Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Определение психологии как науки.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Файлы: 1 файл

общая психология шпоры.docx

— 157.14 Кб (Скачать файл)

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых  и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических  проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются  в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий  функциональный уровень психической  активности в зависимости от условий  деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный  тон ощущений, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния  —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности,  целеустремленности, решительности,  настойчивости (их классификация  связана со структурой сложного  волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности  сознания (они проявляются в различных  уровнях внимательности)

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Объективация психических явлений. Психологические факты, их виды. Специфика психологического знания.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ — приобретение чем-либо внешней, объективной формы существования. Термин используется по отношению к чему-то субъективному, психическому, либо по отношению к некой внутренней, имплицитной, скрытой сущности.        

О. психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность, поступки, знаки и  т.д. В качестве О. психического выступают  также все продукты и способы  человеческой деятельности — культура в широком смысле слова. Кроме  того, в качестве О. волевых импульсов, желаний и т.д. рассматриваются  объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой О. сознания и мышления считается обычно речь. Классическая философия трактовала отношение  мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка, а в речи приобретает лишь внешнюю  форму существования, объективируется. Философия 20 в. склоняется к признанию  языка условием формирования самого сознания и мышления, средой любой  духовной деятельности. Если для классической философии речь сознательно строится мышлением как его О., то неклассическая считает, что язык задает границы  и возможности мышления, а не просто придает ему внешнюю форму  существования. Проявлением (О.) психического являются также жесты, интонации, выражения  лица, которые часто являются ненамеренными  формами выражения психического. Иррацио-налистическая философия  считает их интерпретацию очень  важной, так как они открывают  о человеке больше, чем он осознает сам.

Поскольку психика — это особое свойство высокоорганизованной материи и проявляется она только во взаимодействии с окружающей средой, психологические факты имеют существенные специфические особенности. Прежде всего, это невозможность непосредственного изучения психики: составляя внутреннюю основу внешних человеческих проявлений, психика доступна изучению лишь опосредствованно. Непосредственно мы можем изучать поведение, поступки, реакции, деятельность человека в целом. Однако, опираясь  на принятый в научной психологии принцип единства сознания и  деятельности, можно утверждать что, изучая деятельность человека, мы в то же время изучаем его психику, сознание.

Психологические факты очень разнообразны по содержанию, форме, объему, сложности, структуре. Это  может быть и ошибка, допущенная учеником в диктанте, и какой-либо поступок человека, и результат его  труда, и суждение о событии, и  слезы, и смех, и многое другое.

Для того чтобы  определить, какие факты необходимо собрать, исследователь исходит  из задачи или темы, которую он намерен  изучать.

Если психолог интересуется ранними формами детских  игр, то каждое действие ребенка, повторяющее  действие взрослого с каким-либо предметом, будет фактом, характеризующим  начальные формы игры. 

Но если исследователь  изучает ранние ступени самостоятельности  детей, то он собирает такие факты, в  которых обнаруживается не столько  подражательное действие, сколько умение ребенка по-новому применить имеющиеся  у него знания и самостоятельно использовать знакомые ему способы действия в  новых условиях.

Содержанием психологических фактов являются проявления у человека психических процессов, состояний, свойств, которые изучаются исследователем.

Психологические факты неоднозначны. Сходные состояния  иногда проявляются в противоположных  формах. Например, сильные эмоции могут  вызывать и хохот, и слезы.

Основными фактами, с которыми имеет дело исследователь, являются действия человека и его  речь, так как именно в них прежде всего объективируются психические  процессы и состояния человека. Дополнительными  фактами являются выразительные  движения, мимика, жесты, поза и т.п.

Отмеченные  особенности психологических фактов не являются исчерпывающими. Однако указанные  черты позволяют представить  себе сложность процесса изучения психических  явлений.

Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод - косвенное познание и через другие св. с псих. явления - объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя.  Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

9.Субъективный и объективный метод в психологии. Классификация методов психологии (Б.Г.Ананьев).

Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare – гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта и Дж. Локка (1632-1704) и до В. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Не вызывает сомнения факт, что  все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства  и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно  их переживает, чувствует, т.е. субъективному  наблюдению. Если человек находится  в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого  человека он судит только на основе умозаключений, поскольку не может  видеть, слышать и чувствовать  за другого. Например, в нашем присутствии  кто-то плачет. Мы полагаем, что он переживает чувство страдания. Но можно ли сказать, что мы непосредственно воспринимаем его чувство страдания? Нет, потому что мы воспринимаем только ряд физических признаков страдания: видим слезы, изменившиеся черты лица, слышим всхлипывающие  звуки. Все это воспринимается нашими органами чувств и составляет предмет  нашего внешнего объективного опыта. Откуда же мы знаем, что этот человек страдает? Мы знаем это путем умозаключения  из нашего внутреннего опыта. Когда  мы сами оказывались в ситуации, вызывающей наше страдание, у нас  тоже лились слезы и был плач. Таким образом, непосредственно  воспринимать психические процессы других людей мы не можем, но можем  делать о них умозаключения, т.е. понимать состояние других людей  благодаря своему внутреннему опыту. 
Это означает, что объективное наблюдение осознаваемых психических процессов может осуществляться только благодаря наличию у наблюдателя опыта самонаблюдения.

Борис Герасимович Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, методы обработки данных, методы интерпретации. Организационные методы включают сравнительный - то есть сравнение одного вяления, проявляющегося у разных объектов; и лонгитюдный метод - изучения одного объекта на протяжении длительного времени. К методам сбора эмпирических данных Ананьев относил: обзервационные методы - то есть интроспекция и наблюдение со стороны; экспериментальные методы - психолог сам меняет ситуацию, вслед за изменением ситуации меняется фактор, на который психолог не может повлиять прямо. Различается лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, при котором используется как можно меньше приборов и нелабораторный эксперимент, при котором человек находится в естественной для него среде. Также к эмпирическим методам относятся психодиагностические методы (стандартизированное и проективное тестирование); праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности личности); моделирование; беседа. Методы обработки данных по Ананьеву включали в себя качественный и количественный анализ (статистика). В методы интерпретации входили структурный метод (психолог наблюдает за деятельностью испытуемого, составляя структуру его психической активности) и выводы, сделанные на основании развития испытуемого. Самыми распространенными эмприческимим методами является наблюдение и беседа. С помощью беседы психолог может получить необходимые ему данные о человеке в общении с ним.преимущества этого метода состоят в том,что психолог может наблюдать за реакцие испытуемого, его эмоциями, что дает дополнительную информацию о нем. Тем не менее, этот метод является субъективным и зависит от личного мнения психолога. Наблюдение также является субъективным методом психологической науки. Его суть заключается в том. что наблюдаемая личность не знает,что за ней наблюдают. Для метода наблюдения существует целая методика его правильного использования.                            

10.Организационные методы психологии, их характеристика. 
Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психологического развития людей на различных этапах. 
Лонгитюдный метод заключается в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ, позволяя: 
- проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; 
- определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; 
- анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии. 
Основным же недостатком лонгитюдных методов исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение. 
Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. 
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Наблюдение как метод психологии, его характеристика.

Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно  органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. 
Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.  
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:  
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; 
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).  
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:  
Впервом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.  
Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п. 
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. 
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. 
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

 

 

 

 

 

 

12.Опросные методы в психологии, их характеристика. 

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Ониосуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов. 
    Достоинствами опросных методов являются:

Быстрота  получени инфы

возможность получения информации в широких пределах заданной тематики

возможность математической обработки  полученной информации

сравнительная легкость получения  большого количества данных

Различают

сплошной и выборочный

индивидуальный и групповой

очный и заочный,

гласный и анонимный опросы

Общие требования к опросным методам:

соответствие вопросов целям и  задачам исследования

адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;

нейтральность и однозначность  вопросов, обеспечивающие

наибольшую объективность ответов

доступность и понятность вопросов

доверительная психологическая обстановка при опросе

быстрота получения информации  

Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения. 
   Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. 
   Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.     

Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. 
    Составление анкеты - сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования. 
   По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Эксперимент как метод психологии, требования к его организации. Виды эксперимента. Независимая и зависимая переменные.

Эксперимент - это метод психологического исследования , цель которого установление каузальных зависимости между явлениями . Эксперимент относится к эмпирическим методам исследования , то есть направлен  на получение данных о том или  ином свойстве .

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии