Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

Ответы  на вопросы по общей психологии

Вопрос 1. Структура психологической  науки, ее отрасли.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.




 

 

 

 

 

 

Современная психология опирается  на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной  из важнейших основ классификации  психологии на отдельные отрасли.

По  характеру деятельности

Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.

Авиационная психология исследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

Психология обучения изучает  психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.

Психология воспитания исследует  психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.

Психофармакология исследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

Психотерапия изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.

Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.

Судебная психология изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса.

Криминальная психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.

Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии.

Военная психология исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.

Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

По развитию

Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.

Патопсихология исследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихология исследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.

Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.

Зоопсихология изучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Этология исследует врожденные механизмы поведения животных.

По принципу отношения  личности и общества

Социальная психология изучает психические  явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.

Психология личности изучает психологические особенности личности.

Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.

Этап

Определение предмета психологии

Характеристика этапа

1-й

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

2-й

Психология как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой

3-й

Психология как наука о поведении

Начинается в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались

4-й

Психология как наука, изучающая  факты, закономерности и механизмы  психики

Сформировалась на базе материалистического  взгляда на мир. Основой современной  российской психологии является закономерное осмысление теории отражения


 

1-й этап.

Сложились две противоположные  точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана  Аристотелем, которого по праву считают  основателем психологии. Заслуга  Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь  души и тела. Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования  организма.

В эпоху Средневековья  значительных успехов достигла арабоязычная наука.

Эпоха Возрождения привнесла  новое миропонимание, в котором  культивировался исследовательский  подход к явлениям действительности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.

2-й этап.

В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга.

Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Д. Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

3-й этап.

Важную роль в выделении  психологии как самостоятельной  отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических  заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции.

4-й этап.

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение  психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Основные направления  психологии.

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям.

Основными научными понятиями  бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ  организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией.

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д.

Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса.

Основные  положения гуманистической психологии:

  • человек должен изучаться в его целостности;
  • каждый человек уникален;
  • человек открыт миру;
  • жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;
  • человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту  человека.

Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Вопрос 3. Система методов психологии.  Психологическое исследование –  организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных,  обработка  результатов, интерпретация.

Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

  1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
  2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
  3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
  4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.
  5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.
  6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
  7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"