Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

2. Функциональные особенности:

       гармоничная семья;

       дисгармоничная  семья.

Существуют различные классификации  типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:       централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

 автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

  демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:

  • партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
  • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
  • эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью

рушения структуры семьи затрудняют или препятствуют выполнению ее функций, что также ведет к появлению  различных расстройств и осложнений. Например, если супруги не могут иметь детей, воспитательная функция семьи не будет удовлетворена. Если в состав взрослых членов семьи входит только один родитель, может пострадать выполнение первичного социального контроля.

 

 

7.Динамика (Стадии жизненного  цикла семьи).

 Согласно О.А. Карабановой жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи.

 Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам — закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития.

 Обзор существующих периодизаций  жизненного цикла семьи позволяет  заключить, что все они основаны  на критерии изменения места  детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции.

 В России наиболее известна  периодизация Э.К. Васильевой. Она  выделяет 5 стадий жизненного цикла: 1 – зарождение семьи с момента  заключения брака до рождения  первого ребенка,2- рождение и  воспитание детей, 3- окончание выполнения воспитательной функции, 4- дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи, 5 – супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

 Рассмотрим жизненный цикл  семьи, в основе которого лежит  периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик

Жизненный цикл семьи включает шесть  стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой  семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового  возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей.

 Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и  экономической самостоятельности  личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

 Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

 Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

 Ряд авторов подразделяет  указанную стадию жизненного  цикла семьи на стадии семьи  с детьми младенческого возраста, с детьми дошкольного возраста, с детьми школьного возраста

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Цель: развитие семейной системы с  учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми).

Цель: формирование гибкой семейной системы  с открытыми границами.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Цель: перестройка системы отношений  поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Существуют два сценария развития семьи на каждой из стадий жизненного цикла: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение супругами стоящих перед ними задач, и сценарий неблагополучия, деструктивного развития семьи, вызванного ее неспособностью разрешить эти задачи. Между этими двумя крайними вариантами — континуум индивидуальных траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности функционирования. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач стадии предыдущей при наличии между ними преемственности и взаимосвязи.

 

Этапы развития семьи

Этапы развития семьи: Существуют разные подходы к пониманию жизненного цикла семьи и построение периодизации такого цикла. В современной отечественной психологии существует периодизация Васильевой, которая выделила 5 стадий жизненного цикла семьи:

1. Зарождение семьи до рождения  ребенка.

2. Рождение и воспитание детей.

3. Окончание выполнения семьей  воспитательных функций

. 4. Дети живут с родителями, и  хотя бы один не имеет собственной  семьи.

5. Супруги живут отдельно или  с детьми, имеющими собственные  семьи.

 Периодизация развития жизненного  цикла Хилла:

 Стадия монады (возникновение  симпатии, период ухаживания).

 Стадия вступления в брак.

 Рождение ребенка. 

Проживание с ребенком до подросткового  возраста.

 Стадия «вылета детей из  гнезда».

 Стадия смерти одного из  супругов.

 Развитие семейных отношений  и выделение этапов развития  семьи происходит также на основе выделения кризисов семьи. Эмпирически установлено, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция кризисов и конфликтов.

 

Типология семейных кризисов, предложенной Вирджинией Сатир, выделены следующие  этапы развития семейных отношений  и сопровождающие их кризисы:

1.Зачатие, беременность и рождение  ребенка. 

2.Начало освоение ребенком человеческой  речи.

3.Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

4. Ребенок вступает в подростковый  возраст. 

5.Ребенок становится взрослым  и покидает дом. Это родителями  оценивается как потеря.

6. Молодые люди женятся и в  семью входят новые родственники.

7. Наступление климакса в жизни  женщины и потеря репродуктивного  возраста.

8.Уменьшение сексуальной активности  у мужчин.

9.Родители становятся бабушками  и дедушками. 

10.Умирает один из супругов.

 

Классификация цикла жизни семьи  строится по соответствующим им задачам (на каждом этапе решается своя задача).

1. Добрачные общения: достигается  частичная материальная независимость  от генетической семьи, приобретается  опыт общения с другим полом,  выбирается браный партнер, приобретается  опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним. Заканчивается браком и принятием супружеских ролей.

2. Этап медового месяца: принятие  изменений в интенсивности чувств  партнеров, установление психологически-пространственной  дистанции с генетическими семьями,  приобретение опыта взаимодействия в решении бытовых вопросов семьи, первичное соглашение семейных ролей.

3. Этап молодой семьи: решается  вопрос либо о возвращении  семьи в профессиональную деятельность, либо вопроса продолжения рода, рождения ребенка. На современном  этапе очень значимым вопросом является проблема карьерного роста жены. В конце этого этапа происходит решение задач, связанных с отцовством и материнством, в частности разделении социальных ролей, материально-обеспеченных условий новой семьи, приспособлении к большим физическим, психологическим нагрузкам, недостаточной возможности побыть в одиночестве.

4. Этап зрелости: успешное выполнение  своих функций. Задачи: создание  новой структуры отношений, т.к.  на предыдущем этапе она пополнилась  новым членом, а на данном этапе  происходит формирование личности, соответственно меняется роль  родителей. Кроме удовлетворения безопасности, опеки ребенка родители должны обладать способностью воспитывать и организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.

5. Этап семьи и детей старшего  возраста: возобновляются супружеские отношения и новое содержание в воспитательной функции – появляются внуки.

 

 

8.Семьи как система

 

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает  семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Самые распространённые направления - системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая  теория систем, которая была разработана  в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы - организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем:

Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается  теми составными частями, из которых  она состоит. Семья не состоит  из мамы, папы и ребёнка. Все эти  элементы присутствуют, но семья как  система - нечто большее.

Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья  представляет собой открытую систему. Закрытые системы - те, которые функционируют  автономно. Открытые - которые для  своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить - она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет - системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что  семья как система является построенной  по принципу целесообразности и всё  поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится  внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является и первичной  системой по отношению к каждому  входящему в неё элементу. Это  значит что закономерность, по которым  существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы - члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать  её функционирование как системы. Главный принцип - опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания - проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи - аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые  используют люди для помощи, носят  опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия - опосредованный способ воздействия.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"