл введения и самого термина «гендер», столь незвучного для русского языка, и всей терминологии гендерных исследований заключается в том, чтобы признать: «пол» является продуктом человеческой культуры и должен рассматриваться именно так. Это особенно актуально в наше время, когда культура пола (культура секса) считается важнейшей составляющей общечело-нсческой культуры. Гендерная теория оказывается, таким образом, своеобразной метакультурологической теорией, которая пытается разобраться с теми смыслами, которые появляются в той или иной культуре по поводу полового диморфизма и отношений, возникающих в связи с этим.

Гендерные исследования вводят в научный  оборот специфическую терминологию, широко распространенную сегодня во всех гуманитарных науках. Как было сказано выше, предметом гендерных  исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее — представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили обозначение «маскулинности» и «феминности», иногда можно встретить термин «фемининность» («женственность»). Причем гендерные исследования могут рассматривать эти черты и нейтрально-объективистски — как факт общественного сознания (это предмет социологических исследований), и политически позитивно — как демократическую тенденцию (например, когда речь идет о толерантном отношении к сексуальным меньшинствам), и критически (например, когда речь идет о манипулировании традиционными представлениями о маскулинности и феминности в рекламе потребительских товаров).

Гендерные исследования занимаются, таким образом, определенными стереотипами восприятия людей и межличностных отношений, стереотипами формирования собственной экспрессивной модели поведения и оценки, стереотипами конструирования идеала — с точки зрения принадлежности к определенному полу. Это так называемые гендерные стереотипы — устойчивые для данного общества в данный исторический момент представления о различиях между мужчинами и женщинами.

Гендерные стереотипы функционируют  как на уровне индивида, так и  на уровне общества. Поэтому гендерные исследования междисциплинарны по сути: задействованы как психологические (психоаналитические), так и экономические, политические теории. Условно можно выделить два уровня изучения гендерных стереотипов: гендерная идентичность и гендерные роли. На уровне индивида этими вопросами интересуются психология и философия. Их анализом на социальном уровне занимаются преимущественно гендерная социология, демография и экономии.

 Гендерные стереотипы формируются,  как считают исследователи, начиная  с раннего детского возраста в процессе так называемой социализации — усвоения господствующих в данной культурной среде представлений о правильном поведении, распределении способностей и обязанностей и т.д. Итогом социализации является освоение определенной социальной роли. Факторами социализации на разных этапах являются одежда, словесные обращения, характер родительских требований, игрушки, сказки и другая литература, телевидение и кино, школа и мнение сверстников.

17. Стадии психосексуального  развития ребенка.

Психосексуальное развитие — это  психическое развитие индивида на фоне становления и динамики сексуальности, которое продолжается более 20 лет. Специалисты  с целью лучшего понимания  особенностей протекания этого процесса и тех задач, которые приходится решать ребенку по мере взросления, условно разделяют его на три стадии, развивающиеся последовательно друг за другом.

 Современные отечественные  сексологи различают три основных  этапа психосексуального развития  человека: формирование полового  самосознания, стереотипа полоролевого поведения и психосексуальных ориентаций. Каждый этап имеет определенные возрастные границы.

 Этап формирования полового  самосознания длится с момента  рождения до примерно 4, 5 лет жизни  и имеет первую стадию –  до 1 года и вторую – после года, когда устанавливается контакт с ближайшими родственниками в семье.

 Этап формирования полоролевого  поведения продолжается с 4 –  5-летнего возраста и до начала  полового созревания – 10 –  12 лет. Этот этап психосексуального  развития человека специалисты также подразделяют на две стадии:

 первая – до 7 – 8 лет, когда  завершается копирование ребенком  образа родителя своего (в норме)  пола и начинаются игры со  сверстниками.

 Вторая стадия – после  7 – 8 лет – характеризуется  в основном общением с представителями своего пола.

 Этап формирования направленности  полового влечения начинается  с периода начала полового  созревания данного индивида  и заканчивается к 20 – 21 году, а при задержке психосексуального  развития и позже. Этап подразделяется  на три стадии:

  • стадию формирования платонического чувства, стремления к общению с определенным представителем обычно противоположного пола;
  • стадию формирования эротического влечения, желания и реализации ласк, потребности и осуществления телесного прикосновения;
  • стадию формирования сексуального влечения – стремления к половому акту и достижению оргазма.

У всех детей постепенно развиваются  индивидуальные способы восприятия и понимания сексуальности, а  также личные предпочтения, связанные  с сексуальной ориентацией и  поведением, Этот комплексный процесс именуется  Психосексуальным развитием и протекает при, взаимодействии биологических   факторов и проживания, обучения  в определённой социальной среде.

Существует несколько теорий психосексуального  развития, одна из основных психодинамическая теория, которая рассматривает,  прежде всего динамику психической деятельности. Согласно психодинамической теории, младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии. В начале эта энергия совершенно монолитна, и может быть направлена куда угодно. Основоположник данной теории Зигмунд Фрейд выдвинул концепцию либидо, сексуального влечения, которое, по его убеждению, являлась основной частью человеческой психики. Он утверждал, что младенцы «полиморфно перверсивны» что значит не относят себя к какому-то определенному полу. Постепенно либидо локализуется в разнообразных эрогенных зонах тела и в конечном счёте в области половых органов. Фрейд полагал, что, наряду с психологическими аспектами сексуальности, существует сексуальная физиология, включающая в себя соматическую реакцию и поведение.  Также Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"