Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 01:58, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет, задачи и методы общей психологии.
2. Основные этапы развития психологии как науки.
3. Деятельностный подход в психологии.
4. Деятельность как система. Компоненты деятельности.
5. Психика, ее структура.
6. Сознание и бессознательное.
7. Психические процессы, свойства, состояния.
8. Развитие психики в процессе эволюции.

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachyotu_po_obschey_psikhologii.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы для подготовки к зачету.

1. Предмет,  задачи  и методы общей  психологии.

2. Основные этапы развития  психологии как науки.

3. Деятельностный  подход в психологии.

4. Деятельность  как система.  Компоненты деятельности.

5. Психика, ее  структура.

6. Сознание и  бессознательное.

7. Психические  процессы, свойства, состояния.

8. Развитие  психики в процессе эволюции.

9. Проблема биологического и  социального в психологии. Современные исследования в этой  области.

10. Общая  характеристика познавательных процессов.

11. Общая  характеристика ощущения. Критерии и примеры классификации ощущений.

14. Основные свойства  ощущений.

15. Модальности  ощущений.

16. Общая характеристика восприятия.

17. Виды  восприятия. Его  связь с другими психическими процессами.

18. Основные  свойства восприятия.

20. Общая характеристика внимания. Подходы к  определению внимания. Внимание как  одно из важнейших условий деятельности.

21. Основные свойства внимания.

22. Виды внимания.

23. Понятие о памяти  в психологии. Роль и значение  памяти, ее

связь с другими психическими процессами.

24. Основные процессы памяти, краткая характеристика.

25. Критерии классификаций видов памяти. Виды памяти.

26. Понятие о воображении.  Сходства и отличия воображения  и

восприятия, памяти, мышления.

27. Виды воображения.  Функции воображения.

28. Основные приемы  воображения.

29. Понятие о мышлении  в психологии. Соотношение понятий

«мышление» и «интеллект».

30. Основные виды мышления.

31. Основные логические операции мыслительного процесса.

32. Формы мышления.

33. Индивидуальные особенности мышления.

34. Основные этапы мыслительного процесса.

43. Интеллект. Понятие «коэффициента интеллекта».

44. Продуктивное и репродуктивное мышление. Креативность.

45. Творческое мышление. Факторы, препятствующие и способствующие развитию творческого мышления.

46. Понятие о речи в психологии. Язык и речь.

47. Функции речи.

48. Различные виды речи и их краткая характеристика.

49. Общее представление об эмоциях. Проявление эмоций.

50. Виды эмоций. Функции эмоций.

51. Роль эмоций в поведении и деятельности человека.

52. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.

53. Структура личности в отечественных теориях личности.

54. Направленность в структуре личности.

55. Представление о  личности в трудах К. Г. Юнга  и З. Фрейда.

56. Темперамент как совокупность динамических особенностей

личности.

57. Внешние проявления темперамента.

58. Взаимовлияние характера и темперамента человека.

59. Характер как система наиболее устойчивых черт личности.

60. Понятие о воле в психологии. Психологические исследования

 

 

Рекомендуемая литература для подготовки к зачету:

 

Маклаков А. Г. Общая  психология. – СПб.: Питер, 2004.

Немов Р. С. Психология в 3х кн. – М., 1999. Кн.1. Общие основы психологии.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.:Высшее образование, 2005.


 

1. Предмет,  задачи и методы исследования  в современной общей психологии.

Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ - это  наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. 

Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических  задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

    • Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;
    • Научиться управлять ими;
    • Использовать полученные знания на практике;
    • Быть теоретической основой практики психологической службы.

 

Методы исследования в психологии.

Методы  психологии  - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Существуют  различные классификации методов  психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа – организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации  исследования основывается на сопоставлении  данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа – эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

3 группа – методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).

4 группа – интерпретационные методы  – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Основными методами получения психологической  информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Лабораторный  эксперимент проводится в специальных  условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что  проводится эксперимент, хотя до конца  истинного смысла эксперимента может  и не знать.

2. Основные этапы развития психологии как науки.

Античность. Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума.

Средние века. Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами.

Новое время. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

XIX век. Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

XX век. Первые десятилетия. Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

В США активно развивается бихевиоризм  — основанная Дж. Уотсоном школа  психологии, базирующаяся на работах  И. П. Павлова и Э. Торндайка о  научении. Бихевиористы следовали позитивистскому  требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

1930—1940-е годы. Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

1950—1960-е годы. Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или  животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США.

1970—1980-е годы. Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется  ощущение «вечного кризиса» психологической  мысли, так как ни одно из действующих  направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

 

 

3. Деятельностный  подход в психологии

Предмет: Субъект, включенный в деятельность

Представители: Леонтьев Алексей Николаевич, Рубинштейн Сергей Леонидович

Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:

  • самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека);
  • как объяснительный принцип.

Деятельность в отличии  от реакции – это процесс активного  отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного  подхода включает в себя и проблему личности.

В деятельностном подходе  впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в  животном мире.Для объяснения того, как и почему возникла психика  в филогенезе, А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц:

  • Деятельность—Действие—Операция

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"