Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения классического психоанализа, в основе развития психики лежит  сексуальность. Прежде чем стать  взрослой, зрелой сексуальностью в  том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

    1. оральная стадия - от рождения до полутора лет;
    2. анальная стадия - от полутора до трех лет;
    3. фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
    4. латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
    5. генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную  память о конкретной психической  травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

 

 

19.Характеристика детско-родительских отношений и воспитания

 

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.

 

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны  родителей.

 Болдуин выделил 2 доминирующих  стиля родительского воспитания:

- демократический (высокая степень  вербального общения между родителями  и детьми, возможность обсуждения  семейных проблем, стремление  к снижению собственной субъективности  ребенка, умение прийти на помощь  при необходимости);

- контролирующий (предполагает существенного ограничение поведения ребенка, при этом достаточную степень понимания ребенком смысла ограничений). Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но если они предъявляются ребенку постепенно и последовательно, то они признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

 

Типология Гарбузова: 3 типа неправильного  воспитания:

1. Воспитание по типу А, т.е.  по типу эмоционального отвержения, неприятия ребенка. Характерно: непринятие  индивидуальных особенностей ребенка,  сочетающееся с жестким контролем и навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке контроля.

2. Воспитание по типу В, т.е.  гиперсоциализация: выражается в  тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности. 3.Воспитание по типу С – эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим членам семьи.

 

Классификация Эдеймиллера и Личко  выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания:

1.Гипопротекция: недостаточно  опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер.

2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. 3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами.

4. Эмоциональное отвержение: ребенком  тяготятся, его потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза).

5. Жестокие взаимоотношения: может  проявляться открыто и к ребенку  применяется насилие, срывается  зло, либо скрытое, тогда –  эмоциональная холодность. 6. Повышенная  моральная ответственность: от  ребенка требуют честность и  порядочность, чувство долга, не соответствующее его возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку.

 Типология Варги родительских  отношений: Принимается авторитарное  отношение, симбиоз, маленький  неудачник. Делалась попытка описать  стиль воспитания в семье, т.е. роли, которые выполняет ребенок.

 Захарова: 4 роли: «Козел отпущений»: супружеские отношения проецируются  на ребенка. «Любимчик»: когда  родители пламенных чувств друг  к другу не испытывают. «Примиритель»:  ребенок выполняет миротворческую  функцию. «Бэби»: ребенок пожизненно приписана роль быть ребенком.

Основные  функции семьи.

 

Важной характеристикой  семьи  является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

 

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно  отнести:

 

репродуктивную  – биологическое  воспроизводство  и сохранение потомства, продолжение  рода;

 

воспитательную  – духовное воспроизводство  населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое  воспитательное воздействие на каждого  члена в течение всей жизни;

 

хозяйственно-бытовую  – поддержание  физического состояния  семьи, уход за престарелыми;

 

экономически-материальную – поддержание  одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

 

функцию организации  досуга –  поддержание семьи как  целостной  системы; содержание и  формы проведения досуга зависят  от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

 

функцию социального  контроля –  ответственность членов семьи за поведение ее членов в  обществе, их деятельность; ориентирующую  основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

 

Каждая семья  формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В  контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции  современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

 

Семья является первичной малой  социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние  человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

 

Можно выделить несколько основных признаков семьи  как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство.

 

 

21. Виды родительских  установок и стили воспитания.

 

Важнейшей характеристикой семейного  воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми.

 

Авторитарный (властный) стиль характеризуется  стремлением родителей максимально  подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью постоянного наблюдения за жизнью детей и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может приводить к острым конфликтам. При таком стиле воспитания взаимодействие между родителями и детьми происходит по инициативе родителей, дети проявляют инициативу, только если есть необходимость получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя ребенка и формируя у него желательные для родителей установки и навыки поведения, с другой - может вызвать отчуждения к родителям, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

 

Демократический стиль характеризуется  стремлением родителей установить теплые отношения с ребенком, привлекая  его к решению проблем, поощряя инициативу и самостоятельность. Родители, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя безупречными и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение детьми; у ребенка ценится как послушание, так и независимость. Доверие к ребенку в принципе отличает тип контроля над ним по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только родителями, но и в связи с интересами и проблемами ребенка, который охотно выступает его инициатором. Коммуникация имеет двусторонний характер: и от родителей к детям, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать, не идентичны друг другу стили (например, отец - более авторитарный, мать - демократическая).

 

Либеральный стиль воспитания - либеральные  родители это полная противоположность  авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В  такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства. Большинство из них настолько увлекаются демонстрацией безусловной любви, что прекращают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей. Д. Бомринд считает, что либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Как ни странно, но дети либеральных родителей тоже могут быть агрессивными и непослушными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. Е. Маккоби и С. Мартин выделили еще четвертый, индифферентный тип родительского поведения, который отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности к ним. Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребенок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях. Да, есть семьи, у которых мать стремится не столько "формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умением (разумеется, согласно его взглядам).

 

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи необходимо рассматривать особенности отношений матери-ребенка и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Е. Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать - ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использование такого стиля воспитания, как сотрудничество. Б. Берельсоном, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он развивается как личность, тем более он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем в нем сформируется слабый характер ". Анализ литературы по данному вопросу позволяет еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Таким образом на процесс формирования личности определяющее влияние имеет стиль семейного воспитания - способ, метод воспитания, типичная для родителей система принципов и норм, индивидуальных особенностей воздействия на личность. Следовательно, одним из отличий семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком. В литературе выделяют следующие критерии анализа детско-родительского отношения: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отторжение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокий - с наибольшим количеством ограничений, запретов; низкий - с минимальными запретами). Проанализировав классификации известных ученых Д. Бомрид, Е. Маккоби, Е. Счифера, В. Гарбузова, А. Варги, В. Столина по следующим критериям - степень контроля и эмоциональной близости, межличностная дистантность, особенности отношения и принятие ребенка родителями, считаем, что их можно условно разделить на группы: партнерский, детскоцентрированный, жесткий, нейтрально-отрицающий стиль.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"