Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 Вместо того, чтобы видеть в поступках другого хорошее и возвышать друг друга в своем восприятии и в своих оценках, близкие ищут, ожидают и даже хотят найти в поведении другого худшее с одной лишь целью: доказать свою правоту, свое моральное, умственное или житейское превосходство. Такие вещи называются психологической несовместимостью, за которой часто скрывается нежелание понять другого человека, отсутствие навыков такого понимания, а навыки эти требуют особенных умственных способностей – рефлексивности, умения взглянуть на себя со стороны.

 Ссора представляет собой  конфликт самооценок: участники  ссоры стремятся поддержать самомнение  и собственную репутацию ценой  снижения самомнения и репутации  "противника". Ссора всегда  включает личные обвинения.

 Одна из форм проявления  высокой степени самомнения – психологическая эксплуатация брачного партнера. Психологическая эксплуатация проявляется в демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на духовный мир другой личности, стремлении все выведать у нее, все о ней знать, подчинить себе, а также в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства, подкрепления и одобрения действия.

 Можно выделить механизм  большинства семейных ссор –  "укоренение в прошлое". Его  суть: агрессор (тот, кто делает  агрессивный выпад в адрес  другого) начинает маскировать  (от другого и от себя самого) свою ответственность за начало  ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную вынужденную и закономерную реакцию на то, что было в прошлом.

 Его партнер тоже начинает  припоминать какие-то некрасивые поступки другой стороны, объяснять, что его некрасивые поступки были вынужденной реакцией на такие-то недоброжелательные действия оппонента.

 Часто подобные ссоры –  преддверие конфликтов. Супружеская  ссора может закончиться тем,  что:

 а) один из участников признает себя виновным;

 б) виновным признает себя  его партнер.

 Но возможен и третий вариант  – "мы оба виноваты". Спасительная  формула для выхода из ссоры  такова: "Мы ссоримся – значит, мы не правы!"

 Чтобы лучше понять механизм  возникновения ссоры, конфликта, нужно различать 3 типа систем представлений:

1. "Эгоцентрическая система  представлений". В центре этой  системы "я сам", "мои желания", "мои цели". Все остальные  предметы, в том числе и другие  люди, представлены в такой системе  только как полезные инструменты или вредные преграды для удовлетворения собственных желаний.

"Альтероцентрическая система  представлений". Здесь в центре  всех представлений другой (альтер). Человек сопереживает этому другому,  отождествляет себя с другим. Он переживает его желания или страдания и опасения как свои собственные. Окружающие оцениваются как полезные инструменты или вредные преграды для осуществления желаний, удовлетворения потребностей того человека, который помещен в центр системы представлений. Такая система представлений неустойчива, возникает в момент сопереживания.

"Социоцентрическая система  представлений". Это полицентрическая  система (с многими центрами). Социоцентрическая система позволяет  учитывать одновременно интересы  как свои собственные, так и  других людей, и искать реальные способы их взаимоприемлемого удовлетворения. Психологическим подлежащим социоцентрических высказываний о мире является не "я", не "ты", а "мы".

Существует закономерность: у одного и того же человека в разные моменты  времени может складываться в голове в качестве преобладающей любая из трех систем представлений.

 Итак, чтобы научиться управлять  ссорой, конфликтом, нужно научиться  управлять собственным эмоциональным  состоянием. Для этого нужно:

научиться относиться к факту раздражения спокойно, не делать из этого факта трагедии;

научиться снимать свое напряжение так, чтобы наносить наименьший вред окружающим;

помнить о важности мышечной разрядки;

научиться различать источник и  адресат раздражения;

помнить о чувстве юмора (прием  "наигранного раздражения" А.Г. Шмелева).

Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных  конфликтов, в частности супружеских, является подход, который исходит  из того, что конфликт между супругами  возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей:

1. Конфликты, возникающие на  основе неудовлетворенной потребности  в ценности и значимости своего "Я", нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления, необоснованная критика.

2. Конфликты на базе неудовлетворенных  сексуальных потребностей одного  или обоих супругов. Они могут  иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное хроническое физическое и нервное переутомление одного из супругов и т.д.

3. Психические напряжения, депрессии,  конфликты, имеющие своим источником  неудовлетворенность потребности  одного или обоих супругов  в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты на почве пристрастия  одного из супругов к спиртным  напиткам, азартным играм и другим  гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и  неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие  на основе преувеличенных потребностей  одного из супругов.

6. Конфликты на почве удовлетворения  потребностей супругов в питании,  одежде, на почве благоустройства  домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

7. Конфликты на почве потребности  во взаимопомощи, взаимоподдержке,  в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с распределением  труда в семье, ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты на почве разных  потребностей и интересов в  проведении отдыха и досуга, различных  хобби.

 Итак, устойчивость или нестабильность  брака В.А. Сысенко рассматривает  через удовлетворение потребностей  супругов.

 Американский психолог Уиллард  Ф. Харли выделяет по пять основных потребностей для мужчин и женщин, удовлетворение которых обеспечивает стабильность брака, а неудовлетворение которых ведет к конфликтам и может привести к разводу.

 Пять основных потребностей  мужчины в браке:

1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательная жена, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) восхищение.

 Пять основных потребностей  женщины в браке:

1) нежность, 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая  поддержка, 5) посвященность семье.

 Так как потребности мужчин  и женщин так различаются, то  нет ничего удивительного в  том, что людям трудно приспособиться  к супружеской жизни. Часто  неудачи мужчин и женщин в  удовлетворении супружеских потребностей  обусловлены просто незнанием потребностей друг друга, а не себялюбивым нежеланием оказывать супругу внимание

 

 

13. Семейные  конфликты  и их профилактика

 

Конфликт –  это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно  противоположных, несовместимых, исключающих  друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Конфликты социально  обусловлены  и опосредствованы  индивидуальными  особенностями  психики людей, связаны с острыми  эмоциональными переживаниями –  аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации, с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного поведения.

Выделяют четыре основные стадии конфликта как процесса (К Витек,1988; Г.Навайтис):

- возникновение  объективной  конфликтной ситуации (возникновение  противоречий);

-осознание объективной  конфликтной  ситуации (конфликт  становится реальностью);

-переход к  конфликтному поведению (действия  по достижению своих целей   и блокированию противоположных);

-разрешение  конфликта.

Пути разрешения конфликтов:

- изменение  объективной конфликтной  ситуации;

- преобразование  ее «образов»,  представлений о  сути и  характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонента.

 

Семейные конфликты  обычно связаны  со стремлением удовлетворить  те или иные потребности без учета  интересов партнера.

Классификация конфликтов на почве  неудовлетворенных  потребностей супругов (В.А. Сысенко, 1983, 1989): из-за неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов, неудовлетворенной потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков), из-за пристрастия к спиртным напиткам, азартным играм, из-за финансовых разногласий при распределении бюджета и вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи, из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д., в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми, на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

 

По степени  опасности для  семейных уз конфликты  могут быть: неопасными (может быстро завершиться); опасными (требуется разрешение дилеммы: уступать или нет); особо  опасными (приводят к разводам).

 

Мотивируются  конфликты следующим образом:

1. Не сошлись  характерами  – мотив «чисто»  психологический.  При этом такие  недостатки  характера, как демонстративность,  авторитарность, нерешительность и   т.п. сами по себе могут быть  источником конфликтных ситуаций  в семье.2. Супружеские  измены и сексуальная жизнь в браке.

3. Бытовое пьянство  и алкоголизм  и т.д.

 

Типичные модели поведения супругов в межличностных  внутрисемейных конфликтах (В.А. Кан-Калик, 1995): стремление мужа и жены самоутвердиться  в  семье, например в роли главы; сосредоточенность на своих делах; дидактическая, когда один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, «готовность к бою», когда все принимается в штыки; «папенькина дочка», «маменькин сынок», когда постоянно вовлекаются родители; состояние озабоченности, напряженности в общении между супругами, что ведет к дефициту позитивных переживаний.

 

 

15.Профилактика  семейных  конфликтов - это соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни:

• Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака  и после его заключения, не строить иллюзий, не избегать трудностей, знать цену мелочам, быть терпимым, уметь забывать обиды.

• Познавать  психологию партнера: понимать, приспосабливаться, «угождать» друг другу.

• Понимать пользу временной разлуки. Осознавать причины и последствия неверности.

• Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь  и могут  повлечь за собой серьезные  последствия.

• Иметь чувство  меры. Умение спокойно и доброжелательно  воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

• Не впадать  в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией было бы неверно  разойтись  и не искать выхода. Но еще хуже сохранять  хотя бы внешнее  равновесие путем  унижений и угроз.

 

16. Проблема  отношения полов. Гендерные исследования.

 «Гендерные исследования» как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — «гендер».

Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений. Вместе с тем это не только предмет изучения, но и область социальной инженерии, т.е. в каком-то смысле область новейшей социальной утопии — неизмеримо более широкая, чем классовая (марксистская), поскольку охватывает все, в том числе и самые интимные проблемы взаимоотношений человека и общества, и гораздо более действенная, поскольку касается каждого человека в отдельности, как оценивающего себя, строящего свои отношения с окружающими людьми.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"