Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

3. Психолого-педагогическое  обследование.

4. Педагогический эксперимент.

Для тестирования применялся диагностический материал таких авторов, как Ю.А. Афонькина, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Г.А. Цукерман и М.И. Лисина:

- методика Е.О. Смирновой  Моделирующая беседа;

- методика Ж. Пиаже Левая  и правая стороны;

- методика Г.А. Цукерман Кто прав?;

- методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Раскрась рукавички.

- методика М.И. Лисиной  диагностики форм общения.

Методика № 1 Моделирующая беседа Е.О. Смирновой.

Цель: изучение форм общения дошкольников с ОНР (III уровня) в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения.

Стимульный материал и оборудование: психологическая обстановка, подготовленные вопросы.

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на вопросы, которые я тебе задам.

Процедура обследования: Детям задавались следующие вопросы:

▪ Что ты больше всего хочешь сделать: играть с игрушками, читать новую сказку или поговорить о чем-нибудь интересном?

Следующие задания и вопросы в зависимости от выбора ребенка:

▪ Давай вместе поиграем: какую игрушку выберем?

▪ Как мы будем играть? Давай распределим роли.

▪ Давай я тебе почитаю сказку.

- Кто герой этой сказки? Каковы действия героя? Что нового  ты узнал из этой сказки? Тебе  бы хотелось дочитать сказку? Что бы ты хотел спросить  о героях сказки?

▪ Кто из детей группы тебе нравится больше всего? Почему?

▪ С кем из ребят в группе ты дружишь? Часто ссоришься? Почему?

▪ Я думаю, что все ребята в нашей группе добрые и вежливые. А ты как считаешь?

Обработка результатов: В процессе беседы фиксируются ответы ребенка в протокольном обследовании (см. приложение 8).

Показатели коммуникации:

А) Ситуативно-деловое общение:

- навыки ориентира на  партнера;

- интерес к игре, увлеченность  сюжетом игры;

- предпочтение совместной  или одиночной игры.

Б). Познавательное общение:

- активность участие в  беседе о сказке или её герое;

- активность и способность  задать вопросы;

- навыки связного рассказа;

- длительность и поддержание  беседы;

- частота отвлечений или  полное равнодушие к прочитанному.

В) Личностное общение:

- способность проявить  интерес к окружающим людям, в  частности, к ровесникам;

- навыки оценивания собственных  поступков и норм поведения  других;

- интерес к мнению и  оценке воспитателя или логопеда;

- проявление личностно-эмоциональных  свойств и качеств;

- способность услышать  взрослого (партнера по коммуникации).

Если ребенок уверенно и однозначно вначале выбрал совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение с взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора свидетельствует о стремлении ребенка к личностному общению.

Критерии оценивания: при сравнении поведения детей ЭГ в различных моделирующих логопедом ситуациях выбраны следующие показатели:

1) выбор ситуации общения;

2) активность дошкольников: разговорчивость, способность проявить  инициативу и развить тему  общения;

3) чувствительность (интерес) к словам и действиям логопеда, способность услышать его высказывания  и дать адекватный ответ;

4) общий интерес и настроение  ребенка: его сосредоточенность  на теме общения, эмоциональный  комфорт;

5) время, в течение которого  дошкольник может общаться.

Шкала оценивания:

0 баллов - полное отсутствие  данного качества;

1 балл - слабая выраженность  качества;

2 балла - средняя выраженность  качества;

3 балла - сильная выраженность  качества.

Среднегрупповые шкальные или уровневые значения: определяется лидирующий вид общения: ситуативно-деловая форма, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

Первчиные данные: характерными признаками каждого вида моделирования: беседы по сказке, совместной игры, личный разговор по душам.

Исследование коммуникативных навыков и эмоционального состояния детей ЭГ по методике Е.О. Смирновой Моделирующая беседа проводилось в обычной игровой ситуации, что позволило детям комфортно себя чувствовать.

Методика № 2 Ж. Пиаже Левая и правая стороны.

Цель методики: определение коммуникативных действий каждого дошкольника с учетом позиции собеседника.

Стимульный материал и оборудование: монета, карандаш.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Процедура обследования: Детям предлагаются следующие задания:

1. Покажи мне свою правую  руку. Левую. Покажи мне правую  ногу. Левую.

2. Покажи мне мою левую  руку. Правую. Покажи мне мою левую  ногу. Правую.

3. [На столе перед ребенком  монета и карандаш: монета с  левой стороны от карандаша  по отношению к ребенку.] Карандаш  слева или справа? А монета?

4. [Ребенок сидит напротив  взрослого, у которого в правой  руке монета, а в левой руке  карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или  в правой руке? А карандаш?

Обработка и регистрируемые показатели: Регистрируют ответы испытуемых и соотносят их в соответствии критериями оценивания (см. приложение ,,,,.). На основании разработанных критериев оценивания были определены показатели уровня выполнения заданий:

Высокий уровень: дошкольники во всех четырех пробах понимают возможности использования разных точек зрения на одну и ту же ситуацию. Хорошо развита координация пространственных позиций.

Средний уровень: школьники правильно отвечают только в 1 и 3 ситуациях, легко соотносят сторону своей позиции, однако не учитываю позицию другого человека.

Низкий уровень: школьники допускают ошибки во всех позициях, координация разных пространственных позиций у них нарушена - 0 баллов ребенок не может оценить поступки детей.

Шкала оценивания:

0 баллов - полное отсутствие  данного качества;

1 балл - слабая выраженность  качества;

2 балла - средняя выраженность  качества;

3 балла - сильная выраженность  качества.

Методика № 3 Цукермана Г.А. Кто прав?.

Цель методики: изучение коммуникативные навыков, направленные на учет позиции собеседника, эмоционального отношения к окружающим и нравственным нормам.

Стимульный материал и оборудование: три карточки с небольшими сюжетными зарисовками.

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе по очереди текст из трех маленьких рассказов, тебе надо ответить на поставленные вопросы. Тебе необходимо выбрать одну точку зрения и обосновать выбор или предложить свою точку зрения с аргументацией выбора.

Процедура обследования: Детям читаются небольшие рассказы, экспериментатор фиксирует поведенческие реакции ребенка и его объяснения.

Задание 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: Вот здорово!. А Саша воскликнул: Фу, ну и страшилище! Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Задание 2. Во время коллективных занятий надо было построить башню. Все объединились в микрогруппы: три подруги стали спорить, с чего начать. Сначала построим вершину башни, - сказала Наташа. Нет, начать надо с укрепления стен, - предложила Катя А вот и нет, вначале надо построить основание башни, - возразила Ира. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Задание 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. Давай купим ему это лото, - предложила Лена. Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?

Обработка первичных данных. В протоколе регистрируют ответы и соотносят их в соответствии со следующими критериями оценивания коммуникативных навыков:

Высокий уровень: дошкольники демонстрируют понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывают различные позиции героев рассказов, умеют высказать и аргументировать собственное мнение. Дошкольники способны преодолеть эгоцентризм.

Средний уровень: дети демонстрируют правильные ответы в отдельных ситуациях. Они понимают возможность разных подходов к оценке ситуации, считают, что одни мнения справедливые, другие ошибочные. Однако ни в том, ни в другом случае не могут их обосновать.

Низкий уровень: дошкольники не способны учитывать возможность разных оснований для оценки одной и той же ситуации, исключают возможность различных правильных мнений, так как признают только собственное мнение.

Шкала оценивания:

0 баллов - полное отсутствие  данного качества;

1 балл - слабая выраженность  качества;

2 балла - средняя выраженность  качества;

3 балла - сильная выраженность  качества.

Методика № 4 Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной Раскрась рукавички.

Цель методики: выявление степени сформированности коммуникативных навыков и способностей осуществления сотрудничества (работа в парах).

Стимульный материал и оборудование: карточки с изображением рукавички, краски, карандаши разных цветов.

Инструкция: Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию.

Процедура обследования: логопед наблюдает за совместной деятельностью дошкольников, оценивая:

- продуктивность совместной  деятельности;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению;

- взаимоконтроль по ходу  выполнения деятельности;

- взаимопомощь по ходу  рисования,

- эмоциональное отношение  к совместной деятельности.

Обработка и результатов: в протоколе фиксируется цвет, который был выбран для рисунка рукавички, степень сходства действий в процессе общения, взаимопомощь и контроль за деятельностью ровесников. На основании критериев методики определяется степень сформированности коммуникативных навыков:

Высокий уровень: дошкольники с ОНР умеют договариваться и выбирать один рисунок, поэтому их рукавички украшены одинаково узор совпадает полностью или очень похож. В совместной деятельности оказывают друг другу помощь, координируют свои действия и действия партнера, внимательно следят за реализацией выбранного узора.

Средний уровень: в совместной деятельности дети с ОНР реализуют часть замысла, поэтому их узор совпадает частично: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия.

Низкий уровень: у дошкольников слабо развитая согласованность действий и умение работать сообща: в их узорах наблюдаются большие различия или отсутствие сходства. Дети не способны договориться каждый из них убежден только в своем выборе.

Шкала оценивания:

0 баллов - полное отсутствие  данного качества;

1 балл - слабая выраженность  качества;

2 балла - средняя выраженность  качества;

3 балла - сильная выраженность  качества.

Методика № 5 М.И. Лисиной Диагностика форм общения.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи