Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 

Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка  таким, какой он есть. Родители принимают  растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.

 

Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.

 

Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная  волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность. Используют этот стиль родители, которые, возможно, тоже воспитывались авторитарными личностями, имеющими определенные психические расстройства, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Нейтрально-отрицающий стиль (индифферентный, игнорируя, "неприятие, эмоциональное отторжение", безнадзорность, "ребенок бремя для матери", "мать с разбитой судьбой", "семья, которая вынуждена бороться за социальное и экономическое выживание") сочетает в себе низкий уровень контроля и холодные отношения. В основе этих стилей лежат пренебрежение ребенка, отвержение индивидуальных особенностей, отсутствие заинтересованности его жизнью. Родители не проявляют заинтересованности в воспитании собственных детей, не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения из-за того, что они заинтересованы только собственными проблемами. Сочетание этих критериев особенно негативно влияет на психику ребенка, поскольку он не имеет уверенности, нужности, защищенности в жизни. Той любви, которой лишили его родители, личности, будет не хватать всю жизнь, и ребенок будет искать ее в других людях, очень хорошо, если эти люди будут хорошими и авторитетными. В обратном случае ребенок может склоняться к разрушительному типу поведения. Следует отметить, что жесткий и нейтрально отрицающий стили детско-родительского взаимодействия имеют разрушительное влияние на личность. Наибольший вред для развития личности оказывает непоследовательность и несогласованность стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку трудно понять, какого именно поведения ждут от него родители. Сложные и многогранные отношения в паре "мать-ребенок", особенно, когда семья является неполной. Согласно взглядам Ф. Хорвата, "материнская любовь воспитывает чувствительность, внимание к людям, умение сострадать и помогать им, быть надежным и верным человеком; благодаря матери у ребенка развивается способность любить, зарождаются источники альтруизма, положительных духовных наклонностей". Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на развитие личности. В психологической литературе понятие "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекции. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К личности ребенка проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и не ухоженность. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенной, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и пустяковом контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя гиперпротекция, что потакает. Так называют воспитания "кумира семьи". Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и сопротивлении на свою силу. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее негативное влияние на развитие личности. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующей ее возраста. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или стариками. Кроме этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: преимущество женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. одобряющих - авторитарный - субъективное  благополучие родителей: теплое  отношение и принятие ребенка  с требованиями социальных успехов  и достижений при контроле  в этих областях.

2. Что отторгает с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни.

4. Симбиотически-авторитарный - гиперпротекция  и тотальный контроль поведения  психической жизни ребенка, блокирование  осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: "принятие-отторжение", "кооперация" (социальная желательность), "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" (инфантилизация- инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.

По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д.

 

Семья выполняет следующие функции:

- воспитательная функция;

- экономическая - заключается в  желании членов семьи удовлетворить  свои материальные потребности;

- эмоциональная функция - удовлетворение  базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)

- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)

- функция первичного социального  контроля - обеспечение выполнения  социальных норм членaмы семьи  и др..

 

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детстве и в раннем детстве семья играет решающую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается основным, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком  социальными нормами, а когда  речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостатка внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а  также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

 

 

23. Материнство и отцовство:  роли, чувства, отношения.

 

Говоря о родительской любви, традиционно  разделяют материнскую и отцовскую  любовь, как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3.Фрейд, А.Адлер, Д. Винникотт, И.С.Кон, Г.Г.Филиппова). Существуют два социальных института родительства - материнство и отцовство[1].

Согласно эволюционному подходу  материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляя естественную природную характеристику женщины, и не нуждается в дальнейших объяснениях. Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку заботу и защиту (caregiving) на протяжении всей человеческой истории. Обоснованием такой уникальной позиции матери в реализации функции родительского ухода и воспитания является то обстоятельство, что матери, в отличие от отцов, наиболее адекватно могут реализовать свою репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком.

Это обусловлено полной уверенностью матери в своем родительском статусе, более коротким, по сравнению с  мужчинами, репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительном интервале между рождением детей и большими энергетическими затратами для ребенка на протяжении периода беременности и родов. Д.Боулби говорит о сохранении материнского инстинкта в процессе эволюции в силу его особого значения для сохранения человеческого рода. Важную роль в "запуске" материнского поведения (ухода и заботы о младенце) играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Так, например, высокий уровень окситоцина связан с глобальными изменениями, подготавливающими уход за младенцем, включая большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии, сопровождающей деятельность ухода. Существует предположение о существовании критического периода - периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные "ключевые раздражители" запускают врожденную программу ухода, заботы и привязанности. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию надежной позитивно-эмоциональной связи с приемными детьми.

Формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в  период беременности. Известно, что  у женщин, которые в период беременности осуществляют общение с ребенком - думают о нем, разговаривают с ним - эмоциональная связь с ребенком формируется быстрее.

В концепции Э.Фромма материнская  и отцовская любовь рассматриваются  как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающие различное влияние на развитие ребенка.

Отец, согласно Э.Фромму, выполняет  функцию социального контроля и  является носителем требований, дисциплины, санкций. Исследования показывают, что  подростки скорее согласны принимать  наказания со стороны отца, а не матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности.

Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская  любовь, их интериоризация и синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка. Э.Фромм приводит следующие примеры сценариев развития ребенка при искажении и инверсии ролей отца и матери. Так, сочетание любящей и чрезмерно властной матери и слабого и зависимого отца приводит к формированию излишней зависимости от матери,потребность в опеке и заботе, отсутствию дисциплины, автономии, ответственности, причем особенно губительно это сказывается на мальчике. Недостаток материнской любви приводит к центрации на матери и жажде безусловной материнской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому.

В случае холодной, дистантной, отстраненной матери и авторитарного и строгого отца ребенок ориентирован на отца, поскольку отцовскую любовь, в отличие от материнской, он, при определенных условиях может получить (заслужить). Тогда главными ценностями для него становятся закон, порядок и авторитет. Формируется тип холодного карьериста, направленного на достижения и успех во что бы то ни стало. Наблюдается предпочтение «мужских» видов деятельности, отрицание чувств, низкая эмпатия. У девочек часто возникают проблемы с формированием поло-ролевой идентичности, в связи с трудностями идентификации с матерью. В собственной семье с большой вероятностью будет воспроизведена та же модель супружеских отношений. Э.Фромм дополняет эту картину сценарием развития ребенка, родители которого не любят друг друга, сдержанны и холодны друг к другу. Лишенный близких контактов и испытывающий дефицит проявления чувств, ребенок будет испытывать постоянный страх, тревогу, замкнется в себе, уйдет в мир переживаний и грез, либо сформируется "социально провоцирующий" тип личности, поведение которого будет строиться на том, чтобы любыми средствами привлечь к себе внимание, чтобы вызвать чувства родителей, даже приняв на себя удар, снять страх и возбуждение.

Формирование отцовства и отцовской  любви - достаточно сложная задача. Иногда говорят о «кризисе становления (начала) отцовства», особенно в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца - кризис переосмысления себя и своей роли в жизни, принятия новой ответственности за благополучие семьи и детей, переосмысление и перестройка отношений как в семье, так и за ее пределами достаточно длителен. Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половине беременности жены и нередко растягивается на протяжение первого года жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец-ребенок в качестве профилактической меры рекомендуется как можно раньше вовлекать отца в процесс воспитания ребенка, вплоть до «участия» в родах. В современных исследованиях (выделяют такие параметры участия отца в воспитании ребенка как доступность (присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему), включенность в совместную деятельность (прямые контакты, уход за ребенком, совместная деятельность), ответственность (финансовое и материальное обеспечение, организация образовательно-воспитательной среды, общение с учителями, мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка и его пребывании). Активное участие отца в воспитании ребенка в раннем возрасте определяет формирование безопасной привязанности и эмоциональное благополучие развития ребенка, в младшем школьном возрасте активное участие отца находит отражение в высоких достижениях в учебной деятельности, в подростковом возрасте близкие и тесные отношения с отцом связаны с более высокой успеваемостью, эмоциональным благополучием, является важной профилактической мерой против делинквентного поведения подростков. Отметим также, что ответственность отца за финансовое обеспечение детей опосредованно также влияет на благополучие развития ребенка, даже в том случае, когда отец проживает отдельно, и его контакты с ребенком носят ограниченный характер.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"