Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".
С точки зрения классического психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии
развития приводит к тому, что взрослый
человек сохраняет
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
19.Характеристика детско-родительских отношений и воспитания
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны родителей.
Болдуин выделил 2 доминирующих
стиля родительского воспитания
- демократический (высокая
- контролирующий (предполагает существенного ограничение поведения ребенка, при этом достаточную степень понимания ребенком смысла ограничений). Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но если они предъявляются ребенку постепенно и последовательно, то они признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Типология Гарбузова: 3 типа неправильного воспитания:
1. Воспитание по типу А, т.е.
по типу эмоционального
2. Воспитание по типу В, т.е.
гиперсоциализация: выражается
Классификация Эдеймиллера и Личко выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания:
1.Гипопротекция: недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер.
2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. 3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами.
4. Эмоциональное отвержение: ребенком
тяготятся, его потребности
5. Жестокие взаимоотношения:
Типология Варги родительских
отношений: Принимается
Захарова: 4 роли: «Козел отпущений»:
супружеские отношения
Основные функции семьи.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации
репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Каждая семья формирует свой
образ жизни, свою микрокультуру. В
контексте социально-
Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.
Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство.
21. Виды родительских установок и стили воспитания.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется
стремлением родителей
Демократический стиль характеризуется
стремлением родителей
Либеральный стиль воспитания - либеральные родители это полная противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства. Большинство из них настолько увлекаются демонстрацией безусловной любви, что прекращают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей. Д. Бомринд считает, что либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Как ни странно, но дети либеральных родителей тоже могут быть агрессивными и непослушными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. Е. Маккоби и С. Мартин выделили еще четвертый, индифферентный тип родительского поведения, который отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности к ним. Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребенок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях. Да, есть семьи, у которых мать стремится не столько "формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умением (разумеется, согласно его взглядам).
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи необходимо рассматривать особенности отношений матери-ребенка и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Е. Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать - ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использование такого стиля воспитания, как сотрудничество. Б. Берельсоном, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он развивается как личность, тем более он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем в нем сформируется слабый характер ". Анализ литературы по данному вопросу позволяет еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Таким образом на процесс формирования личности определяющее влияние имеет стиль семейного воспитания - способ, метод воспитания, типичная для родителей система принципов и норм, индивидуальных особенностей воздействия на личность. Следовательно, одним из отличий семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком. В литературе выделяют следующие критерии анализа детско-родительского отношения: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отторжение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокий - с наибольшим количеством ограничений, запретов; низкий - с минимальными запретами). Проанализировав классификации известных ученых Д. Бомрид, Е. Маккоби, Е. Счифера, В. Гарбузова, А. Варги, В. Столина по следующим критериям - степень контроля и эмоциональной близости, межличностная дистантность, особенности отношения и принятие ребенка родителями, считаем, что их можно условно разделить на группы: партнерский, детскоцентрированный, жесткий, нейтрально-отрицающий стиль.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"