Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

Цель: определение ведущей формы коммуникации ребенка и взрослого.

Стимульный материал и оборудование: игрушки, книги и вопросы для беседы.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Процедура обследования: ребенок заходит в комнату, где находятся книги и игрушки, ему задается вопрос, что бы он хотел: (I ситуация) играть с игрушками; (II ситуация) читать книгу или (III ситуация) поговорить. Проводится та деятельность, которую предпочел ребенок. Затем ребенку необходимо будет выбрать один из двух оставшихся видов деятельности. При отсутствии ребенком самостоятельного выбора экспериментатор предлагает поиграть, затем почитать, а потом поговорить. Время каждой ситуации 15 минут.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

Первая ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;

Вторая ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;

Третья ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов: показатели действий детей оцениваются в баллах. На каждого ребенка заполняется индивидуальный лист протокола (на каждую ситуацию отдельный протокол всего три протокола). В протоколах фиксируются шесть показателей поведения детей: порядок выбора ситуации; основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания; уровень комфортности во время эксперимента; анализ речевых высказываний детей; желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Шкала оценивания:

1 балл - игры-занятия;

2 балла - чтение книги;

3 балла - беседа на личностные  темы.

Подобранные методики соответствуют уровню развития дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи и позволяют качественно определить степень сформированности коммуникативных навыков в процессе игровых действий.

2.3 Анализ результатов  констатирующего эксперимента

На основании статистических данных (приложение 9) были определены доли детей с разным уровнем сформированности коммуникативных навыков при моделировании трех ситуаций. Вначале был определен выбор ситуации (таблица 4 см. приложение 10).

Большинство детей старшей логогруппы (60%) выбрали совместную игру, данный фактор свидетельствует о том, эти дети предпочитают ситуативно-деловое общение. У них наблюдается интерес к игровой ситуации с партнером (логопедом или воспитателем). На втором месте - личностное общение - 30%: это говорит о способностях проявления интереса к окружающим людям. У 10% дошкольников хорошо развито познавательное общение: это проявляется в активности беседы о сказочных героях.

На основании обработки полученных данных были определены уровни коммуникативных навыков у ЭГ моделирующих ситуациях (приложение 11).

В ходе ситуативно-делового общения на основе совместной игры с логопедом 40% дошкольников экспериментальной группы с ОНР (III уровня) показали средний уровень сформированности речевых и коммуникативных навыков: они владеют вежливым обращением и этикетом общения на уровне своего возраста, частично проявились навыки ориентира на партнера. У 60% детей при совместной игре был выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных навыков: вначале игра идет вместе с логопедом, затем отдается предпочтение одиночной игре. Необходимо отметить, что у всех детей ЭП сформирован интерес к игровым ситуациям и увлеченность игрой с предметами.

У большинства дошкольников экспериментальной группы (70%) познавательное общение сформировано на низком уровне: отсутствует активность при ответах на вопросы о героях сказки, речь состоит из коротких предложений или отдельных слов, слабо выражена способность сопереживать героям, практическое отвлечение во время чтения и беседы. У 30% детей с ОНР (III уровня) познавательное общение сформировано на среднем уровне, что соответствует возрастным нормам и требованиям развивающихся коррекционных программ. Эти дети способны использовать общеизвестные речевые формулы общения, понимают предмет обсуждения, однако инициативы в поддержании контакта не наблюдалось.

Личностное общение наиболее развито в группе: у 50% дошкольников экспериментальной группы наблюдается интерес к обсуждаемой речи. В процессе беседы о своем друге или подруге дети внимательно слушали логопеда, эмоционально и образно с использованием вербальных и невербальных средств общения старались точно и вежливо ответить на вопросы. Однако часто в ответах чувствовалось несоответствие слов и неспособность контролировать свои эмоции. У 50% детей экспериментальной группы данный вид общения сформирован на низком уровне. Для дошкольников ЭГ характерны трудности в общении, они не способны оценить собственные поступки и поступки ровесников, контакт и логика ответов часто не соответствовали уровню развития ребенка шести лет.

Следовательно, методика Е.О. Смирновой подтверждает исследования ученых о том, что коммуникативные навыки у дошкольников частично не сформированы, так как их словарный запас значительно отстает от их ровесников в онтогенезе. Нарушения в звукопроизношении, несформированность грамматического строя речи непосредственно влияет на их активность в коммуникативном процессе во время беседы.

С помощью методики Ж. Пиаже Левая и правая стороны были исследованы коммуникативные действия каждого дошкольника экспериментальной группы с учетом позиции собеседника. В основе исследования заложен интеллектуальный аспект общения между взрослым и дошкольником. С каждым ребенком из экспериментальной группы была проведена беседа на основе четырех предложенных заданий. На основании полученных статистических данных (приложение 3) и критериев оценивания были определены уровни развития коммуникативных навыков и способностей вербально выразить собственную мысль. Данные представлены в таблице 6 и отражены на рисунке 6 (см. приложение 12).

20% дошкольников экспериментальной  группы, у которых был выявлен  высокий уровень коммуникативных  действий с учетом позиции  собеседника, во всех четырех  пробах правильно воспринимали  возможности различных точек  зрения. У этих детей хорошо  сформирована координация пространственных  позиций: они различают собственную  позицию и позицию педагога или ровесника. У 40% дошкольников экспериментальной группы наблюдается средний уровень сформированности коммуникативных действий в процессе общения с логопедом или воспитателем. Для детей этого уровня характерны 1-2 ошибки в пробных ситуациях: верные ответы в 1, 3 пробе свидетельствуют о наличии собственной позиции в общении, ориентир на позицию другого человека частично отсутствует. У 40% дошкольников с общим недоразвитием речи был определен низкий уровень сформированности коммуникативных действий: ни в одной из четырех проб не было верного ответа, что свидетельствует о несформированности навыков общения, об отсутствии навыков соотнесения предмета с особенностями точки зрения наблюдателя.

Исследование дошкольников экспериментальной группы с помощью методики Г.А. Цукерман Кто прав? позволило выявить коммуникативные навыки с учетом позиции собеседника, эмоциональное отношение к окружающим и нравственным нормам. Для исследования каждому ребенку экспериментальной группы были предложены три карточки с небольшими сюжетными зарисовками. Ребенку читали текст к каждой карточке: необходимо было выбрать одну точку зрения и обосновать выбор или предложить свою точку зрения с аргументацией выбора. На основании полученных статистических данных (приложение 3) и критериев оценивания коммуникативных навыков и действий были получены показатели успешности выполнения всех заданий. Они отражены в таблице 7 и на рисунке 7 (см. приложение 13).

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков с учетом позиции других людей в экспериментальной группе не был выявлен. 50% дошкольников экспериментальной группы показали средний уровень сформированности коммуникативных навыков в ориентации на позиции ровесников: для них характерно проявление эгоцентризма во всех случаях придерживаются своей точки зрения. Дети с таким уровнем мышления и общения уверены в том, что многие люди могут ошибаться, в том числе, и они. У них отсутствовали аргументации на первую ситуацию (оценка рисунка): они не смогли сконцентрировать свою мысль на том, чтобы они ответили на месте мальчика. Встретились ответы детей, что, если бы их рисунок оценили словом страшный, то они бы заплакали или порвали рисунок (таких ответов было много).

Интересен подход дошкольников ко второй ситуации: все они рассматривали, что строить башню надо с верхней части, что свидетельствует о недостаточной сформированности логики. Судя по этим ответам, можно увидеть, что дошкольники со средним уровнем коммуникативных действий не всегда учитывают и признают разные точки зрения; интересы ровесников в некоторых ситуациях им не интересны.

У 50% дошкольников экспериментальной группы был выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных навыков с ориентацией на позиции других людей. Для них характерен высокий уровень проявления эгоцентризма. В первой ситуации испытуемые с ОНР (III уровня) не смогли оценить изображенный персонаж, качество рисунка и речь детей. 2 и 3 ситуация показала, что испытуемые не могут принять позиции других людей, так как уверены в значимости и справедливости собственной позиции. Коммуникативная компетентность: умение обосновать выбор и принять позицию другого человека у них не сформирована или выражена очень слабо.

Методика авторов Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной Коммуникативная ситуация деятельностного взаимодействия Раскрась рукавички позволила выявить степень сформированности коммуникативных навыков и способностей осуществления сотрудничества (работа в парах). Попарная деятельность помогла выявить взаимосвязь языковых и коммуникативных способностей и возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня). На основании полученных данных) была сформирована таблица 8 (см. приложение 14).

40% дошкольников экспериментальной  группы (2 пары) показали средний  уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, направленных на согласование и осуществление сотрудничества. В ходе выбора рисунка испытуемые этого уровня не сразу пришли к единому решению, долго и эмоционально спорили, доказывая свою правоту. В дальнейшей деятельности это отразилось на рисунке: сходство рукавичек было частичным. Это произошло из-за того, что дети не заметили отступления от первичного замысла. Основное различие выразилось в выборе цвета. Взаимодействие в парной работе происходило в силу необходимости: когда кто-нибудь забывал вид рисунка или хотел посмотреть, как идут дела у партнера. 60% (3 пары) дошкольников экспериментальной группы не смогли найти общее решение, договориться: каждый из них работал самостоятельно и выполнил свой выбранный рисунок. Это свидетельствует о том, что дети игнорируют мнение своих ровесников - развито отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Следовательно, работа в парах показала легкость или затрудненность контактирования с ровесниками, с детьми, находящимися в логогруппе.

Методика М.И. Лисиной позволила выявить ведущую форму общения. В хоте констатирующего эксперимента детям было предложено выбрать из трех типов игр: чтение и обсуждение книг, разговоры с взрослыми или игры с игрушками. Анна Л., Борис Т., Владимир О., Дарья Р. сначала обратили свое внимание на игрушки, посмотрели на книги, но в результате выбрали беседу с взрослым. Чтение книг выбрали сразу двое детей Алина Д., Антон В.. Евгений С. Сомневался и ему была предложена поочередная деятельность. Игорь М., Людмила К., Михаил К. выбрали игровую деятельность со взрослым, отдав предпочтение игрушкам.

В таблице 9 (см. приложение 15.) представим результаты констатирующего эксперимента по методике М.И. Лисиной.

По данным таблицы можно сделать вывод, что у дошкольников с ОНР (III уровня) сформированы ситуативно-деловая (60%) и внеситуативно-познавательная (40%) формы общения. Таким образом, у детей дошкольного возраста ОНР (III уровня) снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, отмечается низкая речевая активность, невысокий уровень обработки словесной информации, ситуативность речи и коммуникативных умений, неразговорчивость и снижение активности в общении. Речь дошкольников с ОНР (III уровня) имеет в основном ситуативный характер, у них отсутствую навыки изложения своих мыслей, для них свойственна замена связного высказывания односложными ответами на все вопросы.

Проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР (III уровня) овладевают самыми простыми формами диалога со сверстниками у них отсутствуют навыки рассуждения и аргументации. Им свойственен интерес к сверстникам, они делают многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается. В данной ситуации каждый ребенок не слышит партнера, не отвечает на его вопросы и говорит только о своем.

Полученные результаты исследования по всем методикам позволили определить уровень коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Данные отражены в таблице 10 (см. приложение 16).

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что из десяти детей восемь имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков и только двое детей слабый уровень.

Следовательно, полученные диагностические данные на констатирующем этапе позволили выявить уровень сформированности коммуникативных навыков. У большинства дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи (III уровня) сформирован низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Для этой группы детей характерно нежелание вступать в контакт с окружающими людьми, как воспитателями, так и ровесниками, они редко используют в коммуникативном процессе слова этикета, никогда первыми не начнут диалог, говорят тихо, иногда невнятно, что заставляет задавать поясняющие или наводящие вопросы. Индивидуальные протоколы исследования ответов по всем методикам даны в приложении.

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи