Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Специфика отношения родителей  к детям, в зависимости от пола, осознается родителями и часто выступает  как реализация целенаправленного  воспитания с учетом тендерных различий. По данным исследования, отцы описывают себя как более строгих и использующих физические наказания чаще с сыновьями, чем с дочерьми. Матери считают себя более устойчивыми в отношениях с мальчиками, а в отношениях с девочками они требуют большего послушания.

Специфика материнского/отцовского отношения  к дочери или сыну определяется также  возрастом, характером взаимоотношений  между супругами, количеством детей  в семье и сиблинговой позицией (порядком рождения ребенка в семье), индицидуально-личностными особенностями детей[1].

Возраст ребенка влияет на выраженность различий в отношении матери и  отца к ребенку в зависимости  от пола ребенка. На протяжении младенческого  и раннего возрастов тендерные  особенности воспитания нивелируются. В этом же возрасте детей отец больше дистанцирован от воспитания, чем в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенка, что в значительной мере связано с тем, что в этот период времени отцы решают задачу материально-финансового обеспечения семьи и развития собственной карьеры. В подростковом возрасте детей различия в отношении отца и матери к сыну и дочери максимально выражены.

Трудовая занятость матери оказывает  разное влияние на детей в зависимости  от мотивации матери и того, какой  смысл имеет для нее работа. Если профессиональная деятельность выступает как самоактуализация и приносит удовлетворение, чувство самореализованности личности, то дети не только не страдают, но и получают определенные преимущества. Например, качество общения с детьми у работающих матерей улучшается, становится более содержательным, включая познавательные формы общения, игру, совместную деятельность и позитивное эмоциональное взаимодействие. Напротив, если работа для матери не более чем средство заработать на жизнь, то мать, разрываясь между обязанностями хозяйки дома, профессиональными функциями и воспитанием детей, испытывает ролевую перегрузку, стресс. Переживание неудовлетворенности рождает чувство вины, напряжение и выражение негативного аффекта при общении с детьми.

В нетрадиционной семье с работающими матерями мальчики оказываются более уязвимыми к факту отвлечения матери на профессиональную деятельность. Так, работающая мать с высшим образованием оказывает позитивное влияние на развитие дочери, предоставляя ей возможность реализовать и утвердить себя в новой социально значимой и высоко оцениваемой семьей роли хозяйки дома, в то время как развитие сыновей, испытывающих депривацию общения с матерью, может быть с большей вероятностью искажено. Так, у мальчиков снижается успеваемость в школе, повышается тревожность, возрастает риск возникновения девиантного поведения. Отцы в таких семьях, как правило, предъявляют и более высокие ожидания в отношении успехов и достижений дочерей

 

24.Роль матери и  отца в воспитании ребенка.

 

  Появление ребенка в семье  является серьезным испытанием  для родителей. Освоение и формирование  роли отца или матери - важнейшая  задача личностного развития  в период взросления и проверка  на прочность семейных отношений.

   Освоение женщиной роли  матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины.

    Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении.

- Ловушка ожидаемого долженствования  («Я тебе отец, поэтому ты должен  меня любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все  как у людей»- отказ от понимания  и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.

- Ловушка подарка (« Я ему  все покупаю, что захочет») –  игнорирование личностного общения.

   Отец и мать по-разному  проявляют любовь по отношению  к детям. Материнская любовь  чаще всего носит безусловный характер: « Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: « Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

     Идеальный вариант  - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию. Отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели женского и мужского поведения.

 

При воспитании детей в семье  необходимо учитывать следующие  моменты.

-  Ребенок - не просто продукт  воспитательных воздействий родителей.  Он активен, сам осмысляет семью  и себя в ней, определяет  свое поведение, отношение к  семье и к себе самому. В определенной мере ребенок- воспитатель себя.

-  Дети вследствие своего  ограниченного опыта, своеобразного  мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее  вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

- На детей влияют не только  преднамеренные воздействия родителей,  но даже в большей степени  все особенности поведения родителей  - в том числе ни взрослым, ни  ребенком не осознаваемые.

  Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей; наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей (вредные привычки); проживание в семье тяжело больного человека.

 Психологические критерии, по  которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия  от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности  при общении с родителями;

-  уверенность в своих силах  и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

-  способность разграничить  ошибку и свою личность. 

Потребуется: активированный уголь, вода и...

 

 

25. Типы семейного воспитания

 

Тип семейного воспитания, как интегративная  характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры  типов семейного воспитания: интенсивность  эмоционального контакта родителей  по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания  указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания:

·       отвержение,

·        безразличие,

·        гиперопека,

·       требовательность,

·       устойчивость,

·        любовь.

При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений  характеризуются рядом отличительных  особенностей:

  • Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
  • Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
  • Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

 

Выделены следующие 10 типов семейного  воспитания:

1.     гипопротекция, 

2.     доминирующая гиперпротекция,

3.     потворствующая гиперпротекция,

4.     воспитание в культе болезни,

5.     эмоциональное отвержение,

6.     жестокое отношение, 

7.     повышенная моральная  ответственность, 

8.     противоречивое воспитание  и воспитание вне семьи.

    Гипопротекция характеризуется  недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая  гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется  в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гипопротекция  характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным  отношением к нарушениям в поведении  ребенка.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни  специфично для семьи, где ребенок  длительное время страдал или  страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность  как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении  будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание – это  сочетание различных стилей в  одной семье, зачастую не совместимых  и не адекватных, что проявляется  в открытых конфликтах, конкуренции  и конфронтации членов семьи. Результатом  такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи – экстремальный  тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности  описанных выше типов воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"