Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

неосознаваемые сопровождения  сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий  спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим  боль, имеет горестное выражение  лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных  процессах, представляя собой необходимый  компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных  психологических характеристик  и состояний человека — его  намерений, отношений, скрытых желаний  и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей  сознательных действий связано с  именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом  начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании  анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три  сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные  знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости  они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным  энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде —  как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, —  оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины  поведения человека не осознаются им, — они скрыты и тесно связаны  с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком  в специально организованном терапевтическом  процессе Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес  к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его  врачебной деятельности. Внимание ученого  привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные знания, которые имеются  у человека, но не присутствуют в  его сознании в данный момент; при  необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде — как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, —оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, — они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом — психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев также утверждал, что  большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его  мнению, мотивы могут проявляться  в эмоциональной окраске тех  или иных объектов или явлений, в  форме отражения их личностного  смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко  осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

Подсознательные процессы — это  процессы образования некоего интегрального  продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в  сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение  длительного времени. Размышляя  над проблемой, он перебирает и анализирует  различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет  их, спорит с собой. И вдруг все  проясняется: иногда это возникает  неожиданно, само собой, иногда после  незначительного события, которое  оказывается как бы последней  каплей, переполняющей чашу. То, что  вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего  процесса. Однако человек не имеет  представления о ходе последнего. «Надсознательное»— это процессы, происходящие над сознанием в  том смысле, что их содержание и  временные масштабы крупнее всего  того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое  находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют  наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного  отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что сознательное и  бессознательное— это не противоположности, а частные проявления психического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Высшие психические  функции человека.

Развитие психики человека происходит за счет речи, памяти, мышления, внимания, исследования окружающего мира, совершенствования  орудий труда и усложнения деятельности. Рассмотрим их более подробно: 
Память – в коре нашего головного мозга остаются следы от восприятия чего-либо, которые помогают хранить ту или иную информацию в течении длительного времени. Память – это процесс запоминания и сохранения с целью дальнейшего воспроизведения или узнавания чего-либо из прошлого опыта. Процесс запоминания позволяет установить связь одного предмета с другими предметами, или одного явления с другими явлениями и событиями. Она позволяет осуществлять связь между прошлым, настоящим и будущем, а также сообщить устойчивость и связность человеческому жизненному опыту, в качестве предпосылок формирования личности и индивидуальности;

Речь – основной инструмент человеческого  общения, позволяющий получать и  передавать огромные объемы информации (имеющей смысловую нагрузку или  фиксирующей то, что практически  невозможно воспринимать органами чувств). Письменная речь позволяет нам сегодня  узнавать то, что происходило несколько  тысячелетий назад, как жили наши предки, что думали и делали. Речь (в качестве средства общения) помогает нам не ограничивать себя в личном опыте, делиться опытом других людей  и народов других стран. Речь помогает нам обогащаться и развиваться  на протяжении всей жизни, поскольку  носит функциональный характер;

Мышление – это высший познавательный процесс, представляющий собой порождение новой действительности, новейших знаний и активную творческую форму отражения человеком. Оно способно выдать такой результат, который не существует в реальном времени ни у одного субъекта. От других психологических процессов мышление отличается наличием проблемной ситуации, которая решается путем активного изменения заданных условий. Мышление способно расширять границы познания, выходя за пределя чувственно данного. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. На практике данный психический процесс не применяется отдельно от остальных. Мышление позволяет нам раскрывать суть вещей за счет активного движения идей;

Внимание – данная составляющая является многофункциональной, поскольку выполняет множество различных функций: активизирует нужные физиологические и психологические процессы и тормозит ненужные в настоящий момент времени; осуществляет целенаправленный или организованный отбор поступающей информации в зависимости от актуальных потребностей в данный момент; обеспечивает длительную или избирательную сосредоточенность активности в зависимости от объекта или конкретного вида деятельности; позволяет определить точную детализацию восприятия, избирательность памяти и направленность мыслительной деятельности на продуктивность выполняемого действия. Развитие высших психических функций способствует наилучшему взаимопониманию и даптации между людьми;

Восприятие – чувственное отображение явлений или предметов объективной действительности. Оно активно воздействует на все органы чувств человека.

Теория высших психических функций по Л.С. Выготскому.

Л.С. Выготский – один из величайших философов и психологов, разработавший  теорию высших психических функций. Развитие высших психических функций  Выготский считает правомерным  процессом, зависящим от слова (которое  воспринимается в качестве посредника между личностью и окружающим миром. По его мнению знаки языка  способны изменить не только физический мир, но и сознание субъекта, оперирующего им. По специально разработанной структуре  экспериментальной программы было выявлено, что развитие высших психических  функций происходит в процессе развития сознания. Умственное развитие трактуется нераздельно с мотивационным (его  еще называют аффективным).

Опубликованная в 1982 году рукопись «Исторический смысл психологического кризиса» раскрывала смысл распада  общей психологии на несколько отдельных  направлений с различными пониманиями  предмета, методов и закономерностей  развития психологических процессов  и явлений. Все вышеизложенное требует  создания единой дисциплины, т.е. общей  психологии, которая раскрывала бы учения об общих понятиях и принципах, позволяя сохранить единство данной науке. Главным методом учений должно быть понимание духовных ценностей, а не анализ личности и ее переживаний. Культурно-историческая теория развития психического состояния человека раскрывала понятие коллективной деятельности, а также происхождение индивидуальной деятельности из коллективной.

 

 

40. Методологическое значение категории «деятельность» для психологии. Определение и основные характеристики человеческой деятельность.Методологическое значение данной категории реализуется через ряд принципов, разработанных в деятельностном подходе: 
1. Прицип предметности. 
2. Принцип активности позволяет постулировать положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. Субъект активно взаимодействует с объектом. 
3. Принцип неадаптивной природы. 
4. Принцип интериоризации - принцип раскрывает механизм усвоения человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внугренние действия субъекта. 
5. Принцип психологического анализа деятельности «по единицам». Этот принцип задает общую стратегию изучения структуры деятельности. 
6. Принцип опосредствования: а) опосредствование психического отражения процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений совместной предметной деятельностью. 
7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности в отечественной психологии открыт на материале исследований памяти. 
Выделенные принципы теории предметной деятельности являются методологическими предпосылками развития психологии. 
Основные методологические идеи психологического анализа деятельности: 
1) рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии; 
2) выделение структуры деятельности; 
3) признание предметной деятельности в качестве генетически исходной и основной для формирования других видов деятельности человека; психическая деятельность как вид человеческой деятельности генетически связана с внешней материальной, как исходной для нее; 
4) разработка принципа предметности как конституирующей деятельность характеристики; 
5) выделение важного качества деятельности, такого как ее пластичность—уподобляемость свойствам и отношениям объектов внешнего мира. 
Методологическое значение категории деятельности, предполагает ее рассмотрение с учетом следующих положений: 
1.   Деятельность — сложное, многомерное, многоуровневое, многоплановое, динамически развивающееся явление (образование). 
2.   Деятельность рассматривается как некоторая система, выделяются ее составляющие и способ организации, системообразующий фактор. 
3.   В изучении и анализе деятельности выделяются уровни: 
♦    личностно-мотивационный: значимость деятельности для человека и выяснение истоков трудовой активности личности (потребности личности и возможности деятельности для ее удовлетворения); 
♦    компонентно-целевой: основные компоненты деятельности; 
♦    структурно функциональный: раскрытие структуры, под 
структуры, функциональной взаимосвязи компонентов деятельности, выявление психологических механизмов деятельности; 
♦    психофизиологический уровень: раскрытие и изучение физиологических систем, задействованных в деятельности; 
♦    индивидуально-психологический: изучение личности в многообразии систем (социальной, природной, физической) существования, как субъекта деятельности. 
4. Деятельность рассматривается в единстве компонентов: 
♦    мотивационно-ценностных, 
♦    когнитивно-информационных, 
♦    исполнительных (операционно-действенных). 
5. Выделяется два плана изучения деятельности: 
♦    описательный, 
♦ углубленный анализ взаимосвязей внутри компонентов деятельности как системы.

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.

Основные виды человеческой деятельности

1.    игра 

2.    учение 

3.    труд.

4.    ориентировочно-исследовательская  деятельность

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про¬изводство какого-либо материального  или идеального продукта. В игре реализуется у ребенка потребность  в активности и в познании окружающего  мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Учение выступает как вид  деятель¬ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы¬ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных  обра¬зовательных учреждениях. Оно  может быть не организованным и происходить  по¬путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может  приобретать характер самообразования. Учебная деятельность служит сред¬ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом прежде всего связано создание и  совершенствование орудий труда. Благодаря  труду человек построил современ¬ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо¬вал  условия своей жизни таким  образом, что открыл для себя перспективы  даль¬нейшего, практически неограниченного  развития.

 Существует два основных  вида труда: физический,  умственный. Каждый вид труда может иметь  как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Дополнительно:

Можно выделить предметную деятельность и умственную.

Умственная деятельность  делится  на:

1.    перцептивную, посредством  которой формируется целостный  образ восприятия предметов или  явлений; 

2.    мнемическую, которая  входит в состав деятельности  запоминания, удерживания и припоминания  какого-либо материала; 

3.    мыслительную, при помощи  которой происходит решение мыслительных  задач; 

4.    имажитивную (от image –  образ), т.е. деятельность воображения  в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в  себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально  совершаются предметные действия и  лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность  совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии