Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

Наконец, существуют так  называемые третичные зоны коры головного  мозга, которые являются специфически человеческим образованием и очень  поздно созревают в онтогенезе. Они  расположены на границах корковых представительств трех рассмотренных нами анализаторов (кожного, зрительного и слухового), т.е. на границах теменной, затылочной и височной областей, и осуществляют синтез информации от разных анализаторов. Повреждение этих зон приводит к нарушению сложных форм пространственного восприятия субъектом мира, затруднению в определении положения стрелок часов на циферблате, перепутыванию левой и правой сторон и т. п.

Третий блок головного мозга обеспечивает программирование, регуляцию и контроль деятельности. Обеспечивающие его работу участки головного мозга расположены в передних отделах больших полушарий (в их лобных долях

Необходимая для реализации функций данного блока информация поступает затем во вторичные  поля — в премоторную область, подготавливающую непосредственную реализацию двигательных импульсов с помощью  работы первичных двигательных зон  коры и играющую главную роль в  формировании навыков (двигательных привычек), выступающих, образно говоря, «кинетической  мелодией», которая включает в себя в качестве составляющих отдельные  движения. Выполнять эти последние предназначены уже первичные зоны двигательной коры. Первичные поля двигательной коры имеют такое же четкое соматотопическое строение, как и первичные зоны второго рассмотренного нами блока; при этом сохраняется тот же принцип не геометрического, а функционального представительства разных групп мышц в этих зонах: значительную площадь занимают корковые представительства не самых крупных мышц, а тех, которым в наибольшей степени необходимо управление.

 

Существуют также  значимые различия между спецификой работы правого и левого полушарий  мозга, которые в обычных условиях работают слаженно и согласованно, однако в отдельных случаях (при  перерезке так называемого мозолистого  тела, соединяющего полушария друг с другом) они начинают работать независимо друг от друга. При этом у человека (в отличие от животных) левое полушарие, являющееся «мозговым  аппаратом» речи, доминирует у правшей (правое полушарие является у них  подчиненным). У левшей доминирующую роль может играть правое полушарие.

Подводя итоги, можно  сделать вывод о том, что и  в концепции А. Р.Лурия (как и  в работах Н.А. Бернштейна) соотношение  между психическим и физиологическим  предстает в форме их диалектического  единства — нет ни одного психического процесса, который не был бы каким-то образом (причем весьма специфическим  образом) локализован в мозговых структурах, но в то же время психическое  не сводимо к физиологическому. При конкретизации этого единства следует отметить, что поставленная субъектом та или иная психологическая задача определяет систему мозговых процессов, которые будут задействованы при решении данной задачи.

25. Концепция жёстких и гибких мозговых звеньев Н. Бехтерев. 
Само развитие маркирования мозга (браинметрики) - то есть обозначения какая область мозга за что отвечает, началось ещё в прошлом столетии. Однако, оказывается, что этот метод маркирования не даёт однозначной информации о мозге. Если проводить подобные опыты день ото дня, то окажется, что мозг очень хитро обеспечивает свою деятельность. Есть зоны, где реакция на фразу есть всегда. 
Довольно много участков мозга, которые сегодня ведут себя одним образом, назавтра могут отключиться, послезавтра могут снова включится. Когда мы исследовали значение внешних условий, удалось показать, что система обеспечения мозговой деятельности совсем иная, чем у других видов деятельности. Удалось показать, что она состоит из так называемых жёстких и гибких звеньев. 
 
Жёсткие звенья - это те звенья, которые себя ведут одинаково, вне зависимости от условий, а гибкие - по разному при разных условиях. Гибкие звенья - это резерв из которого мозг может черпать тогда, когда приходится решать задачу при неблагоприятных условиях, таких как шум водопада, или тишь кабинета. 
 
К слову: известно, что если человека полностью лишить каких-то внешних сенсорных раздражителей, то у него могут появиться галлюцинации. Это вещь проверенная, особенно через полёты в космос и подводное плавание. Без внешних раздражителей, человеку трудно. Так что небольшой шумовой фон всё же необходим. 
 
Вот такая хитрая система - мозг. Она может работать вся целиком, но это избыточно, целиком мозг работает в очень плохих условиях, когда он на пределе. В нормальных условиях мозг работает с помощью жёстких звеньев и небольшого количества гибких звеньев. 
 
Гибкие звенья дают возможность не только мыслить в самых разных условиях, они так же дают мозгу возможности восстановить свои функции при повреждениях мозга. У нас были и есть больные, у которых в связи с травмами или каким-то другим процессом разрушены классические речевые зоны. Оказывается, что гибкие звенья могут помочь даже восстановлению такой функции, как речь. У нас был больной, который едва произносил слово "мама". Врачи нашли участки гибких звеньев, которые иногда реагировали на речевые пробы, простимулировали их, и больной стал здоровым. 
 
Надо сказать, что здесь не всё так просто. Во время стимуляции может появиться эпилептическая активность, и это не удивительно. При стимуляции мозг вызывается к лишней дополнительной деятельности, и естественно, если это мозг больного (мы только больным вживляем электроды), то может появиться и патология. Однако, есть великолепное противосудорожное средство, не подавляющее мыслительные возможности, оно спасло нас и на этот раз. Я говорю об этом средстве как бы вне основной канвы лекции. Есть такое средство, которое может успокоить, из бурлящего мозга человека изъять всё лишнее, оставить только реальные неприятности и приятности и не подавить умственные способности. Но к сожалению, его применяют не часто, а если что-то беспокоит, используют транквилизаторы. При использовании транквилизаторов очень важно, чтобы больной не садился за руль машины. 
 
Прямая регистрация активности звеньев мозга - это прорыв, это эпоха. И всё-таки, сведения о мозге мы получали по крупицам. Теория жёстких и гибких звеньев, которая полностью себя оправдала, и другие сведения, накапливались годами. Мы не могли в один день получить сколько-нибудь полноценные данные о мозге. Интересные - да, полноценные - нет. 
26. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ  ГОЛОВНОГО МОЗГА

была открыта в ХIХ в., но лишь в середине ХХ в. нейрофизиология  и нейросемиотика узнали гораздо  больше о различии в функционировании полушарий. Известно, что левое полушарие является доминантным по речи и интеллекту. Оно управляет правой рукой (за исключением левшей). Выяснилось, однако, что левое недоминантное полушарие также причастно к производству речи, но функции у них прямо противоположные. Вероятно, Ф. а. п. г. м. как раз и создает в человеческой деятельности принцип дополнительности, фундаментальность которого осознавали как физики (Нильс Бор), так и семиотики (Ю. М. Лотман), а также именно билатеральной асимметрией опосредовано то, что мы с такой универсальностью в нашей картине мира и науке пользуемся именно бинарными оппозициями (см. БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ,ФОНОЛОГИЯ). Подробную картину функционирования полушарий показали эксперименты с выключением одного из полушарий под воздействием электросудорожного шока. Эти эксперименты проводились Л. Я. Балоновым и его группой в Ленинграде в 1970-е гг. Создавая искусственную однополушарную афазию, при помощи простого опроса (человек с отключенным полушарием может разговаривать) ученые установили следующие различия в том, что касается производства речи. При угнетении доминантного левого полушария речь претерпевает такие изменения: количество слов уменьшается; высказывание в целом укорачивается; синтаксис упрощается; уменьшается количество формально-грамматических слов и увеличивается количество полнозначных слов; при этом существительные и прилагательные доминируют над глаголами и местоимениями - то есть лексика правого полушария более предметна, менее концептуальна; обострено восприятие конкретных явлений и предметов внешнего мира. Когда же угнетено правое полушарие, то происходит нечто противоположное: количество слов и длина высказывания увеличиваются (человек становится разговорчив); при этом абстрактная лексика превалирует над конкретной, а грамматические формальные слова - над полнозначными; усиливается тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных классификационных схем на внешний мир. Иными словами, если правое недоминантное полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, то левое полушарие одевает это восприятие в грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит. Интересно, что человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя как реалист-сангвиник (см.ХАРАКТЕРОЛОГИЯ), а человек с угнетенным правым – как аутист-шизоид (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). Таким образом, ХХ век - век левополушарных аутистов. Ю. М. Лотман отметил, что чередование больших культурных стилей, так называемая парадигма Чижевского (см.РЕАЛИЗМ)- ренессанс, барокко, классицизм, романтизм - тоже напоминает диалог между рассудочным левым и эмоциональным правым полушарием. Была также высказана гипотеза, в соответствии с которой человек эволюционирует в направлении увеличения функций левого полушария, поскольку неразвитость левого и развитость правого характерна для детей и традициональных племен, а также для высших животных, мысль же левого полушария напоминает мысль гениального супертеоретика. Образно говоря, человечество эволюционирует от мифа (см. МИФ) к логосу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Проблема локализации психики в природе. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Объективный критерий локализации психики в природе.

Проблема локализации психических  функций является одной из основных исследуемых проблем нейропсихологии. Изначально это проблема стояла буквально: как взаимосвязаны различные  психические процессы и морфологические  зоны головного мозга. Но четкие соответствия не были найдены. Существуют две точки  зрения по данной проблеме:

1) локализационизм;

2) антилокализационизм. Локализационизм связывает каждый психический

процесс с работой определенного  участка головного мозга. Узкий  локализационизм рассматривает  психические функции как неразложимые на составные части и реализующиеся  за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга.

Против концепции узкого локализационизма говорят следующие факты:

1) при поражении различных зон головного мозга происходит нарушение одной и той же психической функции;

2) результатом поражения определенной зоны мозга может стать нарушение нескольких разных психических функций;

3) нарушенные психические функции могут быть восстановлены после повреждения без морфологического восстановления травмированного участка головного мозга.

Согласно концепции антилокализационизма:

1) мозг представляет собой единое целое, и его работа способствует развитию функционирования всех психических процессов в равной степени;

2) при поражении любого участка головного мозга наблюдается общее снижение психических функций (при этом степень снижения зависит от объема пораженного мозга).

Согласно концепции эквипотенциальности  отделов мозга все участки  головного мозга одинаково участвуют  в реализации психических функций. Таким образом, во всех случаях возможно восстановление психического процесса, если только количественные характеристики повреждения не превышают каких-то критических значений. Однако не всегда и не все функции могут быть восстановлены (даже при условии, что  объем повреждения невелик).

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно  считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражимость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный  и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта  не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится  к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через  который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным  светом в течение 45 секунд, когда  свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что  перед ударом тока его ладонь будет  подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа  до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного  опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия  ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что  она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.

Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может  рассматриваться как прародитель  более высокоорганизованных животных.

“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики  и поведения, нельзя получить реального  филогенетического ряда. Однако главные  тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В  качестве основных отмечаются следующие:

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии