Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

1.Сравнительный анализ  житейского и научного психологического  знания. Определение психологии  как науки.

Однако житейские психологические  знания очень приблизительны, расплывчаты  и во многом отличаются от научных  знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

 

Слово «психология» в переводе с  древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном  употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая  занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек  легко обнаруживает в собственном  сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая  психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и  неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике  и психических явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания. Научное «хозяйство» психологии обширно. В центре расположился регион общей психологии - фундамент для всех других научных психологических направлений. Это - букварь психологии. И как каждый букварь уступает художественной книге (или сказкам) в увлекательности, так и общая психология на фоне порождаемых ею психологических направлений выглядит несколько скучноватой и старомодной. Это как в жизни: зачастую привлекательнее послушать выступление талантливого профессионала-юмориста, чем прислушаться к мудрым советам пожилого человека. Общая психология не отдельная ветвь, а ствол дерева, на котором растут райские яблоки познания человеком самого себя.

Общая психология - теоретико-экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия, категориальный строй и др.

Общая психология: 
- Общие закономерности психики, принципы, категории, понятия 
- Познавательные процессы 
- Личность

Результаты, полученные в рамках общей  психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Общая психология - это не просто «классика» психологии вообще.

Занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, общая психология неустанно отслеживает  результаты, получаемые в смежных  областях знаний и в специальных  отраслях психологии. Научный продукт  общей психологии - фундаментальные  знания, касающиеся общего взгляда  на важнейшие явления психической  жизни, методологических подходов к  познанию сущности психики и методов  ее исследования. По образному выражению  Р. Хохлова, «фундаментальные знания - это знания не расчетчика, а теоретика, не клерка от науки, а мыслителя, творца. Овладевая фундаментальными знаниями, специалист поднимается на высочайшую ступень понимания предмета, откуда уже открываются магистрали науки, ее самые оживленные перекрестки, открываются  горизонты будущих открытий».

Комплекс знаний, почерпнутых в  общей психологии, отражает текущее  научное представление обо всех формах психической жизни на различных  этапах истории человечества. Общая  психология - это компас в лабиринте  психологических проблем, дающий возможность  психологу четко представить  свое местонахождение в настоящий  момент и направление движения. Она  не дает конкретных ответов на «все и вся» (собственно, как и другие отрасли психологии), но подобно  тому, как одинокий фонарь в незнакомом городе помогает путнику ориентироваться  в ненастную погоду, общая психология направляет усилия исследователя по пути объективного научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные отрасли психологии труда, их характеристика.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора». Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т.д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины. Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение: "Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью"

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно  связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда. Выделяются следующие основные направления исследований: - способы  повышения производительности труда - рационализация труда и отдыха, - формирование профессиональной мотивации - оценка профессиональной пригодности - оптимизация отношений в трудовых коллективах. - психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности - проблемы и кризисы профессионального  развития - профессиональные стрессы  и конфликты - психология безопасности труда

В качестве методов исследования в  психологии труда используются: - естественный и лабораторный эксперимент, - наблюдение, - интервью, - анкетирование, - психологические  тесты, - тренажеры, - метод функциональных проб и другие методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Возраст как критерий  структурирования научного психологического  знания: основные отрасли возрастной  психологии, их характеристика. Возрастная психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Связь психологии с другими науками. Задачи и перспективы психологии на современном этапе развития общества. Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в  частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности  в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические  закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) связаны с разделами теории и  методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных  предметов.

Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику  возможность самостоятельно усваивать  информацию, которая постоянно обновляется  и устанавливается, гарантировало  бы развитие способностей субъекта к  продуктивной интеллектуальной деятельности.

Продуктивный характер взаимосвязи  психологии и педагогики проявляется  в том, что создаются условия  для опережения реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных  технологий обучения и воспитания.

Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с  литературой, языкознанием, историей, искусством, кибернетикой и другими  науками.

-Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Понятие психического явления. Виды психических явлений, их характеристика. Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;2) психические состояния;3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых  осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные  и волевые.

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии