Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа
Описание работы
Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9 1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17 1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41 2.2. Методика эксперементального исследования 42 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 Выводы по 2 главе 61 Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63 3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63 3.2. Программа экспериментального обучения 64 3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72 Выводы по 3 главе 82 Заключение 84 Список литературы 87
Таким образом, эксперимент
по выявлению уровня сформированности
коммуникативных навыков позволил нам
сформулировать следующие выводы:
1. У детей ЭГ преобладает
низкий уровень сформированности
коммуникативных умений и навыков (у 60%
детей с общим недоразвитием речи). Дошкольники
слабо ориентируются в ситуациях общения
со взрослыми и ровесниками, не способны
понять суть задания до конца, так как
часто воспринимают не звучащую речь,
а отдельные, хорошо знакомые слова. Дети
не проявляют инициативы в использовании
этикетных слов в диалогической и игровой
ситуации.
2. Было определено, что
для детей, имеющих общее недоразвитие
речи (III уровня), требуется систематическая
комплексная работа с логопедом
и психологом. Неполноценная речевая
деятельность накладывает отпечаток
на формирование и развитие
у детей сенсорной, интеллектуальной
и аффективно-волевой сферы, негативно
отражающаяся на коммуникативной
компетентности каждого дошкольника,
посещающего группу детского
сада.
3. В ходе проведённых
исследований с использованием
различного диагностического материала
можно сделать следующие выводы.
По методике Е.О. Смирновой у
дошкольников в ЭГ в отличии
от нормы коммуникативные навыки частично
не сформированы, так как их словарный
запас значительно отстает от их ровесников
в онтогенезе. В норме у детей возраста
шести лет коммуникативные навыки должны
быть представлены словами, обозначающими
взаимоотношения между людьми, правилами
поведения в обществе, у них сформирована
образная речь. По методике Ж.Пиаже 20% дошкольников
ЭГ правильно воспринимают возможности
различных точек зрения. У 40% наблюдается
средний уровень сформированности коммуникативных
действий в процессе общения с логопедом
или воспитателем. У остальных 40% дошкольников
с ОНР был определен низкий уровень сформированности
коммуникативных действий. В норме ребенок
в пределах его понимания может логично
и последовательно в диалоге и монологе
поддержать разговор на любую тему, должен
уметь домысливать события и владеть контекстной
речью. Исследование дошкольников ЭГ с
помощью методики Г.А. Цукерман Кто прав?
позволило выявить, что 50% дошкольников
показали средний и 50 % низкий уровень
уровень сформированности коммуникативных
навыков в ориентации на позиции ровесников
и других людей. В норме ребенок должен
усвоить речевой этикет. Для ЭГ характерен
высокий уровень проявления эгоцентризма,
они редко используют в коммуникативном
процессе слова этикета, никогда первыми
не начнут диалог, говорят тихо, иногда
невнятно, что заставляет задавать поясняющие
или наводящие вопросы. Методика авторов
Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной позволила
выявить то, что 40% дошкольников ЭГ показали
средний уровень сформированности коммуникативных
умений и навыков, направленных на согласование
и осуществление сотрудничества. 60% ЭГ
группы не смогли найти общее решение,
договориться. Методике М.И. Лисиной показала,
что у дошкольников ЭГ снижена потребность
в общении, как со сверстниками, так и с
взрослыми, отмечается низкая речевая
активность, невысокий уровень обработки
словесной информации, ситуативность
речи и коммуникативных умений, неразговорчивость
и снижение активности в общении.
Полученные данные свидетельствуют
о необходимости планомерного обучения,
направленного на развитие коммуникативных
умений и навыков детей дошкольного возраста,
разработки соответствующих уровню их
развития приемов и методов коррекционно-педагогического
воздействия, определения реальных возможностей
оптимизации игровой и учебной деятельности
за счет усиления коммуникативной направленности
каждой из них.
В третьей главе проведем обучающий
эксперимент с целью развития коммуникативных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием
речи (III уровня) на основе методики М.И.
Лисиной.
Глава 3.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
с общим недоразвитием речи
3.1 Цель, задачи
и организация обучающего эксперимента
На основании полученных результатов
исследования уровня сформированности
коммуникативных умений и навыков было
определено, что уровень сформированных
коммуникативных навыков у дошкольников
с общим недоразвитием речи (III уровня)
неоднородный: степень коммуникации зависит
от многих речевых и социальных факторов,
влияющих на личностно-эмоциональное
развитие детей.
Предметом коррекции стала коммуникативная
и личностно-эмоциональная сфера развития
дошкольников шести лет.
Цель коррекционных занятий:
в комплексе развивать коммуникативные
умения через речевые и неречевые средства
общения.
Задачи обучающего эксперимента:
1. Изучить методики коррекции
коммуникативных навыков у дошкольников
с ОНР (III уровня).
2. Подобрать упражнения
и коммуникативные игры для
проведения коррекции коммуникативной
компетентности.
3. Разработать коррекционную
программу и проверить эффективность
её реализации в старшей группе
дошкольного образовательного учреждения.
Организация и проведение обучающего
и контрольного экспериментов проводилась
на базе детского сада в старшей логогруппе.
Для участия в эксперименте все дошкольники,
принимавшие участие в первичной диагностике
произвольно были разделены на две подгруппы:
подгруппа-1 экспериментальная (ЭГ), подгруппа-2
контрольна (КГ). В экспериментальной подгруппе-1
проводилось коррекционное обучение с
использованием разработанной коррекционной
программы. В контрольной группе занятия
проводились в обычном режиме дня. В связи
с тем, что у ЭГ коммуникативные навыки
сформированы на разном уровне, содержание
индивидуальных и подгрупповых занятий
с логопедом было дифференцированно.
Программа рассчитана на дошкольников
6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью
20-25 минут. Занятия проводит логопед один
раз в неделю с привлечением других специалистов
дошкольного образовательного учреждения.
Логопедические занятия с детьми
экспериментальной группы строились в
зависимости от речевых и коммуникативных
возможностей каждого дошкольника, то
есть с опорой на уровень восприятия и
понимания речевых конструкций и сформированных
умений применять средства общения в различных
коммуникативных и игровых ситуациях.
Занятия предусматривают совместную деятельность
логопеда, психолога, воспитателей группы,
преподавателя музыки и преподавателя
физического воспитания.
3.3 Контрольный
эксперимент и его результаты
После реализации в течение
года коррекционной программы, направленной
на развитие коммуникативной компетентности
дошкольников с ОНР (III уровня) с использованием
различных видов логопедической и игровой
деятельности, было проведено контрольное
экспериментальное исследование в двух
группах: в экспериментальной группе,
где была реализована программа, и в контрольной
группе, где проводились традиционные
занятия. Для диагностики были использованы
те же методики, только с другим стимульным
и дидактическим материалом. Рассмотрим
результаты контрольного исследования
в обеих группах и определим результативность
проведенной работы.
На основании статистических
данных по методике Е.О. Смирновой были
сформированы таблицы 11 и 12 (см. приложение
18), отражающие динамику развития коммуникативных
навыков дошкольников с ОНР (III уровня).
В ходе ситуативно-делового
общения на основе совместной игры с логопедом
40% дошкольников экспериментальной с ОНР
(III уровня) повысили свой уровень сформированности
речевых и коммуникативных навыков: до
эксперимента средний уровень наблюдался
у 40% детей, после эксперимента у 80%. Данный
фактор свидетельствует об эффективности
реализации коррекционных занятий с логопедом.
Лишь у одного дошкольника экспериментальной
группы сохранился низкий уровень сформированности
коммуникативных навыков.
Познавательное общение в экспериментальной
группе также изменилось: до эксперимента
низкий уровень сформированности коммуникативных
навыков наблюдался у 80% дошкольников,
после эксперимента этот уровень сохранился
лишь 40%; зато средний уровень познавательного
общения с логопедом повысился: был 20%
- стал 60%.
Личностное общение у дошкольников
с ОНР (III уровня) экспериментальной группы
заметно изменился: у детей появился интерес
к обсуждаемому вопросу им всем хотелось
рассказать о поведении детей на празднике.
Таким образом, полученные результаты
исследования показали: до эксперимента
у 40% детей экспериментальной группы наблюдался
средний уровень коммуникативных навыков
эмоции, после эксперимента у 80%.
Результаты исследования по
методике Е.О. Смирновой в контрольной
группе отражены в таблице 13, рис. 11 (см.
приложение 19).
В контрольной группе, общий
уровень сформированности коммуникативных
навыков остался на прежнем уровне: средний
уровень 60%, низкий уровень 40%. Небольшие
положительные результаты в этой группе
детей с ОНР (III уровня) наблюдались только
в совместной игре с воспитателем. Необходимо
отметить, что познавательный компонент
в контрольной группе снизился на 20%, что
свидетельствует об отсутствии интереса
дошкольников к беседе о книге, о главных
героях.
Повторные исследования по методике
Ж. Пиаже Левая и правая стороны в двух
группах отражены в таблице 14 и рисунке
12 (см. приложение 20).
Повторная диагностика определила,
что в экспериментальной группе, где в
течение года проводились занятия по дополнительной
коррекционной программе, уровень сформированности
коммуникативных навыков немного улучшился:
у 20% дошкольников был выявлен высокий
уровень коммуникативных действий с учетом
позиции собеседника, во всех четырех
пробах была правильно воспринята возможность
различных точек зрения.
В контрольной группе, где не
проходили специальные коррекционные
занятия, результаты по данной методике
стали намного ниже: дети, имеющие на этапе
констатирующего эксперимента высокий
уровень коммуникативных навыков при
различии собственной позицию и позиции
ровесника, показали средние результаты.
Повторное исследование дошкольников
экспериментальной и контрольной групп
с ОНР (III уровня) с использованием методики
Г.А. Цукерман Кто прав? выявило динамику
развития коммуникативных навыков с учетом
позиции собеседника, эмоционального
отношения к окружающим и нравственным
нормам. Результаты исследования отражены
в таблице 15 и рисунке 13 (см. приложение
21).
Высокий уровень коммуникативных
навыков с учетом позиции других людей
в экспериментальной и контрольной группах
не был выявлен.
На контрольном этапе исследования
было выявлено, что уровень коммуникативных
навыков в экспериментальной группе повысился
на 40%, что свидетельствует об эффективности
групповых и командных игровых ситуаций,
в ходе которых дошкольники с общим недоразвитием
речи учились понимать и воспринимать
позиции свои ровесников, уважать чужое
мнение и интересы в любом виде деятельности,
в любых формах общения.
Рассмотрим индивидуальные
варианты ответов дошкольников в оценке
коммуникативных действий других детей:
Алина Д. 1 ситуация - Оценивание
рисунка:
Петя отвечает Вове: Тебе, правда,
понравилось. Тогда я тебе подарю свой
рисунок.
Петя отвечает Саше: Не нравится,
не смотри!
Я оцениваю рисунок Пети: Змей
Горыныч у тебя как живой, только почему-то
у него только две головы. Давай вместе
подрисуем ему одну голову.
2 ситуация: Каждая из девочек
права, надо строить, сообща.
Анна Л. 1 ситуация - Оценивание
рисунка:
Моя оценка: У тебя Змей Горыныч
страшный, давай ему нарисуем ещё одну
голову, чтобы была улыбка до ушей, а в
глазах светилась доброта.
2 ситуация: Я думаю, что
все правы. Почему? (молчит).
Антон В. 1 ситуация - Оценивание
рисунка:
Я оцениваю рисунок Пети: Давай
подрисуем ему еще несколько голов, так
будет страшнее, и все его испугаются.
2 ситуация: Если вместе
строить, строить башню. Надо договориться,
как делать. Я думаю, что трудно
строить вместе.
Борис Т. 1 ситуация - Оценивание
рисунка:
Я оцениваю рисунок Пети: Змей
Горыныч получился классный! Можно его
ярче разукрасить, чтобы он казался блестящим,
с чешуйками.
2 ситуация: Мне кажется, если
работать сообща, надо учитывать
мнение каждого. Надо попробовать
убедить в своем мнении.
Владимир О. 1 ситуация - Оценивание
рисунка:
Прав Володя. Ему понравился
Змей. Петя обиделся. Они ему плохие друзья.
Я бы их всех побил.
У дошкольников контрольной
группы результаты исследования по данной
методике не изменились.
Коммуникативная ситуация деятельностного
взаимодействия Раскрась рукавички авторов
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной позволила
выявить изменения в совместной деятельности.
В каждой группе детей с общим недоразвитием
речи задания были немного изменены формы
взаимодействия: ребенок взрослый, ребенок
сверстник, что и определило динамику
развития коммуникативных навыков языковой
и творческой деятельности. Результаты
исследования даны в таблице 16 и рисунке
14 (см. приложение 22).
Исследование по методике Г.А.
Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной дало самые
лучшие результаты в экспериментальной
группе: 40% дошкольников экспериментальной
группы после проведения коррекционных
занятий показали высокий уровень сформированности
коммуникативных умений и навыков, направленных
на согласование и осуществление сотрудничества.
Низкий уровень коммуникативных навыков
остался у 20% детей.