Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи психологии семьи.

 

Предметом психологии семейных отношений является и изучение семьи, супружеских и родительско-детских отношений, функции семьи и этапов ее развития.

 

Задачи:

1.Разработка критериев оценки  удовлетворенности браком и раскрытие механизмов, а также факторов, влияющих на степень удовлетворенности браком.

2.Выявление динамики видов семей  и характеристика их функций.

3.Изучение стиля воспитания  и типов семейных взаимоотношений.

4.Изучение изменений функциональности  семьи в изменяющихся социокультурных условиях.

5. Выявление стадий (этапов) развития  семьи, а также исследования  кризисов семьи.

6. Разработка специализированных  занятий, тренингов, ролевых игр,  в плане оптимизации супружеских  и детско-родительских отношений. 

 

Методы: Используются специализированные опросники (тест по удовлетворенности браком Стоика, методика Эйдемиллера). Используются также психодиагностические методики, связанные со сферой личности, проективные методики.

 

Основные направления в изучении семьи, семейных проблем:

 Эволюционное (Основная идея этого подхода заключается в том, что форма брака изменчива и семья эволюционирует (изменяется) в своем развитии) Выделены следующие положения: На первоначальной ступени половых отношений существовали как временные моногамные отношения, но в основном доминирует свобода брачных сношений. Почти у вех нардов в счет родства по матери предшествует в счет родства по отцу. Эволюция брака заключалась в постепенном ограничении половой жизни. Эволюция брака состоит в постепенном переходе к моногаме;

 Функциональное (согласно ему семейные отношения выступают как производные от образа жизни семьи и семейного уклада. Семья представляет собой систему социокультурных ролей, связанных браком – родоначальник Дюркгейм) ;

 Этологическое (началось с работ Дарвина, суть подхода заключается в том, что для человеческой природы изначально присущ материнский инстинкт, инстинктивная потребность детей иметь родителей. Согласно этому подходу в истории человечества имелось 4 системы брачных отношений:

 Групповой брак;

 Полигиния (1 мужчина, несколько  женщин);

 Полиандрия (1 женщина, несколько  мужчин); Моногамия);

 Эмпирическое (семья в нем  рассматривалась как малая группа, обладающая своей динамикой: у  нее есть история возникновения,  развитие и история распада.

 Считалось, что семейные отношения  строятся на эмоциональной близости  челнов семей, их потребностей, увлечений. Основателем является  француз Ле Пле, который считал, что существенное – спонтанная  устойчивость семьи при смене  поколений, благодаря склонности к сплоченности, солидарности. В этом подходе подчеркивается, что семейные отношения во многом определяются давлением индустриализации и урбанизации и это приводит к разрозненному существованию родителей и детей и ослабление отцовского авторитета); Научное (заключается в том, что семья рассматривается как единство взаимодействия личностей. Представители этого подхода являются Джеймс, Фрейд, Пиаже, Т.Знанецкий. Основными вопросами, которые изучались: - согласование семейных ценностей; - структурная организация семьи; - изучение факторов, нарушающих семейное функционирование).

 

 

2.Определение семьи.  Брак и семья.

Общая характеристика семьи и брака.

 Семья – это малая социальная группа, это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущим и общее хозяйство.

 Столин определяет семью,  как:

 ● динамическую систему, открытую систему, подверженную внешнему воздействию;

 ● семья выступает как  член малой группы, объединенных  общими семейными ценностями  и моральной ответственностью.

 Харчев считал, что: Семья  – это исторически конкретно  сложившиеся отношения между  супругами, между родственниками и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

 

 Считается, что семья обладает 4 основными характеристиками:

1. Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества.

2. Семья – это важнейшая форма  организации личного быта.

3. Семья – это супружеский  союз.

4. Семья – это многосторонние  отношения супругов с родственниками, живущими вместе и ведущие  общее хозяйство. 

 

Брак рассматривают как исторически меняющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которых общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также установление их супружеские и родительские права и обязанности. В различных обществах существует определенный возраст для вступления в брак, процедура оформления брака и расторжения брака (заключение брачного контракта).

Брак часто рассматривают как систему отношений между мужчиной и женщиной, которые по характеру имеют явно выраженный эмоциональный компонент и их возникновение и развитие, стабилизация и распад во многом зависят от эмоциональной устойчивости супругов, их мотивации, их системы ценностей.

 По Юнгу: Брак – как психологические  отношения имеют свои особенности:  Цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний. Счастливый брак создается только через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые. Возможность установления психологических отношений происходит только во 2-ой половине жизни. Конфликтная атмосфера является непременным условием осознания. Эмпирически было выявлено, что особое значение в развитии семейных отношений имеют жизненные стратегии партнеров: Внутренний, внешний контроль или локус-контроль. Эгоизм, альтруизм (социоцентризм). Ориентация на общественные нормы или ориентация на себя. Принятие противоречий или их непринятие. Чувство собственного достоинства или неверия в себя.

 

Формы брачно-семейных отношений:

 Брачно-семейные отношения на  основе честной контрактной системы,  т.е. оба супруга четко представляют, что они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды.

 Брачно-семейные отношения на  основе нечестного контракта,  т.е. партнеры стремятся извлечь  из брака одностороннюю выгоду.

 Брачно-семейные отношения по  принуждению, когда один партнер прессингует другого. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

 Брачно-семейные отношения на  основе любви (присутствует принцип  добровольности, сознательности).

 

 

3.Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.

  Исторические формы семейных  и брачных отношений. Изменение  семьи эволюционировало от промискуитета,  группового супружества, матриархата  и патриархата до моногамии.  Большой вклад в изучение динамики  семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахоффен написавший книгу «Материнское право»(1865), и шотландский юрист Дж. Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак»(1865)

 Для ранних степеней общественного  развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм(гинекократию) – отношения, основанные на высоком положение женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. В ситуации, когда родов по отцовской линии определить было не возможно, сложилось материнское право(право на детей оставалось за матерью). Далее с развитием общества ведущая роль в семье стала переходит от женщины (матриархат)  к мужчине(патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. властью отца. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отцов. От нее требовалось соблюдение супружеской верности .В кодексе вавилонского царя Хаммурапи (179201750 до н.э.) за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия(единобрачие), но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчин-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно огранивался, от женщин требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Итак, динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась  в переходе от группового брака к индивидуальному.

Можно выделить следующие этапы  развития брачно-семейных отношений в истории человечества [Зацепин, 1991]:

промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;

эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;

экзогамия — социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

Можно выделить три исторических типа семьи [Голод, 1995]: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).

Патриархальный тип  семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа выбора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костомарова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений.

Детоцентристский тип  семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-родительских отношений. «Ребенку — лучшее» — девиз детоцентристской семьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи. По мнению СИ. Голода [1995], супружеская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

 

 

4. Семья и ее современные  модели.

 Семейная система является  достаточно открытой — в современном  обществе легко вступить в  брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные,  социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

. Современная семья изменилась  и по составу — произошел  переход от расширенной семьи  к нуклеарной.

 Нуклеарная семья — родители  и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи.

 Расширенная (многопоколенная)  семья включает не только супругов  и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями.

На фоне доминирования нуклеарного  типа семьи у нас нередко встречаются  «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Можно выделить ряд тенденций в  развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия:

    • переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;
    • снижение рождаемости — характерная особенность российского общества конца XX в.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"