Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

3 этап формирование навыков  связной речи. Логопедическая работа  по развитию монологической речи  с дошкольниками с ОНР 3 уровня  имеет ведущую цель: научить в  логической последовательности  выражать собственную мысль, рассказывая  о себе, своих близких и о  событиях окружающего мира. Этот  процесс сложный, так как требует  индивидуального подхода к каждому  ребенку с ОНР (III уровня), к выбору  творческих методик, которые могут  привести к формированию навыков  связной речи. В этом направлении  высокой результативностью обладают  творческие авторские программы  Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой.

В программе Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей [69] четко отражены задачи коррекционной работы воспитателя и логопеда в области развития речи дошкольников: ведущей из них служит развитие у детей способности использовать навыки связной речи в разных ситуациях общения. Коррекционно-развивающая работа предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования коммуникативных умений и навыков. В ходе коррекционного процесса постоянно происходит наблюдение за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм. Хорошее знание психического развития каждого школьника с ОНР (III уровня), их реагирование на свой дефект помогает решить не только речевые проблемы, но и коммуникативные затруднения, изменяя условия общения с ровесниками [69, с. 57].

Большое внимание в развитии коммуникативных навыков играет диалогическая речь основная форма общения в дошкольном возрасте. Диалог способствует формированию навыков вопросно-ответной формы речи, способностью выслушать сообщение и выразить к нему отношение, навыки реагирования на сообщение выполнение или отказ от действий. При работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи на начальном этапе формирования и развития диалогических навыков в процессе общения выделяется три задачи: [47; 63; 69]

1). Научить детей с ОНР 3 уровня отвечать точно и понятно  на поставленные вопросы.

2). Научить правильно формулировать вопрос.

3). Воспитать способность  свободно раскрепощенно вести  диалог, используя индивидуально-психологический  подход к каждому дошкольнику.

Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры, игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературных произведений. Коммуникативная ситуация является ядром процесса обучения навыкам диалогической речи, так как при её создании устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; мотивируется общение; презентуется (преподносится) речевой материал; приобретаются речевые навыки; развивается активность и самостоятельность общения; закрепляются коммуникативные навыки учащихся. Параметры анализа коммуникативной ситуации приведены в приложении 6.

Весь подобранный материал игры, тексты, песни способствует формированию элементарных правил ведения диалога, правил и норм поведения в игровой коммуникативной ситуации. Совместные игры с ровесниками, диалоги с взрослыми и другими детьми позитивно влияют на формирование взаимодействия и взаимоотношения, что и отражается на коммуникативных навыках. Совместный анализ текстов позволяет создать развивающую и воспитывающую атмосферу на каждом занятии с воспитателем или логопедом. Работа с текстом постепенно превращается в полилог, в ходе которого каждый дошкольник становится активным его участником. Для совершенствования коммуникативных навыков важен отбор текстов, так как восприятие содержания текста и его анализ должны соответствовать потребностям, интересам и возрастным нормам дошкольников с ОНР (III уровня). С этой целью отбираются тексты с речевыми конструкциями, необходимыми для общения. Кроме этого, используются различные модели речевого общения - от упрощённых до самых сложных [13, с.57].

4 этап комбинированные  специальные занятия с логопедом, педагогом по музыке и танцам, физкультурно-оздоровительные занятия.

Следовательно, все этапы деятельности логопеда и воспитателя связаны с разными видами игр, игровых ситуаций. Чтобы игра служила средством профилактики и коррекции развития речи, способствовала развитию коммуникативных навыков, необходимо учитывать специфику формирования высшей нервной деятельности. У дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее развита моторная память, а наименее слуховая. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и внимания. У них наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания. Поэтому развитие навыков общения должно вестись не только на специальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении, но и дома, в семейных условиях. Целенаправленная работа логопеда со всеми участниками - дошкольниками, родителями, воспитателями позволит постоянно наблюдать и корректировать коммуникативные умения и навыки детей.

Выводы по 1 главе

Таким образом, теоретическое исследование проблем развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи позволило определить:

1. Коммуникативные навыки  дошкольников с ОНР это совокупность  знаний, умений и навыков, которые  обеспечивают эффективность протекания  коммуникативного процесса: овладение  навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных  действий, планирование ситуации  общения у детей с недоразвитием  речи. Процесс развития коммуникации  протекания речевого нарушения, изменения мотивационной сферы, ценностных ориентаций, социальных установок личности, коммуникативной культуры; специфики коммуникативного поведения дошкольников и средств коррекции.

2. При общем недоразвитии  речи детей дошкольного возраста, как формы речевой патологии, нарушается формирование компонентов  речевой системы, а именно - словарного  запаса, звукопроизношения и грамматического  строя. Для дошкольников с ОНР  характерны такие типичные проявления  как позднее появление экспрессивной  речи, дефекты произношения и  фонемообразования, несформированность связной речи, специфические нарушения слоговой структуры слов и др., для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, в отдельных случаях наблюдается ограниченные возможности распределения внимания и его недостаточная устойчивость.

3. Основные этапы коммуникации  в онтогенезе ребенка подразделяются  на несколько этапов. Первый - это  доречевой этап, при котором происходит  формирование фонематического слуха, ребенок начинает различать интонацию  и тембр голоса окружающих  его людей, в ответ на это  проявляет обратную связь агуканьем, слогами, а впоследствии - сознательном произнесения слов. Второй этап это этап начального овладения языком, проявляющийся в произношении слов с помощью активной жестикуляции и мимики. Третий этап - этап овладения грамматической структурой языка за счет расширения лексикона, появления грамматических конструкций и т.п. У детей с ОНР происходит более позднее начало речи, у них наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает, что отрицательно отражается на процессе коммуникации.

4. Психолингвистический подход  к развитию речевых способностей, устранению речевых недостатков  отражен в научных статьях  Н.В. Серебряковой. Данный подход  помогает формировать структуру  значения слов, пониманию семантических  полей в процессе поиска необходимых  слов. Для таких детей автором  разработана система логопедической  работы по формированию речевых  навыков. Исследователь Т.В. Туманова  подчеркивает, что ведущей проблемой  дошкольников с третьим уровнем  речевого развития является несформированность нервной перестройки детей. Нервная перестройка обеспечивает переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе усвоения лексического значения, к коду дискретному, дающему возможность вычленить из общего звукового потока морфему как отдельный знак. Дальнейший процесс связан с кодом речедвижения, который обеспечивает нормативное произнесение производного слова. Данный несформированный фактор речи приводит к неполноценной речевой коммуникации и ограничивает языковую и коммуникативную компетентность.

5. Замедленный темп развития  всех психических функций, в том  числе и в функции общения  проявляется у таких детей  через основной вид деятельности  игру. В основе психического развития  дошкольников с ОНР (III уровня) лежит  личностно-ориентированный подход: это самооценка личности, уважение  личности ребенка, добро и ласка  как основное средство воспитания. Говоря иначе, формирование коммуникативной  личности детей с проблемами  речевой деятельности должно  основываться не только с учетом  их индивидуального развития, но  и на отношении к ним, как  к сознательным, полноправным участникам  воспитательного процесса. Только  в этом случае, будет сформировано  качественное эмоциональное отношение  к окружающим людям, вызовет потребность  в общении.

6. Методологические подходы  помощью, которых возможно развитие  коммуникативных навыков дошкольников  с ОНР (III уровня) включают в себя  коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных  ситуаций, мини-сказок или пьес, работу  с родителями, активность самих детей в процессе общения. Только целенаправленная работа, включающая дошкольников с ОНР (III уровня), их родителей и воспитателей позволит корректировать коммуникативные умения и навыки детей.

Во второй главе проведем изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на этапе констатирующего эксперимента

Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

2.1 Цель, задачи  и организация констатирующего  эксперимента

Цель: выявить сформированность коммуникативной стороны речи у дошкольников шестого года жизни с общим недоразвитием речи (III уровня).

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  методики для выявления уровня  развития коммуникативных навыков  у дошкольников.

2. Разработать диагностический  комплекс и провести обследования.

3. Провести качественный  и количественный анализ полученных  результатов и сделать вывод  о степени сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР (III уровня).

Констатирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2013 года на базе детского логопедического сада № 4 города Видного. Для этого были взяты дошкольники с общим недоразвитием речи (III уровень) в возрасте 6 лет, посещающие старшую логогруппу. Профиль ОНР. В количестве 10 человек, которые составили экспериментальную группу (ЭГ) -шесть девочек и четыре мальчика.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе исследования проводилось формирование выборки и подбор методик для исследования степени сформированности коммуникативных навыков у дошкольников шести лет с ОНР (III уровня). Для диагностики были выбраны методы и методики, способствующие определению коммуникативной стороны речи.

На втором этапе исследования была реализована программа обследования коммуникативных навыков. Все результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты количественной и качественной обработке.

На третьем этапе исследования был проведен обучающий эксперимент по развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Все дошкольники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Коррекционные занятия в двух группах проходили в обычном режиме, но в экспериментальной группе часть обычных занятий замещалась разработанной программой. После реализации коррекционной программы был проведен контрольный эксперимент, позволяющий увидеть эффективность проведенных занятий.

Диагностика проходила в обычных условиях во время занятий. Полученные данные были проанализированы, что позволило сформулировать выводы исследования. Главным в исследовании было вовлечение каждого ребенка в игровой и коммуникативный процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение коммуникативным навыкам общения и навыкам диалогической речи.

2.2 Методика экспериментального  исследования

В коррекционной работе с дошкольниками с недоразвитием речи (III уровня) важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий, но при этом индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение каждого ребенка в игровой коммуникативный процесс. При диагностике, а также контроле основным методом был констатирующий эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.

В работе были применены следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической  и психолого-педагогической литературы.

2. Анализ медицинской документации.

Медицинские данные исследуемой логогруппы отражены в таблице 3 (см. приложение 7).

Объектами экспериментального исследования являются дошкольники в возрасте 6 лет. Соматическое состояние ребенка определялось как адекватное состояние здоровья для проведения психологической диагностики. Социальные условия в семье оценивали как хорошие при достаточном материальном достатке семьи, достаточном внимании к ребенку, отсутствии стрессов для ребенка в семье (в виде агрессии членов семьи друг к другу, алкоголизма в семье). Условия оценивались как удовлетворительные при незначительных проблемах (например, у матери недостаточно времени для ребенка из-за работы, процесс развода, воспитание у бабушки, когда мать работает и тому подобное). Условия оценивались как неудовлетворительные при значительных проблемах (алкоголизм родителей, агрессия в семье, материальный недостаток в семье, что отражается на ребенке). Социальные условия в семье оценивались с помощью наблюдения и в результате беседы с воспитателями.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи