Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

1)  усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

2)  совершенствование способности к индивидуальному научению;

3)  усложнение форм психического отражения.

 

28. Стадия: элементарной чувствительности в развитии психики животных: особенности психического отражения и поведения.

Согласно представлениям Леонтьева, стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

На высшем уровне развития этой стадии психики у животных отмечается выделение  специализированного органа, осуществляющего  сложные Манипуляция. Манипулятивный - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и  мастерства при его проведении. Таким  органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые  есть только у человека и некоторых  высших живых существ. Челюсти сохраняют  свою роль как основной орган манипуляций  и исследования окружающего мира в течение длительного периода  эволюции, вплоть до освобождения для  этой цели передних конечностей животного.

Низший уровень сенсорной  психики

Высший уровень элементарной сенсорной психики

Перцептивная психика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Перцептивная психика животных, её характеристика.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно  оформленных, расчлененных на детали в  восприятии, но образно целостных  предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться  на предметы окружающего мира и отношения  между ними. Наряду с инстинктами  возникают и более гибкие формы  приспособительного поведения в  виде сложных, изменчивых двигательных навыков. 
 
Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые. 
 
Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы отмечаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия. 
 
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. А.Н. Леонтьев называл данный уровень развития психики «уровнем интеллекта». 
 
У обезьян наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве. Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык. 
 
Развитие нервной системы позвоночных. У позвоночных нервная трубка образует в головном отделе вздутия, превращающиеся в ходе эмбриогенеза в головной мозг. Уже у наиболее примитивных позвоночных – у круглоротых – имеются все пять отделов головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний мозг). Процесс дифференциации и прогрессивного развития мозговых структур достигает, как известно, своей вершины у млекопитающих, причем не только в переднем мозгу (большие полушария и их кора), но и в стволовой части головного мозга, где формируются, в частности, центры высших форм инстинктивного поведения. 
 
Млекопитающие занимают особое место в эволюции животного мира. Как указывал Северцов, «млекопитающие очень редко приспособляются к быстро наступающим переменам в окружающей среде (например, к новым врагам, к новой добыче и т.д.) обычным путем, то есть путем медленного изменения своих органов и их функций. Гораздо чаще это происходит путем быстрого изменения прежних привычек и навыков и образования новых, приспособленных к новым условиям среды. Здесь впервые выступает на сцену совершенно новый и необычайно важный фактор адаптивной эволюции позвоночных животных, а именно их психика» (Северцов. А.Н. Главные направления эволюционного процесса

 

 

 

 

 

 

30. Интеллектуальное поведение животных, его особенности и филогенетическая роль.

У позвоночных, стоящих на вершине  эволюционной лестницы, в частности  у приматов, возникают новые формы  индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут  быть обозначены как «интеллектуальное» поведение. Особенность последнего заключается в том, что ориентировка в условиях задачи не протекает здесь  в условиях двигательных проб, а  начинает предшествовать им, выделяясь  в особую форму предварительной  ориентировочной деятельности, в  процессе которой начинает вырабатываться схема (программа) дальнейшего решения  задачи, в то время как движения становятся лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельности. Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные  виды поведения со сложной , структурой, включающей: 
— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи; 
— формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели; 
— сличение выполненных действий с исходным намерением.

Характерным для такого строения сложной  деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к  нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному  эффекту — в мозг животного  поступают соответствующие сигналы  и попытки решить задачу начинаются снова.

Два существенных явления отличают эту форму поведения животных: так называемый экстра поляцнонный  рефлекс и развитие усложняющихся  форм памяти. Так, экспериментально установлено, что некоторые животные проявляют  в своем поведении способность  не подчиняться непосредственному  восприятию предмета, а прослеживать его движения и ориентироваться  на ожидаемое перемещение объекта (эксперимент с прозрачной трубкой). Экстраполяционный рефлекс, который  имеет особую форму предвосхищающего поведения, является одним из важных источников для формирования более  высоких интеллектуальных видов  индивидуально-изменчивого поведения.

Другим источником, создающим существенные условия для формирования интеллектуального  поведения, являются возрастающая сложность  восприятия и большая прочность  памяти. Этот факт был детально прослежен  в экспериментах с так называемыми  отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик клали приманку. Чербз некоторое  время животное'отпускали: если след в его памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких  действий

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению  задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и  рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский  психолог К.Вюлер полагает, что использование  орудий обезьянами следует рассматривать  как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений  между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между  предметами и предвосхитить результат  данной ситуации. И.П.Павлов, проводивший  наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение  обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое  свойственно высшим млекопитающим  и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история  развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история развития человеческого  сознания. Предысторию человеческого  сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс  развития психики животных. Если окинуть  единым взглядом этот путь, то отчетливо  выступают его основные стадии и  управляющие им закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено  общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана  переходом к новым внешним  условиям существования животных и  новым шагом в усложнении их физической организации.

Так, приспособление к более сложной  среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы  и специальных органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика — способность  отражения отдельных свойств  среды. С переходом животных к  наземному образу жизни и (в результате этого) с развитием коры головного  мозга возникает психическое  отражение животными целостных  вещей — перцептивная психика. Наконец, дальнейшее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более  совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, способствует появлению у животных возможности чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных ситуаций. Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и психическое отражение является функцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

Совсем иную форму, характеризующуюся  совершенно другими чертами, представляет собой психика человека — человеческое сознание. Главное отличие сознания человека состоит в том, что его  появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием  психики. Если на всем протяжении истории  животного мира общими законами, которым  подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно 

исторического развития.

31. Основные предпосылки возникновения сознания человека в филогенезе.С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организмактивным в процессе обмена веществ.Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование.Такие воздействия называются биотическими.Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.На этапе допсихической жизни организмы способны толькок конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей.Примерами тропизмов являются:ь движение растений к солнцу (фитотропизм);ь движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм);ь движение к теплу (термотропизм).Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поискважных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения - активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта» (56, с. 261).В этом определении подчеркивается «объективность», т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».Как это стало возможным?В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности –коллективного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания.Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт общения знаний.труктура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Свойства и функции сознания

В структуре сознания ряд исследователей (В. П. Зин-ченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и  рефлексивный. Бытийный – это «сознание  для бытия», а рефлексивный –  «сознание для сознания».

К бытийному слою относятся:

1) сенсорные образы;

2) биодинамические характеристики движений;

3) опыт действий и навыков.

К функциям сознания относятся следующие.

1. Функция отражения.

2. Функция целеполагания.

3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).

4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.

5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.

Объектами рефлексии выступают  отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии.

Говоря о механизмах сознания, не следует иметь в виду исключительно  мозговую деятельность конкретного  индивида. Мозг является биологической  основой психики и сознания. Но сознание – продукт взаимодействия многих систем. Это и сам индивид, и социальные группы, в которых  он формируется как личность, и  общество в конкретной исторической ситуации, и весь путь культурно-исторического  развития человечества.

Важным свойством этих систем является возможность создания новообразований  в сознании, которые не могут быть сведены к тем или иным компонентам  исходной системы. Сознание выступает  как важный функциональный орган  взаимодействия этих систем. Свойствами сознания как функционального органа являются:

1) реактивность (способность к реагированию);

2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать);

3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой);

4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно);

5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды – вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Сравнительный анализ сознания человека и психики животных.

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии