Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1КУРСА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (2 СЕМЕСТР).
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В
7. СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
8. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА.
9. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.
10. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.
11. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.
12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.
14. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ.
15. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
16. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
17. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
18. ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
19. СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
20. СООТНОШЕНИЕ
ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
21. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
22. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
23. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ.
24. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
25. ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
26. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА.
27. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.
28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА. Вопрос исключили из билетов
29. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
ПОДХОД В ПОНИМАНИИ Б.Г.
30. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.
ВОПРОС № 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
Психология – это наука о возникновении, развитии, проявлении и функционировании психических явлений и психики вообще.
Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Основная задача психологии – это изучение закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, образований, состояний и свойств, как отражение деятельности мозга.
3адачи психологии:
1. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей, а так же научиться управлять ими.
2. Использовать полученные
знания с целью повышения эффек
3. Быть теоретической
основой практики
ВОПРОС № 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
Психология появляется из недр философии и определяет свой предмет. В развитии психологии выделяют 2 больших периода:
1 период (от 6-го века до н.э. по 19-ый век н.э включительно) – психология развивается в недрах философии, как учение.
2 период (20-ый век) – психология развивается, как наука.
1 этап развития психологии – развитие античной психологической мысли.
Античность включает в себя 4 больших периода:
1) Досократовский период (7 - 6-ой века до н.э.) – появляется житейское объяснение психических явлений. Было показано 3 типа мировоззрения – научное, религиозное, мифическое.
2) Сократовский (классический) период (5 - 4-ой века до н.э.) – этот период был полностью идеалистический, не было научного м/в, основными были религиозное и мифическое м/в. В этот период Сократ развивает теорию добродетельности.
Представители – Сократ, Платон, Аристотель.
3) Эллинистический период (3 - 2-ой века до н.э.) – это период эпикурейцев, которые взяли этику Сократа и стали рассматривать проблемы удовлетворенности и неудовлетворенности, проблемы удовлетворения удовольствий, наслаждений, рассматривали психологию любви. А так же это период стоицизма, киников, скептиков и эклектиков.
4) Зарождение христианства (1 век н.э.) – Вперёд выходит религиозный тип м/в. Это застойная эпоха, время инквизиции. Роль человека в развитии общества не учитывается.
Представители – Прокл, Плотин.
Начинается эпоха
Фома Аквинский написал в своей работе такое понятие, как гипотеза, а до него понятие сознания не упоминалось.
Представители – Августин Аврелий, Августин Святой.
Эпоха ренессанса (14 – 15 века н.э.).
Это эпоха научного м/в. Появляется физика, зарождается химия, астрономия, появляется медицина, атлетика. Встаёт вопрос о соединении души и тела. Это эпоха антропоцентризма. Впервые рассматривается деятельность, развивается труд, как деятельность (коммуникация).
Эпоха Нового времени (16 – 17 века н.э.).
Это новая эпоха в развитии психологического знания. До 16-го века психология выступает, как наука о душе. В качестве предмета психологии начинает рассматриваться сознание. Начинают развиваться естественные науки. Френсис Бэкон говорит, что сознание – это возможность осмысливать и вчувствоваться. И психология становится наукой о сознании.
В эту эпоху было 2 направления: эмпирическое и рациональное.
*** Бэкон представляет эмпирическое (чувственное) направление.
*** Декарт развивает рациональное направление.
Но оба направления носят обособленный характер, душа и тело не объединяются в единое целое.
В это же время появляется новый представитель – Бенедикт Спиноза. Он пытается соединить понятия души и тела т.к. считает, что они объединяются одними и теми же материальными причинами.
*** Далее появляется Генрих Лейбниц. Он ввёл понятие – бессознательная психика. Он сказал, что в душе имеются скрытые психические силы (малые перцепции), это некие восприятия и их кол-во может быть бесчисленно. Из них возникают сознательные желания и страсти. Малые перцепции движут и телом и душой.
Далее появляется понятие эмпирическая психология.
В 18 веке его сформулировал Вольф. Предлагаются первые методы наблюдения за психическими процессами.
*** Джон Локк говорит, что существуют 2 источника знаний человека. 1-ый – объекты внешнего мира, а 2-ой – деятельность собственного ума человека с помощью рефлексии.
Рефлексия (по Локку) – это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность.
Надо не только понимать, но и улучшать свою деятельность при помощи ума (2-я составляющая рефлексии).
В эту эпоху развивается метод – Интроспекция – это познание самих себя, развитие и размышление о своём опыте и поступках, анализ. Базируется на эмпирических актах, а с другой стороны на созерцании.
Далее происходит выделение психологии в отдельную науку (60-е годы 19-го века).
В 1879 году создаётся лаборатория Вильгельма Вундта. Это первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Представители – Ланге, Чиж, Бехтерев.
А в 1885 году Бехтерев открывает первую лабораторию в России.
Вундт начинает изучать структуру сознания, т.е., что Психология – это наука о структурах сознания.
После кризиса появляется направление – Бихевиоризм.
Бихевиоризм – это теория поведения в США. Учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.
Ситуация вызывает реакцию, а реакция приводит к возникновению новых ситуаций.
S ↔ R
Представитель теории – Джон Уотсон.
Бихивиоральная схема.
угасание ┐ ┌ возбуждение
P ---------------- M ---------------- Г ---------------- R
└ подкрепление └ мотивация └ генерализация └ результат
(воля, навыки)
Рассмотрим эту схему на примере обучения:
P – навыки, учебный материал и воля для изучения.
М – мотив, типа красного диплома, золотой медали.
Г – необходима генерализация знаний при сдаче экзамена, некоторые впадают в ступор (угасание), некоторые перевозбуждаются (возбуждение).
R – сдача экзамена.
В бихевиоризме эмоциональная сфера преобладает над познавательной, сознание будто бы недоступно для объективного изучения. Абсолютно все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно к двигательным. Мышление отожествляется с речедвигательными актами, а эмоции с изменениями внутри организма.
*** На фоне бихевиоризма в 70-е годы возникает теория социального научения, сущность которой в том, что все наши действия формируются под влиянием социальной среды.
Представители – Бандура и Бенедикт Спиноза.
Минус бихевиоризма – игнорирована роль сознания, творчества и самоопределения личности т.е. не до конца учтена сложность всей психической деятельности.
Плюсы бихевиоризма:
1) Внедрение метода наблюдения
2) Открытие закономерности научения
3) Образовались навыки и реакции наблюдения.
Следующий этап – Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология – это психология формы, целостного образа или даже конфигурации.
Представители – Марк Свиртгеймер, Колер, Коффка, Курт Левин.
Гештальтпсихология полное
противопоставление бихевиоризму. Она
ставила своей целью понять, что
такое психологический образ, что
такое любое психическое
Следующее, самое мощное направление – Психоанализ.
Во главе психоанализа стоит Зигмунд Фрейд.
Фрейд много занимался проблемами женской истерии, проблемами детских неврозов. С детскими неврозами так же занималась его дочь Анна Фрейд.
Самой плодовитой областью являлась область сновидений.
Схема:
1. Эго Я – сознательное (рациональная часть личности, принцип реальности)
2. Супер Эго - Сверх Я, идеал Я – предсознательное (это моральная сторона личности)
3. ИО Оно – бессознательное (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия).
После психоанализа появляется гуманистская психология.
Представители – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Генрих Оллпорт, Мюрей, Мерфи.
Рассматривается только первый Я компонент.
*** Роджерс организовал в Америке гуманистическую школу, где разрабатывались идеи ценности и уникальности человека. Идея ценности человеческой личности и его ума была главной идеей в его школе.
Существовало понятие феноменального поля – это степень соответствия Я реального и Я сознаваемого, т.е. то, что человек думает и делает должно совпадать.
*** Маслоу вводит теорию мотивационно потребовательской сферы личности.
Далее идёт – Когнитивная психология.
Это психология, основанная на знании с учётом мыслительной деятельности.
Интерактивная психология.
Изучаются законы общения, взаимодействия, конфликтов и т.д.
Деятельный подход к психологии (начало 20-го века).
Представители:
1. Лев Семёнович Выготский
2. Алексей Николаевич Леонтьев
3. Борис Герасимович Ананьев
4. Александр Романович Лурия
5. Гальперин
6. Андрей Владимирович Брушлинский.
Выготский и Леонтьев на определённых этапах имели разные позиции.
*** Выготский ввёл понятие о высших психических функциях, как специфически-человеческой социальнообусловленной формы психики (мышление, речь, логическая память). А так же заложил основы културно-исторической концепции психического развития человека. В качестве основного вида деятельности рассматривал коммуникативную символическую деятельность, где именно система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак содержит в свёрнутом виде программу поведения.
Высшие психические функции по Выготскому развиваются в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
*** Леонтьев: основной вид деятельности – трудовая предметная деятельность. Он считал, что основными компонентами, обеспечивающими развитие трудовой деятельности, являются сознание, индивидуальные характеристики и мотивация. Ему также принадлежат такие понятия, как интериоризация и экстериоризация.
*** Гальперин рассматривал все психические процессы + мышление, как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он так же автор концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий. Эта концепция позволяет сегодня повысить эффективность обучения.
ВОПРОС № 3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
Основная задача психологии – это изучение закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, образований, состояний и свойств, как отражение деятельности мозга.
3адачи психологии:
1. Научиться понимать сущность
психических явлений и их
2. Использовать полученные
3. Быть теоретической основой практики психологической службы.
Место психологии в системе наук:
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и другие науки, но в других аспектах.