Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1КУРСА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА (2 СЕМЕСТР).

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

 

2. ОСНОВНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ПСИХОЛОГИИ.

 

3. ЗАДАЧИ И  МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ  НАУК.

 

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

 

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

 

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГИНЕЗЕ.

 

7. СТАДИИ И  УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И  ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.

 

8. РАЗВИТИЕ  ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У  ЧЕЛОВЕКА.

 

9. СТРУКТУРА  ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.

 

10. ПОНЯТИЕ  И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.

 

11. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.

 

12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.

 

13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  СОЗНАНИЯ.

 

14. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ.

 

15. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

 

16. СОСТОЯНИЯ  СОЗНАНИЯ.

 

17. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ  СОЗНАНИЯ.

 

18. ПОНЯТИЕ  О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

19. СТРОЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

 

20. СООТНОШЕНИЕ  ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

21. ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

22. ОСНОВНЫЕ  ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

 

23. ЛИЧНОСТЬ  В ПСИХОЛОГИИ.

 

24. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ  ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

 

25. ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

 

26. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  А.Н. ЛЕОНТЬЕВА.

 

27. КОНЦЕПЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.

 

28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ П.Я.  ГАЛЬПЕРИНА. Вопрос исключили из билетов

 

29. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ  ПОДХОД В ПОНИМАНИИ Б.Г. АНАНЬЕВА. Вопрос исключили из билетов

 

30. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО. 

 

ВОПРОС № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

Психология – это наука о возникновении, развитии, проявлении и функционировании психических явлений и психики вообще.

Психология, как наука  изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основная  задача психологии – это изучение закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, образований, состояний и свойств, как отражение деятельности мозга.

3адачи психологии:

1. Научиться понимать  сущность психических явлений  и их закономерностей, а так  же научиться управлять ими.

2. Использовать полученные  знания с целью повышения эффективности практической деятельности.

3. Быть теоретической  основой практики психологической  службы.

 

ВОПРОС № 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Психология появляется из недр философии и определяет свой предмет. В развитии психологии выделяют 2 больших периода:

1 период (от 6-го века до н.э. по 19-ый век н.э включительно) – психология развивается в недрах философии, как учение.

2 период (20-ый век) – психология развивается, как наука.

1 этап развития психологии – развитие античной психологической мысли.

Античность включает в себя 4 больших периода:

1) Досократовский период (7 - 6-ой века до н.э.) – появляется житейское объяснение психических явлений. Было показано 3 типа мировоззрения – научное, религиозное, мифическое.

2) Сократовский (классический) период (5 - 4-ой века до н.э.) – этот период был полностью идеалистический, не было научного м/в, основными были религиозное и мифическое м/в. В этот период Сократ развивает теорию добродетельности.

Представители – Сократ, Платон, Аристотель.

3) Эллинистический период (3 - 2-ой века до н.э.) – это период эпикурейцев, которые взяли этику Сократа и стали рассматривать проблемы удовлетворенности и неудовлетворенности, проблемы удовлетворения удовольствий, наслаждений, рассматривали психологию любви. А так же это период стоицизма, киников, скептиков и эклектиков.

4) Зарождение  христианства (1 век н.э.) – Вперёд выходит религиозный тип м/в. Это застойная эпоха, время инквизиции. Роль человека в развитии общества не учитывается.

Представители – Прокл, Плотин.

Начинается эпоха средневековья.

Фома Аквинский написал  в своей работе такое понятие, как гипотеза, а до него понятие сознания не упоминалось.

Представители – Августин Аврелий, Августин Святой.

Эпоха ренессанса (14 – 15 века н.э.).

Это эпоха научного м/в. Появляется физика, зарождается химия, астрономия, появляется медицина, атлетика. Встаёт вопрос о соединении души и тела. Это эпоха антропоцентризма. Впервые рассматривается деятельность, развивается труд, как деятельность (коммуникация).

Эпоха Нового времени (16 – 17 века н.э.).

Это новая эпоха в  развитии психологического знания. До 16-го века психология выступает, как  наука о душе. В качестве предмета психологии начинает рассматриваться  сознание. Начинают развиваться естественные науки. Френсис Бэкон говорит, что сознание – это возможность осмысливать и вчувствоваться. И психология становится наукой о сознании.

В эту эпоху было 2 направления: эмпирическое и рациональное.

*** Бэкон представляет эмпирическое (чувственное) направление.

*** Декарт развивает рациональное направление.

Но оба направления  носят обособленный характер, душа и тело не объединяются в единое целое.

В это же время появляется новый представитель – Бенедикт Спиноза. Он пытается соединить понятия души и тела т.к. считает, что они объединяются одними и теми же материальными причинами.

*** Далее появляется Генрих Лейбниц. Он ввёл понятие – бессознательная психика. Он сказал, что в душе имеются скрытые психические силы (малые перцепции), это некие восприятия и их кол-во может быть бесчисленно. Из них возникают сознательные желания и страсти. Малые перцепции движут и телом и душой.

Далее появляется понятие эмпирическая психология.

В 18 веке его сформулировал Вольф. Предлагаются первые методы наблюдения за психическими процессами.

*** Джон Локк говорит, что существуют 2 источника знаний человека. 1-ый – объекты внешнего мира, а 2-ой – деятельность собственного ума человека с помощью рефлексии.

Рефлексия (по Локку) – это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность.

Надо не только понимать, но и улучшать свою деятельность при помощи ума (2-я составляющая рефлексии).

В эту эпоху развивается метод  – Интроспекция – это познание самих себя, развитие и размышление о своём опыте и поступках, анализ. Базируется на эмпирических актах, а с другой стороны на созерцании.

Далее происходит выделение психологии в отдельную науку (60-е годы 19-го века).

В 1879 году создаётся лаборатория Вильгельма Вундта. Это первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.

Представители – Ланге, Чиж, Бехтерев.

А в 1885 году Бехтерев открывает первую лабораторию в России.

Вундт начинает изучать структуру  сознания, т.е., что Психология – это наука о структурах сознания.

 

 

После кризиса появляется направление – Бихевиоризм.

Бихевиоризм – это теория поведения в США. Учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.

Ситуация вызывает реакцию, а реакция  приводит к возникновению новых ситуаций.

S ↔ R

                                                                    ситуация  ┘            └  реакция

 Представитель теории – Джон Уотсон.

Бихивиоральная схема.

 

                              угасание   ┐ ┌  возбуждение

             P ---------------- M ---------------- Г ---------------- R

                     └  подкрепление              └ мотивация                  └ генерализация    └ результат

                         (воля, навыки)                                                 (психологический фильтр)

Рассмотрим  эту схему на примере обучения:

P – навыки, учебный материал и воля для изучения.

М – мотив, типа красного диплома, золотой медали.

Г  – необходима генерализация знаний при сдаче экзамена, некоторые впадают в ступор (угасание), некоторые перевозбуждаются (возбуждение).

R  – сдача экзамена.

В бихевиоризме эмоциональная сфера преобладает над познавательной, сознание будто бы недоступно для объективного изучения. Абсолютно все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно к двигательным. Мышление отожествляется с речедвигательными актами, а эмоции с изменениями внутри организма.

*** На фоне бихевиоризма в 70-е годы возникает теория социального научения, сущность которой в том, что все наши действия формируются под влиянием социальной среды.

Представители – Бандура и Бенедикт Спиноза.

Минус бихевиоризма – игнорирована роль сознания, творчества и самоопределения личности т.е. не до конца учтена сложность всей психической деятельности.

Плюсы бихевиоризма:

1) Внедрение метода  наблюдения

2) Открытие закономерности  научения

3) Образовались навыки  и реакции наблюдения.

Следующий этап – Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология – это психология формы, целостного образа или даже конфигурации.

Представители – Марк Свиртгеймер, Колер, Коффка, Курт Левин.

Гештальтпсихология полное противопоставление бихевиоризму. Она  ставила своей целью понять, что  такое психологический образ, что  такое любое психическое явление  именно в системном подходе. В  основе гештальтпсихологии находится проблемная ситуация, которая разрешается при помощи мышления, всей интеллектуальной природы человека и с учётом его предыдущего опыта.

Следующее, самое мощное направление  – Психоанализ.

Во главе психоанализа стоит Зигмунд Фрейд.

Фрейд много занимался проблемами женской истерии, проблемами детских неврозов. С детскими неврозами так же занималась его дочь Анна Фрейд.

Самой плодовитой областью являлась область сновидений.

Схема:

1. Эго  Я – сознательное (рациональная часть личности, принцип реальности)

2. Супер Эго - Сверх  Я, идеал  Я – предсознательное (это моральная сторона личности)

3. ИО Оно – бессознательное (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия).

После психоанализа появляется гуманистская психология.

Представители – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Генрих Оллпорт, Мюрей, Мерфи.

Рассматривается только первый Я компонент.

*** Роджерс организовал в Америке гуманистическую школу, где разрабатывались идеи ценности и уникальности человека. Идея ценности человеческой личности и его ума была главной идеей в его школе.

Существовало понятие  феноменального поля – это степень  соответствия Я реального и Я  сознаваемого, т.е. то, что человек  думает и делает должно совпадать.

*** Маслоу вводит теорию мотивационно потребовательской сферы личности.

Далее идёт – Когнитивная психология.

Это психология, основанная на знании с учётом мыслительной деятельности.

Интерактивная психология.

Изучаются законы общения, взаимодействия, конфликтов и т.д.

Деятельный подход к психологии (начало 20-го века).

Представители:

1. Лев Семёнович  Выготский

2. Алексей Николаевич  Леонтьев

3. Борис Герасимович  Ананьев

4. Александр  Романович Лурия

5. Гальперин 

6. Андрей Владимирович  Брушлинский.

Выготский и Леонтьев на определённых этапах имели разные позиции.

*** Выготский ввёл понятие о высших психических функциях, как специфически-человеческой социальнообусловленной формы психики (мышление, речь, логическая память). А так же заложил основы културно-исторической концепции психического развития человека. В качестве основного вида деятельности рассматривал коммуникативную символическую деятельность, где именно система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак содержит в свёрнутом виде программу поведения.

Высшие психические функции по Выготскому развиваются в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

*** Леонтьев: основной вид деятельности – трудовая предметная деятельность. Он считал, что основными компонентами, обеспечивающими развитие трудовой деятельности, являются сознание, индивидуальные характеристики и мотивация. Ему также принадлежат такие понятия, как интериоризация и экстериоризация.

*** Гальперин рассматривал все психические процессы + мышление, как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он так же автор концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий. Эта концепция позволяет сегодня повысить эффективность обучения.

 

ВОПРОС № 3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

Основная  задача психологии – это изучение закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, образований, состояний и свойств, как отражение деятельности мозга.

3адачи психологии:

1. Научиться понимать сущность  психических явлений и их закономерностей,  а так же научиться управлять ими.

2. Использовать полученные знания  с целью повышения эффективности  практической деятельности.

3. Быть теоретической основой  практики психологической службы.

Место психологии в системе наук:

Современная психология находится в ряду наук, занимая  промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки, но в других аспектах.

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"