Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа
Описание работы
Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9 1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17 1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41 2.2. Методика эксперементального исследования 42 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 Выводы по 2 главе 61 Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63 3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63 3.2. Программа экспериментального обучения 64 3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72 Выводы по 3 главе 82 Заключение 84 Список литературы 87
У двух дошкольников изменился
уровень коммуникативной согласованности
действий в ходе совместной работы стал
высоким. У дошкольников с таким уровнем
хорошо развита фантазия и воображение
об этом свидетельствовало многообразие
вариантов рисунков. Из всех предложенных
вариантов дети выбрали самый лучший вариант,
который понравился им. На этом основании
можно предположить, что у них развито
умение договориться, умение убедить друг
друга и принять одно решение. В ходе создания
рисунков они активно и непринужденно
осуществляли взаимный контроль, помогали
друг другу, сравнивали свои действия.
Вся деятельность была построена на позитивном
уровне: от этого вида работы дошкольники
получили удовольствие и заряд эмоциональности.
В контрольной группе результаты
по данной методике не изменились.
Сводные результаты исследования
по всем методикам отражены в таблице
17. На основании таблицы 9 и таблицы 17 сформируем
таблицу уровня сформированности коммуникативных
навыков дошкольников до и после эксперимента,
и на её основании построим диаграмму
(см. приложение 23). В данной таблице наглядно
представлены результаты каждого ребенка.
Как видно из таблицы, из 5 детей у четырех
(80%) детей экспериментальной группы сформирован
средний уровень развития коммуникативных
умений. У Алины Д. средний уровень коммуникативных
навыков приближен к высокому: у неё по
двум методикам был выявлен высокий уровень.
Девочка умеет без помощи взрослого различать
эмоциональное состояние взрослого или
ребёнка, способна в личностном общении
точно описать своих друзей, на основании
мнении логопеда оценивать поступки своих
ровесников в группе. Хорошо развиты навыки
ведения диалога, умения ориентироваться
на позиции других людей, спокойно реагировать
на неправильное мнение в коллективной
или парной работе. У Анны, Антона и Бориса
выявлен средний уровень сформированности
коммуникативных умений, что составляет
60% от числа детей экспериментальной группы.
Эти дети большинство заданий выполняли
с подсказками логопеда или воспитателя.
У Владимира О. сохранился низкий уровень
сформированности коммуникативных навыков,
поэтому с ним необходимо работать по
индивидуальной коррекционной программе.
Основываясь на этих данных,
а также учитывая особенности общения
детей логопедической группы, причины
его нарушения, мы составили и апробировали
систему психолого-педагогической коррекции,
направленную на формирование коммуникативных
навыков дошкольников. Мы разработали
методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков дошкольников.
(Приложение 25).
Выводы по 3 главе
Таким образом, было определено:
1. Для детей, имеющих общее
недоразвитие речи, требуется систематическая
комплексная работа с логопедом
и психологом. Неполноценная речевая
деятельность накладывает отпечаток
на формирование у детей коммуникативных
навыков и умений.
2. Основываясь на этих
данных, а также учитывая особенности
общения детей с ОНР, причины
его нарушения, мы разработали
и апробировали систему педагогической
коррекции, направленной на формирование
коммуникативных навыков. Работа
строилась по следующим направлениям:
1. становление умения владеть
средствами общения;
2. формирование установок
на взаимодействие и доброжелательное
отношение;
3. установление позитивных
взаимоотношений с окружающими:
способность выслушать товарищей,
корректно выразить отношение
к собеседнику;
4. способность выразить
собственные мнения, формирование
позитивного образа Я;
5. формирование умения
коллективного обсуждения заданий.
При этом использовались приемы
игровой терапии, ситуации, направленные
на развитие мотивационной сферы общения,
создание положительного эмоционального
отношения ребенка к занятиям. Кроме того,
вся коррекционная работа строилась на
основе личностно-ориентированного подхода,
компенсаторных возможностей, особенностей
эмоционально-волевой сферы.
3. После реализации обучающего
эксперимента в экспериментальной
группе был проведен контрольный
эксперимент, который показал эффективность
коррекционных занятий: коммуникативное
общение у детей в логогруппе
практически соответствует возрастных
и речевым способностям дошкольников
с ОНР (III уровня). Дети экспериментальной
группы активно участвовали в игровых
и познавательных коммуникативных ситуациях,
больше знают слов этикета приветствия
и прощания, чаще употребляют их в речи.
Следовательно, цель и задачи
выпускной работы достигнуты. Выдвинутая
гипотеза: у дошкольников с общим недоразвитием
речи (III уровня) имеются нарушения коммуникативных
функций речи. Специально организованная
логопедическая работа в среде детей с
общим недоразвитием речи будет способствовать
развитию коммуникативных навыков в условиях
дошкольного образовательного процесса,
доказана.
Заключение
Влияние общения в форме его
положительного воздействия прослеживается
во всех сферах психической жизни ребёнка.
Общение служит главным фактором для развития
всех психических феноменов и личностно-эмоциональной
сферы в дошкольном возрасте. Речевые
навыки качественно и быстро развиваются
только в процессе общения, в связи с потребностью
в коммуникации. В дошкольном возрасте
у детей наблюдаются две сферы общения
с ровесниками и взрослыми (родителями
и воспитателями).
Большое значение для развития
коммуникативных навыков у детей имеет
их взаимодействие со взрослым миром,
совместная деятельность ребенка и взрослого.
Речевые проблемы в развитии дошкольников
негативно влияют на уровень сформированности
коммуникативной компетентности.
Анализ работ отечественных
и зарубежных специалистов, посвященных
проблеме речевого развития у детей, имеющих
общее недоразвитие речи (III уровня), показали,
что эта проблема развития речи, ее звуковая
сторона, словарный состав, грамматический
строй у детей, имеющих различные нарушения
речи, привлекает внимание многих специалистов.
Для детей дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, игровая деятельность
сохраняет свое значение и роль как необходимое
условие всестороннего развития их личности
и интеллекта. Именно игровая деятельность
способствует совершенствованию речевых
образцов, пополнению активного словарного
запаса и развитию коммуникативных умений
и навыков. Необходимо отметить, что недостатки
звукопроизношения, нечеткое восприятие
звукового образа слова, полное или частичное
отсутствие грамматических форм в предложениях,
темп речи, - все это влияет на игровую
деятельность детей с общим недоразвитием
речи, порождает у них особенности поведения
и общения в игровых коммуникативных ситуациях.
Для проверки теоретических
положений психологов и логопедов о специфике
развития коммуникативных навыков у дошкольников
с общим недоразвитием речи (III уровня)
было проведено экспериментальное исследование,
включающее три этапа.
На первом этапе исследования
проводилось формирование выборки и подбор
методик для исследования степени сформированности
коммуникативных навыков у дошкольников
шести лет с ОНР (III уровня). Была сформирована
экспериментальная группа, куда вошли
10 детей. Для диагностики были выбраны
методы и методики, способствующие определению
коммуникативной стороны речи. Выявление
уровня коммуникативных навыков было
проведено по четырем методикам - Е.О. Смирновой
Моделирующая беседа, Ж. Пиаже Левая и
правая стороны, Г.А. Цукерман Кто прав?,
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Раскрась
рукавички, М.И. Лисиной Диагностика форм
общения.
На втором этапе исследования
была реализована программа обследования
коммуникативных навыков. Все результаты
констатирующего эксперимента были подвергнуты
количественной и качественной обработке.
На третьем этапе исследования
был проведен обучающий эксперимент по
развитию коммуникативных навыков у детей
с общим недоразвитием речи. Все дошкольники
были разделены на две группы: экспериментальную
и контрольную. Коррекционные занятия
в двух группах проходили в обычном режиме,
но в экспериментальной группе часть обычных
занятий замещалась разработанной программой.
После реализации коррекционной программы
был проведен контрольный эксперимент,
позволяющий увидеть эффективность проведенных
занятий.
Экспериментальные исследования,
проведенные в двух группах дошкольного
учреждения и составленная программа,
направленная на развитие коммуникативных
навыков, прошли практическую проверку,
которая подтвердила эффективность индивидуальной
и групповой коррекционной работы логопеда
с дошкольниками шести лет с общим недоразвитие
речи. Это свидетельствует о том, что гипотеза
данного исследования подтвердилась,
цель и задачи, поставленные перед исследованием,
достигнуты. Разработанную Программу
и цикл подобранных коммуникативных игр
для занятий, можно проводить в любом дошкольном
учреждении, так как эти разработки способствуют
развитию координации мелких движений,
зрительного контакта, речевых и коммуникативных
навыков.
Список литературы
1. Агапова И.А. Комплексная
подготовка детей к школе: Книга
для детей и взрослых / И.А. Агапова,
М.А. Давыдова. М.: ТЦ Сфера, 2013. 192с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая
работа с детьми раннего возраста.
М.: АСТ: Астрель, 2007.- 190с.
3. Балобанова В.П. Диагностика
нарушений речи у детей и
организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного
учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова,
Л.В. Венедиктова. СПб.: Детство-пресс, 2009.
4. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально
поведенческих расстройств у детей с нарушениями
развития // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - с.68-72.
5. Бычкова С.С. Формирование
умения общения со сверстниками
у старших дошкольников. М.: Аркти,
2012. 96с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая
ритмика: Учебник для студентов
вузов. СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
352с. (Коррекционная педагогика).
8. Выготский Л.С. Проблемы
развития психики . Проблемы общей психологии
/ Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 1993. - 346с.,
420с.
9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
Ступени общения. - М., 2006.
10. Гамезо М.В. Старший дошкольник
и младший школьник - психодиагностика
и коррекция развития. - М.: Институт практической
психологии Воронеж МОДЭК. 2008.
11. Гаркуша Ю.Ф. Система
коррекционных занятий воспитателя
в детском саду для детей
с нарушениями речи. М., 2006.
12. Гилленбранд К. Коррекционная
педагогика: Воспитание и обучение трудных
детей / пер. с немец. Н.А. Горловой; науч.
ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Изд.
центр Академия, 2007. - 207с.
13. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной
компетентности дошкольников с
общим недоразвитием речи //Актуальные
проблемы профессионально-педагогического
образования: межвузовский сб. научных
трудов под ред. Е.А. Левановой. Выпуск
23. Калининград: Изд-во КГУ, 2009. С. 56-60.
14. Дмитриевских Л.С. Изучение
языковой и коммуникативной компетентности
как компонентов речевого общения
у дошкольников с нарушением
речи // Педагогическое образование
в России. 2013. - № 1. С.168-174.
15. Дубина Л. Развитие у
детей коммуникативных способностей
// Дошкольное воспитание. 2005. - № 10.
16. Дубина Л. Развитие у
детей коммуникативных способностей
// Дошкольное воспитание. 2005. - № 11.
17. Дубова Н.В. Об особенностях
навыков общения дошкольников
с ОНР // Логопед в детском саду.
2006. - № 3. С. 36-38.
18. Дубовская В.А. Формирование
готовности старших дошкольников к речевому
общению в игровых формах обучения: диссерт.
канд. пед. наук В.А. Дубовской. Курган,
2010. 178с.
19. Дубровина И.В., Лисина
М.И. Возрастные особенности психического
развития детей. М.: Просвещение, 2006
270с. С.56.
20. Дудьев В.П. Развитие невербальных
коммуникаций у дошкольников с ОНР // Логопед
в детском саду. 2006. - №2. - С. 16-20.
21. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у
дошкольников: Книга для логопеда
/ Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева.
Екатеринбург: АРД, 2009. 320с.
22. Казарцева О.М. Культура речевого
общения: теория и практика обучения: Учебное
пособие. М.: Флинта, 2010. 180с.
23. Карабанова О.А. Игра
в коррекции психического развития
ребенка. - М.: Российское Педагогическое
Агенство, 2007. 179с..
24. Ковалева И.А. Формирование
грамматического строя у дошкольников
с общим недоразвитием речи: Работа
с дошкольниками М.: Изд. дом Первое
сентября, 2009. 24с.
25. Ковшиков В.А. К вопросу
о мышлении детей с экспрессивной
(моторной) алалией / В.А. Ковшиков, Ю.А.
Элькин // Дефектология. 2010. - №2.
26. Козина И.В. Схема обследования
дошкольников с общим недоразвитием
речи: Сборник статей из опыта
работы ДОУ № 2099. М., 2006. 120с.
27. Колесникова Е. В. 500 игр
для коррекционно-развивающего обучения.
- Ярославль, 2010. 78с.
28. Косякова О.О. Детская
психология. Тверь, ТвГУ, 2005.- 68 с.
29. Котова Е.В. В мире
друзей: программа эмоцион.- личност.
развития детей. М.: ТЦ Сфера, 2007.