Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".
2. Функциональные особенности:
гармоничная семья;
дисгармоничная семья.
Существуют различные
автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:
рушения структуры семьи затрудняют
или препятствуют выполнению ее функций,
что также ведет к появлению
различных расстройств и
7.Динамика (Стадии жизненного цикла семьи).
Согласно О.А. Карабановой жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи.
Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам — закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития.
Обзор существующих
В России наиболее известна периодизация Э.К. Васильевой. Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: 1 – зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка,2- рождение и воспитание детей, 3- окончание выполнения воспитательной функции, 4- дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи, 5 – супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Рассмотрим жизненный цикл
семьи, в основе которого
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей.
Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады».
Цель: достижение эмоциональной и
экономической
Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».
Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).
Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.
Ряд авторов подразделяет
указанную стадию жизненного
цикла семьи на стадии семьи
с детьми младенческого
Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.
Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми).
Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).
Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.
Существуют два сценария развития семьи на каждой из стадий жизненного цикла: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение супругами стоящих перед ними задач, и сценарий неблагополучия, деструктивного развития семьи, вызванного ее неспособностью разрешить эти задачи. Между этими двумя крайними вариантами — континуум индивидуальных траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности функционирования. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач стадии предыдущей при наличии между ними преемственности и взаимосвязи.
Этапы развития семьи
Этапы развития семьи: Существуют разные подходы к пониманию жизненного цикла семьи и построение периодизации такого цикла. В современной отечественной психологии существует периодизация Васильевой, которая выделила 5 стадий жизненного цикла семьи:
1. Зарождение семьи до рождения ребенка.
2. Рождение и воспитание детей.
3. Окончание выполнения семьей воспитательных функций
. 4. Дети живут с родителями, и
хотя бы один не имеет
5. Супруги живут отдельно или с детьми, имеющими собственные семьи.
Периодизация развития
Стадия монады (возникновение симпатии, период ухаживания).
Стадия вступления в брак.
Рождение ребенка.
Проживание с ребенком до подросткового возраста.
Стадия «вылета детей из гнезда».
Стадия смерти одного из супругов.
Развитие семейных отношений и выделение этапов развития семьи происходит также на основе выделения кризисов семьи. Эмпирически установлено, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция кризисов и конфликтов.
Типология семейных кризисов, предложенной Вирджинией Сатир, выделены следующие этапы развития семейных отношений и сопровождающие их кризисы:
1.Зачатие, беременность и
2.Начало освоение ребенком
3.Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.
4. Ребенок вступает в
5.Ребенок становится взрослым
и покидает дом. Это
6. Молодые люди женятся и в
семью входят новые
7. Наступление климакса в жизни
женщины и потеря
8.Уменьшение сексуальной
9.Родители становятся
10.Умирает один из супругов.
Классификация цикла жизни семьи строится по соответствующим им задачам (на каждом этапе решается своя задача).
1. Добрачные общения:
2. Этап медового месяца: принятие
изменений в интенсивности
3. Этап молодой семьи: решается
вопрос либо о возвращении
семьи в профессиональную
4. Этап зрелости: успешное выполнение
своих функций. Задачи: создание
новой структуры отношений, т.
5. Этап семьи и детей старшего возраста: возобновляются супружеские отношения и новое содержание в воспитательной функции – появляются внуки.
8.Семьи как система
За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.
Самые распространённые направления - системное семейное консультирование и системная семейная терапия.
Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы - организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.
Постулаты этой теории систем:
Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.
Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.
С точки зрения теории системы семья
представляет собой открытую систему.
Закрытые системы - те, которые функционируют
автономно. Открытые - которые для
своей жизнедеятельности нуждаю
Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.
Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы - члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.
Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип - опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания - проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи - аномалия и система пытается восстановить старый статус.
Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия - опосредованный способ воздействия.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"