Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

Своеобразие развития речи тесно связано с недостаточной устойчивостью внимания у дошкольников ограничены возможности распределения внимания. При относительно сохранной логической памяти снижена вербальная, страдает продуктивность запоминания.

Т.Б. Филичева [65] в своих исследованиях отмечает, что у детей с ОНР (III уровня) наблюдается низкая активность познавательных процессов: они мало инициативны в игровой и обучающей деятельности, неохотно вступают в контакт с другими детьми, не способны долгое время заниматься трудовыми действиями. Одновременно с этим отмечается тот факт, что дети этого речевого уровня обладают полноценными предпосылками для овладения всеми мыслительными операциями. Невысокий уровень сформированности словесно-логического мышления влияет на овладение дошкольниками анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Анализируя речевое развитие детей дошкольного возраста (5-6 лет) третьего уровня, исследователи Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева определили существенные отклонения от нормально развивающихся ровесников: это, прежде всего, заметно на количественном и качественном словарном запасе дети с отклонениями в развитии речи не умеют отбирать из запаса наиболее точные слова и словосочетания для выражения конкретной мысли или описания предмета. Эти отклонения влияют на формирование и развитие всего коммуникативного процесса.

В структуре коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР разделяют внешние и внутренние факторы, связанные с той средой, где воспитываются дети (см. приложение 3) [65].

Таблица отражает все социально-психологические условия для формирования и развития адекватных, личностно-эмоциональных коммуникативных умений и навыков. Внешние факторы развиваются в пространстве и времени, поэтому зависят, прежде всего, от семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, от умений родителей сформировать первичные практические навыки устной речи. Внутренние факторы коммуникативной компетентности дошкольников связаны с развитием всех психических феноменов ребенка: памяти, внимания, мышления, волевых качеств, культуры и речи. Посещение дошкольниками с ОНР специальных логогрупп или обычных групп детского сада создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативных навыков.

Следовательно, наблюдается тесная связь между уровнем сформированности речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Так как у детей преобладают в речевом развитии бедность словарного запаса, наблюдаются своеобразные синтаксические конструкции, частично отсутствует связная монологическая речь, то нарушается полноценное общение. Это выражается в снижении потребности в общении, в неумении вести диалог, составлять рассказ (монологическая речь), пропадает интерес в контакте, снижается адаптация в образовательной среде [55, с.31].

Снижение или нарушение коммуникативных возможностей и способностей заметно отражаются и на ведущей игровой деятельности детей с ОНР (III уровня): бедность сюжета, низкий процессуальный характер игры, низкая речевая активность.

Таким образом, недоразвитие речи, особенно на лексико-грамматическом уровне, мешает развитию игровой деятельности, что приводит к проблемам в поведении, к неконтролируемым действиям и эмоциональным срывам. Дошкольникам с низкими коммуникативными навыками сложно работать с партнером или участвовать в коллективной игре, так как они практически редко ориентируются на другого человека (ровесника), слабо владеют навыками сотрудничества.

1.4 Обзор методик  коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

В современное время дети с общим недоразвитием речи (III уровня) речевого недоразвития составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений. Для развития коммуникативного процесса с дошкольниками с ОНР (III уровня) проводится работа по развитию понимания речи. Детей учат вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает рвёт, мажет клеит, прыгает скачет). В это время их учат понимать текст с усложнённой, конфликтной ситуацией.

В современной логопедии и психологии существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков дошкольников с ОНР (III уровня). К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини-сказок или пьес, работа с родителями, активность самих детей в процесс общения [16, с.57], описанных в работах В.К. Воробьева, В.П. Глухова, С.А. Мироновой, Н.А.Никашина, Т.А. Сидорчук , Т.А.Ткаченко, А.В.Ястребова и многих других. В.К Воробьевой разработана методика с использованием картинно-графического плана для поэтапного формирования умений и навыков связной речи. Т.А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа с использованием моделей и схем. В работах В.П.Глухова, Т.А. Сидорчук. А.В.Ястребова нашло отражение изложение методов обучения творческому рассказыванию путем коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, разработаны приемы формирования полноценную речевой деятельности.

При изучении рекомендаций и коррекционных программ нами были сформированы этапы деятельности логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые направлены на усовершенствование коммуникативных навыков.

1 этап Метод наглядного  моделирования (Е.А.Ефименкова, В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.В.Большева, В.П. Глухов и др.): данный метод в работе с детьми с ОНР способствует пополнению словарных слов, усвоению навыков словообразования основных частей речи: имени существительного, прилагательного, глагола. Системность использования его на коррекционных занятиях помогает научить дошкольников анализу и синтезу языковых единиц в соответствии с законами и нормами русского языка. Содержание этого этапа зависит от уровня речевого развития детей, от их возраста. Различные упражнения с фонетическим, грамматическим, лексическим материалом должны быть направлены не только на формирование пассивного и активного словаря, но и на мотивацию потребностей каждого дошкольника говорить. В этом случае логопедом подхватывается и поощряется всякая речевая реакция детей с общим недоразвитием речи.

2 этап это игровая деятельность: в игре осуществляются два  вида взаимоотношений - игровые и  реальные. Игровые отношения - это  отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения  детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся  языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия  действию других игроков. Игра  создает реальные условия для  развития многих коммуникативных  навыков и умений, необходимых  детям дошкольного возраста для  успешного перехода к учебной  деятельности. Рассмотрим наиболее  популярные виды игр, влияющие  на социальную адаптацию детей  и появление желания к совместной  деятельности.

▪ Развивающиеся (познавательные) игры. Игра в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения это деятельность дошкольников в обучающих ситуациях, в ходе которой совершенствуются навыки общения и самоуправления поведением. Игра имеет свои специфические черты:

- это свободная развивающая  деятельность, реализующая интерес  и желание детей;

- это творческий путь  индивидуальной деятельности, способствующий  импровизации и активности действий  в процессе общения;

- это эмоциональная деятельность, связанная с соперничеством, конкуренцией;

- это соблюдение прямых  или косвенных коммуникативных  правил и действий, которые отражают  логику игры.

На рисунке 2 (см. приложение 4) отражены функции и возможности познавательной игры.

Наглядно видно, что все функции познавательной игры: социальные, коммуникативные, диагностические, терапевтические, развлекательные направлены на моделирование межкультурных коммуникативных умений и навыков. Игра позволяет детям с общим недоразвитием речи выработать стратегию доброжелательных отношений, что способствует развитию индивидуальной и групповой активности, которая проявляется в вербальных и невербальных речевых процессах. Благодаря языковой компетентности дошкольники взаимодействуют в пределах одной группы: развиваются не только речевые способности учащихся, но и стратегии общения, необходимые для развития диалогической речи, а, следовательно, для успешного развития коммуникативных навыков. В игровой деятельности формируются реальные общественные отношения, которые непосредственно, просто складываются между партнерами [18, с. 71].

▪ Ведущее место для развития навыков общения занимают коммуникативные игры. В детской дошкольной среде можно использовать два типа коммуникативных игр: лингвистические и кооперативные. Сходство и различие этих игр показано на рисунке 3 (см. приложение 5) [71, с.68].

Лингвистические игры направлены на развитие и совершенствование личностных результатов, коммуникативные игры содержат неподготовленный коммуникативный процесс, построенный на знакомом и новом лексическом материале. Формирование социально-коммуникативных действий и навыков (по ФГОТ дошкольного образования) происходит благодаря использованию разнообразных технологических приемов: заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение. Коммуникативные игры чаще всего проводятся в паре или в мини-группах: участники игры передвигаются свободно в игровой комнате, общаются, оказывая вербальную или невербальную речевую помощь, не перебивая и не исправляя своего собеседника [69, с.11].

Коммуникативная игра требует от воспитателя и детей не только знаний и форм проведения игровой ситуации, но и отношения участников игры к этому виду деятельности. В коммуникативной игре важно все: создание образов и их проигрывание, умение вести диалог (работа в паре) или полилог (работа в группе), анализ речевых конструкций и действий дошкольников.

▪ Сюжетно-ролевые игры для дошкольников с общим недоразвитием речи являются востребованными и необходимыми, так как роль и связанные с ней действия по ее реализации составляют единицу игры. В игровом процессе в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности, что способствует совершенствованию коммуникативных навыков и способностей. В основе детской роли заложены отношения между взрослыми людьми, которые осуществляются через действия с предметами, систему межличностных отношений. Определение коммуникативных действий в игре строятся на основе наблюдений за общением в мире взрослых. Вначале младшие и старшие дошкольники проигрывают роли самых близких людей родителей, отсюда первые ролевые игры - дочки-матери, папа и мама. Наблюдение за поведением людей в общественных местах больнице, магазине, аптеке, становятся игровыми моделями для таких игр, как: игра в больницу, в магазин. В таких играх уже появляется несколько ролей врач, медсестра, больной; продавец, покупатели. Эффективность подобных игр состоит в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня на протяжении длительного времени проигрывают одни и те же сюжеты, например, дочки-матери, доктор и пациент, продавец и покупатель, однако содержание игр и действия постепенно меняются. Дошкольники быстро осваивают коммуникативный процесс через развитие диалогической речи только в том случае, если у них богатое воображение и детская среда для реализации своих игровых действий [32, с. 20].

Проигрывание ролей на логопедических занятиях, например, в игре дочки-матери, где появляется несколько дочек и одна мама, позволяет каждому ребенку сказать свою реплику или повторить чужую. Одновременно происходит коррекция речевого материала и коммуникативных действий: каждая реплика проигрывается ребенком, используется мимика, жесты, речь, действия. У дошкольников 5-6 лет с ОНР на этом уровне развития обогащается содержание самостоятельных сюжетно-ролевых и подвижных игр, совершенствуется ролевое взаимодействие ролевой диалог, формируются коммуникативные навыки и умения, основанные на активизации событий в игровой деятельности. Проанализируем образец такого диалога:

Оля: - Мамочка, я хочу суп. Какой ты приготовила? Приготовила сегодня?

Вера: - А я котлетку. Котлетку с картошечкой.

Мама: - Я не приготовила. Нужны помощники. (Более тполный, синтаксически правильный вариант: Я ещё ничего не успела вам приготовить, мне нужны помощники).

Оля: Я буду чистить картошку (берет мисочку, кубики, воображает, что чистит картофель). Ой! Ой! Я поранилась! Не буду (чистить картошку!)

Мама: - Ладно, я сама. Как видим, игра протекает на основе коммуникативной методики, действия развиваются последователь и логически: одна фраза связана с другими. Однако у дошкольников с таким речевыми нарушениями реплики в процессе игры быть не связаны с основным сюжетом. Реплики могут быть односложными, типа: Ладно, сделаю, нет, не хочу, не буду.

▪ Дидактические игры Марии Монтессори: для коррекции речи и формирования коммуникативных навыков в дошкольных образовательных учреждениях эффективно внедряется система дидактических игр Марии Монтессори. В центре системы Монтессори психическое и психологическое развитие ребенка, то есть развитие изначальной, индивидуальной природы ребёнка. При этом психическое развитие сравнивается и практически отождествляется с органическим ростом. Педагогически целесообразная подготовленная среда, обычно называемая предметно - пространственной развивающей средой Монтессори группы, стимулирует детскую активность, даёт возможность проявлять самостоятельность и инициативу, включаться в творческую деятельность. Все специально разработанные Марией Монтессори пособия - это игрушки, а многочисленные упражнения игры. М. Монтессори рассматривала игру с точки зрения психолога как деятельность, которая является работой по перестройке психики ребёнка, создает возможность участвовать в коммуникативном процессе детям с общим недоразвитием речи.

Следовательно, содержание и методика организации игр в группе дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня должны соответствовать возрасту ребёнка, его психическому, эмоциональному и речевому развитию. Только в этом случае, как отмечает А.Д. Кошелёва: Для формирования физического совершенства подвижные игры, а для развития социальных эмоций и коммуникативных навыков личности игры с правилами, сюжетно- ролевые, драматические. Неумение детей играть может означать нарушение в коммуникативном процессе, в адаптации к разным жизненным ситуациям. Создавая определённые игровые ситуации, логопед должен понять, какое развитие получают социальные эмоции ребёнка, каков его личностно-эмоциональный багаж, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие коммуникативных возможностей и способностей, то есть, коммуникативной компетентности каждого дошкольника с ограниченными речевыми навыками [73, с.145].

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи