Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

Выводы по 2 главе

Таким образом, эксперимент по выявлению уровня сформированности коммуникативных навыков позволил нам сформулировать следующие выводы:

1. У детей ЭГ преобладает  низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков (у 60% детей с общим недоразвитием речи). Дошкольники слабо ориентируются в ситуациях общения со взрослыми и ровесниками, не способны понять суть задания до конца, так как часто воспринимают не звучащую речь, а отдельные, хорошо знакомые слова. Дети не проявляют инициативы в использовании этикетных слов в диалогической и игровой ситуации.

2. Было определено, что  для детей, имеющих общее недоразвитие  речи (III уровня), требуется систематическая  комплексная работа с логопедом  и психологом. Неполноценная речевая  деятельность накладывает отпечаток  на формирование и развитие  у детей сенсорной, интеллектуальной  и аффективно-волевой сферы, негативно  отражающаяся на коммуникативной  компетентности каждого дошкольника, посещающего группу детского  сада.

3. В ходе проведённых  исследований с использованием  различного диагностического материала  можно сделать следующие выводы. По методике Е.О. Смирновой у  дошкольников в ЭГ в отличии от нормы коммуникативные навыки частично не сформированы, так как их словарный запас значительно отстает от их ровесников в онтогенезе. В норме у детей возраста шести лет коммуникативные навыки должны быть представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, у них сформирована образная речь. По методике Ж.Пиаже 20% дошкольников ЭГ правильно воспринимают возможности различных точек зрения. У 40% наблюдается средний уровень сформированности коммуникативных действий в процессе общения с логопедом или воспитателем. У остальных 40% дошкольников с ОНР был определен низкий уровень сформированности коммуникативных действий. В норме ребенок в пределах его понимания может логично и последовательно в диалоге и монологе поддержать разговор на любую тему, должен уметь домысливать события и владеть контекстной речью. Исследование дошкольников ЭГ с помощью методики Г.А. Цукерман Кто прав? позволило выявить, что 50% дошкольников показали средний и 50 % низкий уровень уровень сформированности коммуникативных навыков в ориентации на позиции ровесников и других людей. В норме ребенок должен усвоить речевой этикет. Для ЭГ характерен высокий уровень проявления эгоцентризма, они редко используют в коммуникативном процессе слова этикета, никогда первыми не начнут диалог, говорят тихо, иногда невнятно, что заставляет задавать поясняющие или наводящие вопросы. Методика авторов Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной позволила выявить то, что 40% дошкольников ЭГ показали средний уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, направленных на согласование и осуществление сотрудничества. 60% ЭГ группы не смогли найти общее решение, договориться. Методике М.И. Лисиной показала, что у дошкольников ЭГ снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, отмечается низкая речевая активность, невысокий уровень обработки словесной информации, ситуативность речи и коммуникативных умений, неразговорчивость и снижение активности в общении.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста, разработки соответствующих уровню их развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, определения реальных возможностей оптимизации игровой и учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них.

В третьей главе проведем обучающий эксперимент с целью развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня) на основе методики М.И. Лисиной.

Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

3.1 Цель, задачи  и организация обучающего эксперимента

На основании полученных результатов исследования уровня сформированности коммуникативных умений и навыков было определено, что уровень сформированных коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня) неоднородный: степень коммуникации зависит от многих речевых и социальных факторов, влияющих на личностно-эмоциональное развитие детей.

Предметом коррекции стала коммуникативная и личностно-эмоциональная сфера развития дошкольников шести лет.

Цель коррекционных занятий: в комплексе развивать коммуникативные умения через речевые и неречевые средства общения.

Задачи обучающего эксперимента:

1. Изучить методики коррекции  коммуникативных навыков у дошкольников  с ОНР (III уровня).

2. Подобрать упражнения  и коммуникативные игры для  проведения коррекции коммуникативной  компетентности.

3. Разработать коррекционную  программу и проверить эффективность  её реализации в старшей группе  дошкольного образовательного учреждения.

Организация и проведение обучающего и контрольного экспериментов проводилась на базе детского сада в старшей логогруппе. Для участия в эксперименте все дошкольники, принимавшие участие в первичной диагностике произвольно были разделены на две подгруппы: подгруппа-1 экспериментальная (ЭГ), подгруппа-2 контрольна (КГ). В экспериментальной подгруппе-1 проводилось коррекционное обучение с использованием разработанной коррекционной программы. В контрольной группе занятия проводились в обычном режиме дня. В связи с тем, что у ЭГ коммуникативные навыки сформированы на разном уровне, содержание индивидуальных и подгрупповых занятий с логопедом было дифференцированно.

Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед один раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Логопедические занятия с детьми экспериментальной группы строились в зависимости от речевых и коммуникативных возможностей каждого дошкольника, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций и сформированных умений применять средства общения в различных коммуникативных и игровых ситуациях. Занятия предусматривают совместную деятельность логопеда, психолога, воспитателей группы, преподавателя музыки и преподавателя физического воспитания.

3.3 Контрольный  эксперимент и его результаты

После реализации в течение года коррекционной программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (III уровня) с использованием различных видов логопедической и игровой деятельности, было проведено контрольное экспериментальное исследование в двух группах: в экспериментальной группе, где была реализована программа, и в контрольной группе, где проводились традиционные занятия. Для диагностики были использованы те же методики, только с другим стимульным и дидактическим материалом. Рассмотрим результаты контрольного исследования в обеих группах и определим результативность проведенной работы.

На основании статистических данных по методике Е.О. Смирновой были сформированы таблицы 11 и 12 (см. приложение 18), отражающие динамику развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР (III уровня).

В ходе ситуативно-делового общения на основе совместной игры с логопедом 40% дошкольников экспериментальной с ОНР (III уровня) повысили свой уровень сформированности речевых и коммуникативных навыков: до эксперимента средний уровень наблюдался у 40% детей, после эксперимента у 80%. Данный фактор свидетельствует об эффективности реализации коррекционных занятий с логопедом. Лишь у одного дошкольника экспериментальной группы сохранился низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.

Познавательное общение в экспериментальной группе также изменилось: до эксперимента низкий уровень сформированности коммуникативных навыков наблюдался у 80% дошкольников, после эксперимента этот уровень сохранился лишь 40%; зато средний уровень познавательного общения с логопедом повысился: был 20% - стал 60%.

Личностное общение у дошкольников с ОНР (III уровня) экспериментальной группы заметно изменился: у детей появился интерес к обсуждаемому вопросу им всем хотелось рассказать о поведении детей на празднике.

Таким образом, полученные результаты исследования показали: до эксперимента у 40% детей экспериментальной группы наблюдался средний уровень коммуникативных навыков эмоции, после эксперимента у 80%.

Результаты исследования по методике Е.О. Смирновой в контрольной группе отражены в таблице 13, рис. 11 (см. приложение 19).

В контрольной группе, общий уровень сформированности коммуникативных навыков остался на прежнем уровне: средний уровень 60%, низкий уровень 40%. Небольшие положительные результаты в этой группе детей с ОНР (III уровня) наблюдались только в совместной игре с воспитателем. Необходимо отметить, что познавательный компонент в контрольной группе снизился на 20%, что свидетельствует об отсутствии интереса дошкольников к беседе о книге, о главных героях.

Повторные исследования по методике Ж. Пиаже Левая и правая стороны в двух группах отражены в таблице 14 и рисунке 12 (см. приложение 20).

Повторная диагностика определила, что в экспериментальной группе, где в течение года проводились занятия по дополнительной коррекционной программе, уровень сформированности коммуникативных навыков немного улучшился: у 20% дошкольников был выявлен высокий уровень коммуникативных действий с учетом позиции собеседника, во всех четырех пробах была правильно воспринята возможность различных точек зрения.

В контрольной группе, где не проходили специальные коррекционные занятия, результаты по данной методике стали намного ниже: дети, имеющие на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень коммуникативных навыков при различии собственной позицию и позиции ровесника, показали средние результаты.

Повторное исследование дошкольников экспериментальной и контрольной групп с ОНР (III уровня) с использованием методики Г.А. Цукерман Кто прав? выявило динамику развития коммуникативных навыков с учетом позиции собеседника, эмоционального отношения к окружающим и нравственным нормам. Результаты исследования отражены в таблице 15 и рисунке 13 (см. приложение 21).

Высокий уровень коммуникативных навыков с учетом позиции других людей в экспериментальной и контрольной группах не был выявлен.

На контрольном этапе исследования было выявлено, что уровень коммуникативных навыков в экспериментальной группе повысился на 40%, что свидетельствует об эффективности групповых и командных игровых ситуаций, в ходе которых дошкольники с общим недоразвитием речи учились понимать и воспринимать позиции свои ровесников, уважать чужое мнение и интересы в любом виде деятельности, в любых формах общения.

Рассмотрим индивидуальные варианты ответов дошкольников в оценке коммуникативных действий других детей:

Алина Д. 1 ситуация - Оценивание рисунка:

Петя отвечает Вове: Тебе, правда, понравилось. Тогда я тебе подарю свой рисунок.

Петя отвечает Саше: Не нравится, не смотри!

Я оцениваю рисунок Пети: Змей Горыныч у тебя как живой, только почему-то у него только две головы. Давай вместе подрисуем ему одну голову.

2 ситуация: Каждая из девочек  права, надо строить, сообща.

Анна Л. 1 ситуация - Оценивание рисунка:

Моя оценка: У тебя Змей Горыныч страшный, давай ему нарисуем ещё одну голову, чтобы была улыбка до ушей, а в глазах светилась доброта.

2 ситуация: Я думаю, что  все правы. Почему? (молчит).

Антон В. 1 ситуация - Оценивание рисунка:

Я оцениваю рисунок Пети: Давай подрисуем ему еще несколько голов, так будет страшнее, и все его испугаются.

2 ситуация: Если вместе  строить, строить башню. Надо договориться, как делать. Я думаю, что трудно  строить вместе.

Борис Т. 1 ситуация - Оценивание рисунка:

Я оцениваю рисунок Пети: Змей Горыныч получился классный! Можно его ярче разукрасить, чтобы он казался блестящим, с чешуйками.

2 ситуация: Мне кажется, если  работать сообща, надо учитывать  мнение каждого. Надо попробовать  убедить в своем мнении.

Владимир О. 1 ситуация - Оценивание рисунка:

Прав Володя. Ему понравился Змей. Петя обиделся. Они ему плохие друзья. Я бы их всех побил.

У дошкольников контрольной группы результаты исследования по данной методике не изменились.

Коммуникативная ситуация деятельностного взаимодействия Раскрась рукавички авторов Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной позволила выявить изменения в совместной деятельности. В каждой группе детей с общим недоразвитием речи задания были немного изменены формы взаимодействия: ребенок взрослый, ребенок сверстник, что и определило динамику развития коммуникативных навыков языковой и творческой деятельности. Результаты исследования даны в таблице 16 и рисунке 14 (см. приложение 22).

Исследование по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной дало самые лучшие результаты в экспериментальной группе: 40% дошкольников экспериментальной группы после проведения коррекционных занятий показали высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, направленных на согласование и осуществление сотрудничества. Низкий уровень коммуникативных навыков остался у 20% детей.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи