Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа
Описание работы
Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9 1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17 1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41 2.2. Методика эксперементального исследования 42 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 Выводы по 2 главе 61 Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63 3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63 3.2. Программа экспериментального обучения 64 3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72 Выводы по 3 главе 82 Заключение 84 Список литературы 87
3 этап формирование навыков
связной речи. Логопедическая работа
по развитию монологической речи
с дошкольниками с ОНР 3 уровня
имеет ведущую цель: научить в
логической последовательности
выражать собственную мысль, рассказывая
о себе, своих близких и о
событиях окружающего мира. Этот
процесс сложный, так как требует
индивидуального подхода к каждому
ребенку с ОНР (III уровня), к выбору
творческих методик, которые могут
привести к формированию навыков
связной речи. В этом направлении
высокой результативностью обладают
творческие авторские программы
Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой.
В программе Логопедическая
работа по преодолению общего недоразвития
речи у детей [69] четко отражены задачи
коррекционной работы воспитателя и логопеда
в области развития речи дошкольников:
ведущей из них служит развитие у детей
способности использовать навыки связной
речи в разных ситуациях общения. Коррекционно-развивающая
работа предшествует логопедическим занятиям,
обеспечивая необходимую познавательную
и мотивационную базу для формирования
коммуникативных умений и навыков. В ходе
коррекционного процесса постоянно происходит
наблюдение за проявлениями речевой активности
детей, за правильным использованием поставленных
или исправленных звуков в собственной
речи дошкольников, усвоенных грамматических
форм. Хорошее знание психического развития
каждого школьника с ОНР (III уровня), их
реагирование на свой дефект помогает
решить не только речевые проблемы, но
и коммуникативные затруднения, изменяя
условия общения с ровесниками [69, с. 57].
Большое внимание в развитии
коммуникативных навыков играет диалогическая
речь основная форма общения в дошкольном
возрасте. Диалог способствует формированию
навыков вопросно-ответной формы речи,
способностью выслушать сообщение и выразить
к нему отношение, навыки реагирования
на сообщение выполнение или отказ от
действий. При работе с дошкольниками
с общим недоразвитием речи на начальном
этапе формирования и развития диалогических
навыков в процессе общения выделяется
три задачи: [47; 63; 69]
1). Научить детей с ОНР
3 уровня отвечать точно и понятно
на поставленные вопросы.
2). Научить правильно формулировать
вопрос.
3). Воспитать способность
свободно раскрепощенно вести
диалог, используя индивидуально-психологический
подход к каждому дошкольнику.
Основными методами служат беседы,
коммуникативные ситуации и игры, игровые
приемы, работа с текстами устного народного
творчества, литературных произведений.
Коммуникативная ситуация является ядром
процесса обучения навыкам диалогической
речи, так как при её создании устанавливается
система взаимоотношений тех, кто общается;
мотивируется общение; презентуется (преподносится)
речевой материал; приобретаются речевые
навыки; развивается активность и самостоятельность
общения; закрепляются коммуникативные
навыки учащихся. Параметры анализа коммуникативной
ситуации приведены в приложении 6.
Весь подобранный материал игры,
тексты, песни способствует формированию
элементарных правил ведения диалога,
правил и норм поведения в игровой коммуникативной
ситуации. Совместные игры с ровесниками,
диалоги с взрослыми и другими детьми
позитивно влияют на формирование взаимодействия
и взаимоотношения, что и отражается на
коммуникативных навыках. Совместный
анализ текстов позволяет создать развивающую
и воспитывающую атмосферу на каждом занятии
с воспитателем или логопедом. Работа
с текстом постепенно превращается в полилог,
в ходе которого каждый дошкольник становится
активным его участником. Для совершенствования
коммуникативных навыков важен отбор
текстов, так как восприятие содержания
текста и его анализ должны соответствовать
потребностям, интересам и возрастным
нормам дошкольников с ОНР (III уровня).
С этой целью отбираются тексты с речевыми
конструкциями, необходимыми для общения.
Кроме этого, используются различные модели
речевого общения - от упрощённых до самых
сложных [13, с.57].
4 этап комбинированные
специальные занятия с логопедом,
педагогом по музыке и танцам,
физкультурно-оздоровительные занятия.
Следовательно, все этапы деятельности
логопеда и воспитателя связаны с разными
видами игр, игровых ситуаций. Чтобы игра
служила средством профилактики и коррекции
развития речи, способствовала развитию
коммуникативных навыков, необходимо
учитывать специфику формирования высшей
нервной деятельности. У дошкольников
с общим недоразвитием речи наиболее развита
моторная память, а наименее слуховая.
Такие дети уступают своим сверстникам
с нормальным развитием речи по объему
памяти и внимания. У них наблюдается снижение
концентрации, переключения, распределения,
объема и устойчивости внимания. Поэтому
развитие навыков общения должно вестись
не только на специальных занятиях в дошкольном
образовательном учреждении, но и дома,
в семейных условиях. Целенаправленная
работа логопеда со всеми участниками
- дошкольниками, родителями, воспитателями
позволит постоянно наблюдать и корректировать
коммуникативные умения и навыки детей.
Выводы по 1 главе
Таким образом, теоретическое
исследование проблем развития коммуникативных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием
речи позволило определить:
1. Коммуникативные навыки
дошкольников с ОНР это совокупность
знаний, умений и навыков, которые
обеспечивают эффективность протекания
коммуникативного процесса: овладение
навыками речевого общения, восприятие,
оценка и интерпретация коммуникативных
действий, планирование ситуации
общения у детей с недоразвитием
речи. Процесс развития коммуникации
протекания речевого нарушения,
изменения мотивационной сферы,
ценностных ориентаций, социальных установок
личности, коммуникативной культуры; специфики
коммуникативного поведения дошкольников
и средств коррекции.
2. При общем недоразвитии
речи детей дошкольного возраста,
как формы речевой патологии,
нарушается формирование компонентов
речевой системы, а именно - словарного
запаса, звукопроизношения и грамматического
строя. Для дошкольников с ОНР
характерны такие типичные проявления
как позднее появление экспрессивной
речи, дефекты произношения и
фонемообразования, несформированность
связной речи, специфические нарушения
слоговой структуры слов и др., для них
характерен низкий уровень развития основных
свойств внимания, в отдельных случаях
наблюдается ограниченные возможности
распределения внимания и его недостаточная
устойчивость.
3. Основные этапы коммуникации
в онтогенезе ребенка подразделяются
на несколько этапов. Первый - это
доречевой этап, при котором происходит
формирование фонематического слуха,
ребенок начинает различать интонацию
и тембр голоса окружающих
его людей, в ответ на это
проявляет обратную связь агуканьем,
слогами, а впоследствии - сознательном
произнесения слов. Второй этап это этап
начального овладения языком, проявляющийся
в произношении слов с помощью активной
жестикуляции и мимики. Третий этап - этап
овладения грамматической структурой
языка за счет расширения лексикона, появления
грамматических конструкций и т.п. У детей
с ОНР происходит более позднее начало
речи, у них наблюдается недостаточная
речевая активность, которая с возрастом,
без специального обучения, резко падает,
что отрицательно отражается на процессе
коммуникации.
4. Психолингвистический подход
к развитию речевых способностей,
устранению речевых недостатков
отражен в научных статьях
Н.В. Серебряковой. Данный подход
помогает формировать структуру
значения слов, пониманию семантических
полей в процессе поиска необходимых
слов. Для таких детей автором
разработана система логопедической
работы по формированию речевых
навыков. Исследователь Т.В. Туманова
подчеркивает, что ведущей проблемой
дошкольников с третьим уровнем
речевого развития является несформированность
нервной перестройки детей. Нервная перестройка
обеспечивает переход от элементарного
иконического кода, лежащего в основе
усвоения лексического значения, к коду
дискретному, дающему возможность вычленить
из общего звукового потока морфему как
отдельный знак. Дальнейший процесс связан
с кодом речедвижения, который обеспечивает
нормативное произнесение производного
слова. Данный несформированный фактор
речи приводит к неполноценной речевой
коммуникации и ограничивает языковую
и коммуникативную компетентность.
5. Замедленный темп развития
всех психических функций, в том
числе и в функции общения
проявляется у таких детей
через основной вид деятельности
игру. В основе психического развития
дошкольников с ОНР (III уровня) лежит
личностно-ориентированный подход:
это самооценка личности, уважение
личности ребенка, добро и ласка
как основное средство воспитания.
Говоря иначе, формирование коммуникативной
личности детей с проблемами
речевой деятельности должно
основываться не только с учетом
их индивидуального развития, но
и на отношении к ним, как
к сознательным, полноправным участникам
воспитательного процесса. Только
в этом случае, будет сформировано
качественное эмоциональное отношение
к окружающим людям, вызовет потребность
в общении.
6. Методологические подходы
помощью, которых возможно развитие
коммуникативных навыков дошкольников
с ОНР (III уровня) включают в себя
коллективный разбор конфликтов,
обсуждение речевых коммуникативных
ситуаций, мини-сказок или пьес, работу
с родителями, активность самих детей
в процессе общения. Только целенаправленная
работа, включающая дошкольников с ОНР
(III уровня), их родителей и воспитателей
позволит корректировать коммуникативные
умения и навыки детей.
Во второй главе проведем изучение
коммуникативной стороны речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи на этапе констатирующего
эксперимента
Глава 2.
Изучение коммуникативной стороны речи
у дошкольников с общим недоразвитием
речи (констатирующий эксперимент)
2.1 Цель, задачи
и организация констатирующего
эксперимента
Цель: выявить сформированность
коммуникативной стороны речи у дошкольников
шестого года жизни с общим недоразвитием
речи (III уровня).
Исходя из цели исследования,
необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
методики для выявления уровня
развития коммуникативных навыков
у дошкольников.
2. Разработать диагностический
комплекс и провести обследования.
3. Провести качественный
и количественный анализ полученных
результатов и сделать вывод
о степени сформированности коммуникативных
навыков у детей с ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент
проводился с сентября по ноябрь 2013 года
на базе детского логопедического сада
№ 4 города Видного. Для этого были взяты
дошкольники с общим недоразвитием речи
(III уровень) в возрасте 6 лет, посещающие
старшую логогруппу. Профиль ОНР. В количестве
10 человек, которые составили экспериментальную
группу (ЭГ) -шесть девочек и четыре мальчика.
Исследование проводилось в
три этапа:
На первом этапе исследования
проводилось формирование выборки и подбор
методик для исследования степени сформированности
коммуникативных навыков у дошкольников
шести лет с ОНР (III уровня). Для диагностики
были выбраны методы и методики, способствующие
определению коммуникативной стороны
речи.
На втором этапе исследования
была реализована программа обследования
коммуникативных навыков. Все результаты
констатирующего эксперимента были подвергнуты
количественной и качественной обработке.
На третьем этапе исследования
был проведен обучающий эксперимент по
развитию коммуникативных навыков у детей
с общим недоразвитием речи. Все дошкольники
были разделены на две группы: экспериментальную
и контрольную. Коррекционные занятия
в двух группах проходили в обычном режиме,
но в экспериментальной группе часть обычных
занятий замещалась разработанной программой.
После реализации коррекционной программы
был проведен контрольный эксперимент,
позволяющий увидеть эффективность проведенных
занятий.
Диагностика проходила в обычных
условиях во время занятий. Полученные
данные были проанализированы, что позволило
сформулировать выводы исследования.
Главным в исследовании было вовлечение
каждого ребенка в игровой и коммуникативный
процесс, где незаметно для него самого
будет производиться обучение коммуникативным
навыкам общения и навыкам диалогической
речи.
2.2 Методика экспериментального
исследования
В коррекционной работе с дошкольниками
с недоразвитием речи (III уровня) важными
методологическими принципами являются:
системность, комплексность, творческий,
но при этом индивидуальный подход. Главным
методом было вовлечение каждого ребенка
в игровой коммуникативный процесс. При
диагностике, а также контроле основным
методом был констатирующий эксперимент
с последующей обработкой полученных
результатов.
В работе были применены следующие
методы исследования:
1. Анализ научно-методической
и психолого-педагогической литературы.
2. Анализ медицинской документации.
Медицинские данные исследуемой
логогруппы отражены в таблице 3 (см. приложение
7).
Объектами экспериментального
исследования являются дошкольники в
возрасте 6 лет. Соматическое состояние
ребенка определялось как адекватное
состояние здоровья для проведения психологической
диагностики. Социальные условия в семье
оценивали как хорошие при достаточном
материальном достатке семьи, достаточном
внимании к ребенку, отсутствии стрессов
для ребенка в семье (в виде агрессии членов
семьи друг к другу, алкоголизма в семье).
Условия оценивались как удовлетворительные
при незначительных проблемах (например,
у матери недостаточно времени для ребенка
из-за работы, процесс развода, воспитание
у бабушки, когда мать работает и тому
подобное). Условия оценивались как неудовлетворительные
при значительных проблемах (алкоголизм
родителей, агрессия в семье, материальный
недостаток в семье, что отражается на
ребенке). Социальные условия в семье оценивались
с помощью наблюдения и в результате беседы
с воспитателями.