Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа
Описание работы
Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9 1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17 1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41 2.2. Методика эксперементального исследования 42 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 Выводы по 2 главе 61 Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63 3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63 3.2. Программа экспериментального обучения 64 3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72 Выводы по 3 главе 82 Заключение 84 Список литературы 87
Своеобразие развития речи тесно
связано с недостаточной устойчивостью
внимания у дошкольников ограничены возможности
распределения внимания. При относительно
сохранной логической памяти снижена
вербальная, страдает продуктивность
запоминания.
Т.Б. Филичева [65] в своих исследованиях
отмечает, что у детей с ОНР (III уровня)
наблюдается низкая активность познавательных
процессов: они мало инициативны в игровой
и обучающей деятельности, неохотно вступают
в контакт с другими детьми, не способны
долгое время заниматься трудовыми действиями.
Одновременно с этим отмечается тот факт,
что дети этого речевого уровня обладают
полноценными предпосылками для овладения
всеми мыслительными операциями. Невысокий
уровень сформированности словесно-логического
мышления влияет на овладение дошкольниками
анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Анализируя речевое развитие
детей дошкольного возраста (5-6 лет) третьего
уровня, исследователи Г.В. Чиркина, Р.Е.
Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева определили
существенные отклонения от нормально
развивающихся ровесников: это, прежде
всего, заметно на количественном и качественном
словарном запасе дети с отклонениями
в развитии речи не умеют отбирать из запаса
наиболее точные слова и словосочетания
для выражения конкретной мысли или описания
предмета. Эти отклонения влияют на формирование
и развитие всего коммуникативного процесса.
В структуре коммуникативной
компетентности дошкольников с ОНР разделяют
внешние и внутренние факторы, связанные
с той средой, где воспитываются дети (см.
приложение 3) [65].
Таблица отражает все социально-психологические
условия для формирования и развития адекватных,
личностно-эмоциональных коммуникативных
умений и навыков. Внешние факторы развиваются
в пространстве и времени, поэтому зависят,
прежде всего, от семейного воспитания
детей с общим недоразвитием речи третьего
уровня, от умений родителей сформировать
первичные практические навыки устной
речи. Внутренние факторы коммуникативной
компетентности дошкольников связаны
с развитием всех психических феноменов
ребенка: памяти, внимания, мышления, волевых
качеств, культуры и речи. Посещение дошкольниками
с ОНР специальных логогрупп или обычных
групп детского сада создает благоприятные
условия для проведения систематической
работы по развитию коммуникативных навыков.
Следовательно, наблюдается
тесная связь между уровнем сформированности
речевых и коммуникативных навыков у дошкольников
с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Так как у детей преобладают в речевом
развитии бедность словарного запаса,
наблюдаются своеобразные синтаксические
конструкции, частично отсутствует связная
монологическая речь, то нарушается полноценное
общение. Это выражается в снижении потребности
в общении, в неумении вести диалог, составлять
рассказ (монологическая речь), пропадает
интерес в контакте, снижается адаптация
в образовательной среде [55, с.31].
Снижение или нарушение коммуникативных
возможностей и способностей заметно
отражаются и на ведущей игровой деятельности
детей с ОНР (III уровня): бедность сюжета,
низкий процессуальный характер игры,
низкая речевая активность.
Таким образом, недоразвитие
речи, особенно на лексико-грамматическом
уровне, мешает развитию игровой деятельности,
что приводит к проблемам в поведении,
к неконтролируемым действиям и эмоциональным
срывам. Дошкольникам с низкими коммуникативными
навыками сложно работать с партнером
или участвовать в коллективной игре,
так как они практически редко ориентируются
на другого человека (ровесника), слабо
владеют навыками сотрудничества.
1.4 Обзор методик
коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием
речи
В современное время дети с общим
недоразвитием речи (III уровня) речевого
недоразвития составляют основной контингент
специальных дошкольных учреждений. Для
развития коммуникативного процесса с
дошкольниками с ОНР (III уровня) проводится
работа по развитию понимания речи. Детей
учат вслушиваться в обращённую речь,
выделять названия предметов, действий,
признаков, понимать обобщенное значение
слова, выбирать из двух слов наиболее
подходящее к данной ситуации (ломает рвёт, мажет
клеит, прыгает скачет). В это время
их учат понимать текст с усложнённой,
конфликтной ситуацией.
В современной логопедии и психологии
существует ряд средств и методов, с помощью
которых возможно развитие коммуникативных
навыков дошкольников с ОНР (III уровня).
К средствам относятся игровая, сценическая
деятельности, продуктивные виды деятельности,
игрушка. К методам коллективный разбор
конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных
ситуаций, мини-сказок или пьес, работа
с родителями, активность самих детей
в процесс общения [16, с.57], описанных в
работах В.К. Воробьева, В.П. Глухова, С.А.
Мироновой, Н.А.Никашина, Т.А. Сидорчук
, Т.А.Ткаченко, А.В.Ястребова и многих других.
В.К Воробьевой разработана методика с
использованием картинно-графического
плана для поэтапного формирования умений
и навыков связной речи. Т.А. Ткаченко предлагает
формировать навыки описательного рассказа
с использованием моделей и схем. В работах
В.П.Глухова, Т.А. Сидорчук. А.В.Ястребова
нашло отражение изложение методов обучения
творческому рассказыванию путем коррекционно-развивающего
обучения связной речи детей с ОНР, разработаны
приемы формирования полноценную речевой
деятельности.
При изучении рекомендаций и
коррекционных программ нами были сформированы
этапы деятельности логопеда с дошкольниками
с общим недоразвитием речи третьего уровня,
которые направлены на усовершенствование
коммуникативных навыков.
1 этап Метод наглядного
моделирования (Е.А.Ефименкова, В.К.Воробьева,
Т.А.Ткаченко, Т.В.Большева, В.П. Глухов
и др.): данный метод в работе с детьми с
ОНР способствует пополнению словарных
слов, усвоению навыков словообразования
основных частей речи: имени существительного,
прилагательного, глагола. Системность
использования его на коррекционных занятиях
помогает научить дошкольников анализу
и синтезу языковых единиц в соответствии
с законами и нормами русского языка. Содержание
этого этапа зависит от уровня речевого
развития детей, от их возраста. Различные
упражнения с фонетическим, грамматическим,
лексическим материалом должны быть направлены
не только на формирование пассивного
и активного словаря, но и на мотивацию
потребностей каждого дошкольника говорить.
В этом случае логопедом подхватывается
и поощряется всякая речевая реакция детей
с общим недоразвитием речи.
2 этап это игровая деятельность:
в игре осуществляются два
вида взаимоотношений - игровые и
реальные. Игровые отношения - это
отношения по сюжету и роли,
реальные взаимоотношения - это отношения
детей как партнеров, товарищей,
которые выполняют общее дело.
В совместной игре дети учатся
языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи,
учатся подчинять свои действия
действию других игроков. Игра
создает реальные условия для
развития многих коммуникативных
навыков и умений, необходимых
детям дошкольного возраста для
успешного перехода к учебной
деятельности. Рассмотрим наиболее
популярные виды игр, влияющие
на социальную адаптацию детей
и появление желания к совместной
деятельности.
▪ Развивающиеся (познавательные)
игры. Игра в воспитательном процессе
дошкольного образовательного учреждения
это деятельность дошкольников в обучающих
ситуациях, в ходе которой совершенствуются
навыки общения и самоуправления поведением.
Игра имеет свои специфические черты:
- это свободная развивающая
деятельность, реализующая интерес
и желание детей;
- это творческий путь
индивидуальной деятельности, способствующий
импровизации и активности действий
в процессе общения;
- это эмоциональная деятельность,
связанная с соперничеством, конкуренцией;
- это соблюдение прямых
или косвенных коммуникативных
правил и действий, которые отражают
логику игры.
На рисунке 2 (см. приложение
4) отражены функции и возможности познавательной
игры.
Наглядно видно, что все функции
познавательной игры: социальные, коммуникативные,
диагностические, терапевтические, развлекательные
направлены на моделирование межкультурных
коммуникативных умений и навыков. Игра
позволяет детям с общим недоразвитием
речи выработать стратегию доброжелательных
отношений, что способствует развитию
индивидуальной и групповой активности,
которая проявляется в вербальных и невербальных
речевых процессах. Благодаря языковой
компетентности дошкольники взаимодействуют
в пределах одной группы: развиваются
не только речевые способности учащихся,
но и стратегии общения, необходимые для
развития диалогической речи, а, следовательно,
для успешного развития коммуникативных
навыков. В игровой деятельности формируются
реальные общественные отношения, которые
непосредственно, просто складываются
между партнерами [18, с. 71].
▪ Ведущее место для развития
навыков общения занимают коммуникативные
игры. В детской дошкольной среде можно
использовать два типа коммуникативных
игр: лингвистические и кооперативные.
Сходство и различие этих игр показано
на рисунке 3 (см. приложение 5) [71, с.68].
Лингвистические игры направлены
на развитие и совершенствование личностных
результатов, коммуникативные игры содержат
неподготовленный коммуникативный процесс,
построенный на знакомом и новом лексическом
материале. Формирование социально-коммуникативных
действий и навыков (по ФГОТ дошкольного
образования) происходит благодаря использованию
разнообразных технологических приемов:
заполнение пропусков, догадка, поиск,
подбор одинаковой пары, проблемы и загадки,
ролевые игры и воспроизведение. Коммуникативные
игры чаще всего проводятся в паре или
в мини-группах: участники игры передвигаются
свободно в игровой комнате, общаются,
оказывая вербальную или невербальную
речевую помощь, не перебивая и не исправляя
своего собеседника [69, с.11].
Коммуникативная игра требует
от воспитателя и детей не только знаний
и форм проведения игровой ситуации, но
и отношения участников игры к этому виду
деятельности. В коммуникативной игре
важно все: создание образов и их проигрывание,
умение вести диалог (работа в паре) или
полилог (работа в группе), анализ речевых
конструкций и действий дошкольников.
▪ Сюжетно-ролевые игры для
дошкольников с общим недоразвитием речи
являются востребованными и необходимыми,
так как роль и связанные с ней действия
по ее реализации составляют единицу игры.
В игровом процессе в нерасторжимом единстве
представлены аффективно-мотивационная
и операционно-техническая стороны деятельности,
что способствует совершенствованию коммуникативных
навыков и способностей. В основе детской
роли заложены отношения между взрослыми
людьми, которые осуществляются через
действия с предметами, систему межличностных
отношений. Определение коммуникативных
действий в игре строятся на основе наблюдений
за общением в мире взрослых. Вначале младшие
и старшие дошкольники проигрывают роли
самых близких людей родителей, отсюда
первые ролевые игры - дочки-матери, папа
и мама. Наблюдение за поведением людей
в общественных местах больнице, магазине,
аптеке, становятся игровыми моделями
для таких игр, как: игра в больницу, в магазин.
В таких играх уже появляется несколько
ролей врач, медсестра, больной; продавец,
покупатели. Эффективность подобных игр
состоит в том, что дошкольники с общим
недоразвитием речи 3 уровня на протяжении
длительного времени проигрывают одни
и те же сюжеты, например, дочки-матери,
доктор и пациент, продавец и покупатель,
однако содержание игр и действия постепенно
меняются. Дошкольники быстро осваивают
коммуникативный процесс через развитие
диалогической речи только в том случае,
если у них богатое воображение и детская
среда для реализации своих игровых действий
[32, с. 20].
Проигрывание ролей на логопедических
занятиях, например, в игре дочки-матери,
где появляется несколько дочек и одна
мама, позволяет каждому ребенку сказать
свою реплику или повторить чужую. Одновременно
происходит коррекция речевого материала
и коммуникативных действий: каждая реплика
проигрывается ребенком, используется
мимика, жесты, речь, действия. У дошкольников
5-6 лет с ОНР на этом уровне развития обогащается
содержание самостоятельных сюжетно-ролевых
и подвижных игр, совершенствуется ролевое
взаимодействие ролевой диалог, формируются
коммуникативные навыки и умения, основанные
на активизации событий в игровой деятельности.
Проанализируем образец такого диалога:
Оля: - Мамочка, я хочу суп. Какой
ты приготовила? Приготовила сегодня?
Вера: - А я котлетку. Котлетку
с картошечкой.
Мама: - Я не приготовила. Нужны
помощники. (Более тполный, синтаксически
правильный вариант: Я ещё ничего не успела
вам приготовить, мне нужны помощники).
Оля: Я буду чистить картошку
(берет мисочку, кубики, воображает, что
чистит картофель). Ой! Ой! Я поранилась!
Не буду (чистить картошку!)
Мама: - Ладно, я сама. Как видим, игра протекает на
основе коммуникативной методики, действия
развиваются последователь и логически:
одна фраза связана с другими. Однако у
дошкольников с таким речевыми нарушениями
реплики в процессе игры быть не связаны
с основным сюжетом. Реплики могут быть
односложными, типа: Ладно, сделаю, нет,
не хочу, не буду.
▪ Дидактические игры Марии
Монтессори: для коррекции речи и формирования
коммуникативных навыков в дошкольных
образовательных учреждениях эффективно
внедряется система дидактических игр
Марии Монтессори. В центре системы Монтессори
психическое и психологическое развитие
ребенка, то есть развитие изначальной,
индивидуальной природы ребёнка. При этом
психическое развитие сравнивается и
практически отождествляется с органическим
ростом. Педагогически целесообразная
подготовленная среда, обычно называемая
предметно - пространственной развивающей
средой Монтессори группы, стимулирует
детскую активность, даёт возможность
проявлять самостоятельность и инициативу,
включаться в творческую деятельность.
Все специально разработанные Марией
Монтессори пособия - это игрушки, а многочисленные
упражнения игры. М. Монтессори рассматривала
игру с точки зрения психолога как деятельность,
которая является работой по перестройке
психики ребёнка, создает возможность
участвовать в коммуникативном процессе
детям с общим недоразвитием речи.
Следовательно, содержание и
методика организации игр в группе дошкольников
с общим недоразвитием речи третьего уровня
должны соответствовать возрасту ребёнка,
его психическому, эмоциональному и речевому
развитию. Только в этом случае, как отмечает
А.Д. Кошелёва: Для формирования физического
совершенства подвижные игры, а для развития
социальных эмоций и коммуникативных
навыков личности игры с правилами, сюжетно-
ролевые, драматические. Неумение детей
играть может означать нарушение в коммуникативном
процессе, в адаптации к разным жизненным
ситуациям. Создавая определённые игровые
ситуации, логопед должен понять, какое
развитие получают социальные эмоции
ребёнка, каков его личностно-эмоциональный
багаж, и какое влияние могут иметь обнаруженные
эмоциональные состояния на развитие
коммуникативных возможностей и способностей,
то есть, коммуникативной компетентности
каждого дошкольника с ограниченными
речевыми навыками [73, с.145].