Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

2. Регулятивная функция психики  проявляется в поведении и  деятельности человека. Основная  её характеристика – произвольность, то есть, индивид проявляет свою  волю. Обе эти функции психики  человека (отражающая и регулятивная) неразрывно связаны, так как  психика, с одной стороны, отражает  внешние воздействия, с другой, регулирует это отражение. Произвольная  регуляция относится не только  к физическим действиям и движениям,  но и к самим психическим  процессам. Регулятивная функция  позволяет человеку ставить перед  собой цели и задачи, находить  мотивы, планировать, принимать решения  и обеспечивать способы поведения,  чтобы поставленные цели были  достигнуты. Эмоции обеспечивают  механизм «обратной связи», подсказывают  нам, насколько нас удовлетворяет  то, что мы делаем. Человек –  социальное существо, поэтому для  него важна возможность произвольной  регуляции собственного поведения.  Если он не будет регулировать  своё поведение, то жизнь его  в обществе будет затруднена, а то и вовсе невозможна.

3. Коммуникативная функция психики  формируется в процессе общения.  Без этой функции психики невозможно  отражение бытия, так как именно  отражение создаёт возможность  различных форм общения (коммуникации), а в процессе общения развивается  отражение. Коммуникативная функция  обеспечивает передачу информации, возможность совместной деятельности, установление отношений индивидов.  Общение может быть невербальное  и вербальное. Для человека вербальный  способ коммуникации главный.  Вербальный, то есть речевой способ  развит только у людей. Способом  общения с помощью речи является  язык .

 

19. Основные этапы развития представлений о предмете психологии, их характеристика.

Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.

Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее содержания и функций. В  это время все представления  о душе основывались на мифах и  легендах, на сказаниях, религиозных  обычаях и традициях.

II – научный, начинается на рубеже VII–VI вв. до н. э. В этот период психология развивалась под влиянием философии. Этот этап получил название «философского периода». Душа рассматривается как источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Специальных методов исследования пока еще нет. Используются методы других наук – философии, медицины, математики. Главные достижения – определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души и т. д.

III – ассоцианистическая психология (конец XVIII – начало XIX вв.). Предметом психологии в этот период является сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Для исследования психики используются логика, естественные науки. Появляется первая психологическая школа, возникают концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса.

IV – экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Основное достижение – это главным образом появление первых симптомов методологического кризиса.

V – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.). Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), далее основные предметы – поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Появляются такие новые методы, как психоанализ и проективные методы.

VI – дальнейшее развитие психологических школ (1940–1960 гг.). Возникают направления психологии, которые делают акцент на внутренний мир человека, его сущность (гуманистическая психология). В центре внимания – интеллект человека. Среди методов исследований появляются такие, как опросники.

VII – современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Рефлекторная теория психики в работах. И. М. Сеченова.

Характеристика деятельности головного  мозга как рефлекторной означает у И. М. Сеченова прежде всего то, что это деятельность закономерная, детерминированная. Исходной своей естественнонаучной предпосылкой рефлекторная теория И. М. Сеченова имеет положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Это положение составило первую общебиологическую предпосылку открытия Сеченовым рефлексов головного мозга. Обусловленная внешними воздействиями, рефлекторная деятельность мозга — это тот «механизм», посредством которого осуществляется связь с внешним миром организма, обладающего нервной системой.

Второй — физиологической —  предпосылкой рефлекторной теории явилось  открытие Сеченовым центрального торможения. Оно стало первым шагом к открытию внутренних закономерностей деятельности мозга, а открытие этих последних было необходимой предпосылкой для преодоления механистического понимания рефлекторной деятельности по схеме: стимул—реакция, согласно механистической теории причины как внешнего толчка, якобы однозначно определяющего эффект реакции.

Рефлекс головного мозга — это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь. Рефлекторная деятельность — это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно-рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями.

С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана  и третья. Будучи «выученным», временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может  определяться морфологически раз и  навсегда фиксированными путями.

«Анатомической» физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляетсяфизиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов. Павловская рефлекторная теория преодолела представление, согласно которому рефлекс якобы всецело определяется морфологически фиксированными путями в строении нервной системы, на которые попадает раздражитель. Она показала, что рефлекторная деятельность мозга (всегда включающая как безусловный, так и условный рефлексы) — продукт приуроченной к мозговым структурам динамики нервных процессов, выражающей переменные отношения индивида с внешним миром.

Наконец, и это самое главное, рефлекс головного мозга —  это рефлекс с «психическим осложнением». Продвижение рефлекторного принципа на головной мозг привело к включению  психической деятельности в рефлекторную деятельность мозга.

Ядром рефлекторного понимания  психической деятельности служит положение, согласно которому психические явления  возникают в процессе осуществляемого  мозгом взаимодействия индивида с миром; поэтому психические процессы, неотделимые  от динамики нервных процессов, не могут  быть обособлены ни от воздействий  внешнего мира на человека, ни от его  действий, поступков, практической деятельности, для регуляции которой они  служат.

Психическая деятельность — не только отражение действительности, но и  определитель значения отражаемых явлений  для индивида, их отношения к его  потребностям; поэтому она и регулирует поведение. «Оценка» явлений, отношение  к ним связаны с психическим  с самого его возникновения, так  же как их отражение.

Рефлекторное понимание психической  деятельности можно выразить в двух положениях:

1. Психическая деятельность не  может быть отделена от единой  рефлекторной деятельности мозга;  она — «интегральная часть»  последней.

2. Общая схема психического процесса  та же, что и любого рефлекторного  акта: психический процесс, как  всякий рефлекторный акт, берет  начало во внешнем воздействии,  продолжается в центральной нервной  системе и заканчивается ответной  деятельностью индивида (движением,  поступком, речью). Психические явления  возникают в результате «встречи»  индивида с внешним миром.

Кардинальное положение сеченовского рефлекторного понимания психического заключает признание того, что  содержание психической деятельности как деятельности рефлекторной не выводимо из «природы нервных центров», что  оно детерминируется объективным  бытием и является его образом. Утверждение  рефлекторного характера психического связано с признанием психического отражением бытия.

И. М. Сеченов всегда подчеркивал  реальное жизненное значение психического. Анализируя рефлекторный акт, он характеризовал первую его часть, начинающуюся с  восприятия чувственного возбуждения, как сигнальную. При этом чувственные  сигналы «предуведомляют» о происходящем в окружающей среде. В соответствии с поступающими в центральную  нервную систему сигналами вторая часть рефлекторного акта осуществляет движение. Сеченов подчеркивал роль «чувствования» в регуляции движения. Рабочий орган, осуществляющий движение, участвует в возникновении психического в качестве не эффектора, а рецептоpa, дающего чувственные сигналы  о произведенном движении. Эти  же чувственные сигналы образуют «касания» с началом следующего рефлекса. При этом Сеченов совершенно отчетливо показывает, что психическая  деятельность может регулировать действия, проектируя их в соответствии с условиями, в которых они совершаются, только потому, что она осуществляет анализ и синтез этих условий.

На передний план в работах Павлова  необходимо и закономерно выступаетфизиологический аспект рефлекторной теории. Все его учение направлено на раскрытие внутренних закономерностей тех нервных процессов, которые опосредуют зависимость ответных реакций от раздражителей, от внешних воздействий. Такими внутренними законами и являются открытые И. П. Павловым законы иррадиации и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции. Раздражители получают переменное значение, изменяющееся в зависимости от того, что они в силу предшествующего опыта, отложившегося в коре в виде системы условных нервных связей, для данного индивида сигнализируют.

Свое учение о высшей нервной деятельности, разработанное при исследовании животных, И. П. Павлов признал необходимым дополнить применительно к человеку идеей о второй сигнальной системе, взаимодействующей с первой и действующей по тем же физиологическим законам. Для второй сигнальной системы решающим является то, что раздражителем в ней выступает слово — средство общения, носитель абстракции и обобщения, реальность мысли. Вместе с тем вторая сигнальная система, как и первая, — это не система внешних явлений, служащих раздражителями, а система рефлекторных связей в их физиологическом выражении; вторая сигнальная система — это не язык, не речь и не мышление, а принцип корковой деятельности, образующий физиологическую основу для их объяснения. Однако понятие второй сигнальной системы, введенное для объяснения особенностей высшей нервной деятельности человека, остается пока по преимуществу обозначением проблемы, которую надлежит разрешить.

Павловское учение заполнило понятие рефлекторной деятельности, введенное первоначально в науку для характеристики реакций низших этажей нервной системы, физиологическим содержанием, относящимся к самому высокому этажу, лишило этот термин прежде им выполняемой функции служить средством различения разных уровней, дифференциации низших и высших уровней человеческой деятельности. В результате в павловской школе наметилась тенденция к сведению или подтягиванию всей физиологии к учению о деятельности коры (и к тому, что в нижележащих этажах нервной системы доступно ее контролю). Из поля зрения физиологии начало уходить все многообразие физиологических функций организма и изучение специфических закономерностей низших уровней нервной системы. В связи с таким подтягиванием всей физиологии к изучению деятельности собственно одной только коры стоит, с другой стороны, тенденция на слияние психологии с физиологией путем полного сведения психологии к физиологическому учению о высшей нервной деятельности. В вышеуказанной линии, выступившей довольно заостренно на павловской сессии, — источник ряда трудностей, с которыми в последующие годы столкнулась павловская школа.

Павлов сам указал на необходимость  изучения новых законов того, что  он назвал второй сигнальной системой, связанной с ролью речи в психике  человека. Дать на этот вопрос ответ, хотя бы приближающийся к той классической четкости, с какою Павлов разработал учение об условных рефлексах, остается нелегкой задачей будущих исследований. Они должны завершить дело Павлова, разработав учение о физиологических  механизмах высших форм сознательной деятельности человека.

 

 

 

 

 

21. Концептуальная рефлекторная дуга (А.Н. Соколов).

На основе анализа  конкретных механизмов различных поведенческих  актов Е.Н. Соколов разработал общий  принцип функциональной организации  рефлекторной дуги и представил его  в виде схемы концептуальной рефлекторной дуги. КОРД вкл. элементы афферентных, центральных и эфферентных звеньев  рефлекторной дуги. Между рецепторными и эффекторными образованиями включены системы нейронов-детекторов, командных  нейронов и модулирующих нейронов, а так же популяции моторных нейронов. Нейроны детекторы селективно настроены  на параметры раздражителя, кодируют сигналы номером канала и реализуют  механизмы сенсорных анализаторов. Особенность командных нейронов состоит в том , что возбуждение  системы командных нейронов может  запустить целостную поведенческую  реакцию или отдельный ее фрагмент. Командн. нейроны харакериз. высоким  порогом генерации спайковой  активности, что обуславливает пороговый  уровень запуска соответствующей  им рефлектороной реакции.. Они могут  иметь разные пороги возбуждения  Набор нейронов детекторов, подключенных к командному нейрону, определ. его  рефлексогенную зону, а популяция  мотонейронов, составл. мишень аксонных синапсов командного нейрона, определяет его моторную программу. Спайковая  активность КН возбуждает пул связанных  с ними мотонейронов и приводит к  запуску локального рефлекторного  фрагмента. МН получают сигналы из внешней  Среды и внутренних органов, но выполн. функц. регуляции тонуса рефлекторной деятельности мозга. Специальным механизмом регуляции возбудимости являются нейроны  модулирующей системы мозга с  генерализированным спектром воздействия  и локальным фокусом воздействия  на системы, ответственные за выполнение актуализированного рефлекса. Их модулирующее воздействие осуществляется через  изменение возбудимости командных  нейронов, что приводит к перемещению  максимального возбуждения с  одной системы командных нейронов на другую в результате чего и происходит перераспределение приоритета реакций. Поведенческие акты реализуются  посредством упорядоченной организации  рд, в которой нервн. клетки осуществл. кодирование сигналов. В модели Соколова принцип кодирования- номером канала как универсальный принцип деятельности цнс. Анализ и доставку сенсорной  информации к системе командных  нейронов осущ. сенсорные нейроны  с иерархич. принципом детекторных  свойств. Кора бп, образованная множеством детекторов, представляет собой целую  систему анализаторов. Объединение  сенсорных нейронов в функциональные модули обеспеч. встраивание в 3-х  мерную структуру мозга многомерной  системы локальных анализаторов признаков (гиперколонок). В итоге  обработка сенсорной инф. осущ. одноврем. во множестве задейств. сенсорных  каналов. Командные нейроны упоряд. организованны в несколько функц. уровней: нейроны высшего порядка- функц. контроля и управления деят. кн след. нисходящего уровня, которые  запускают комплексы движений. Это  принцип запуска реакции “сверху  вниз” так же характерна для организ. кн двигат. коры. В итоге это позволяет  получить огромное преимущество при  решение определенных задач и  реализ. поведенч. реакций осушествл. во множестве параллельно функционир. каналов. Итак, модель Соколова выступает  как общая схема взаимодействия 3-х функц. блоков мозга.

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии