Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9
1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17
1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41
2.2. Методика эксперементального исследования 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63
3.2. Программа экспериментального обучения 64
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72
Выводы по 3 главе 82
Заключение 84
Список литературы 87

Файлы: 1 файл

вика-документ.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

В зависимости от выполняемой роли в конкретной деятельности исследователем Б.Ф. Ломовым были выделены другие группы коммуникативных навыков: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.

Большинство ученых-лингвистов рассматривают коммуникативные навыки как синоним коммуникативной компетентности в современном образовательном пространстве: она представляет собой систему психических и поведенческих характеристик личности эта система способствует успешному общению, а, следовательно, обучению на каждом этапе жизни и деятельности. Термин коммуникативная компетенция в отечественную науку ввел М.Н. Вятютнев. Он раскрыл это понятие как выбор и реализация программ речевого поведения личности в обществе, от её способностей ориентироваться в разных ситуациях при общении. При этом личность должна учитывать адаптационный процесс, коммуникативные установки общества, где происходит речевое общение. Способность личности выбрать и реализовать программу речевого общения и поведения может осуществляться на фоне культурного контекста. Формирование таких способностей в коммуникативной деятельности приобретается в естественной языковой среде или в результате образовательного процесса.

Для успешности в обществе важно иметь высокий уровень коммуникативных навыков, адекватно взаимодействовать с окружающими и самостоятельно управлять процессом общения в любой ситуации. Систематическое формирование базовых коммуникативных компетенций в дошкольных образовательных учреждениях происходит благодаря новой модели воспитания, утвержденных в Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). На основании этого документа можно говорить, что формирование и совершенствование коммуникативных навыков имеет преемственность в дошкольном и начальном общем образовании [42].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) обеспечивает гармоничное и последовательное развитие личности, способствует развитию способностей детей в разных видах деятельности, в том числе, - социально-коммуникативное действие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [42, с. 4].

В основе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста лежит коммуникативная компетентность, включающая три главных компонента: информационно-интерпретационный, эмоционально-личностный, практико-коммуникативный: их единство формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.

Информационно-интерпретационный компонент отражает познавательную деятельность дошкольников, что позволяет им услышать другую точку зрения, предвидеть поведение окружающих людей. На этой основе решать проблемы, возникающие в межличностных отношениях.

Эмоционально-личностный компонент помогает сформировать у детей такие качества личности, как: отзывчивость, доброту, уважение, способность сочувствовать и сострадать, понимать настроение ровесников [68, с. 40].

Практико-коммуникативный компонент способствует овладению конкретных навыков и умений, поведенческими реакциями в конфликтных или игровых ситуациях.

В основе формирования коммуникативных навыков и умений дошкольников по ФГОС заложены принципы, отраженные в таблице 2 (см. приложение 2).

Итак, в основе формирования и развития коммуникативных навыков содержится речевое общение. Исследователем О.М. Казарцевой подчеркнуто, что речевое общение мотивированный живой процесс, происходящий между участниками коммуникации. Данный процесс реализует конкретную жизненную установку каждого дошкольника: он строится в тесном речевом сотрудничестве двух или нескольких участников в различных видах деятельности: в трудовой, игровой, познавательной [22, с. 13].

Анализируя существующие подходы к речевому общению, Л.С. Дмитриевских [14, с. 168] рассматривает его две составляющие языковую и коммуникативную. В психолингвистике коммуникативные навыки связаны с индивидуальными способностями каждого ребенка и определяются или обеспечиваются его участием в общении с другими людьми или в совместной деятельности. Говоря о коммуникативных способностях, Л. Тайлер распределяет их на две группы: стратегические и тактические. Стратегические коммуникативные способности выражают возможность каждого человека понять коммуникативную обстановку или ситуацию: на основании этого понимания собеседники строят свое поведение, свое общение. Тактические способности каждого ребенка обеспечивают ему непосредственное участие в коммуникации [51, с.17].

Совсем по-другому, подходит к этому процессу А.А. Леонтьев: он также выделяет две группы коммуникативных умений и способностей:

- умения использовать  свои личностные особенности  в процессе общения;

- умения владеть техникой  общения и контакта.

Эти два умения составляют единство всего коммуникативного процесса, так как отражают способности детей и взрослых понимать собеседников, учитывать их индивидуальные особенности и специфику речи; способности контактировать с окружающими людьми, как близкими родителями, так и малознакомыми или незнакомыми, например, воспитателями, психологами, логопедами, ровесниками [34, с.93].

Формирование и становление коммуникативных навыков в дошкольном возрасте влияет на все мыслительные и психологические процессы, происходящие во внутреннем мире детей. Весь речевой процесс - аудирование, говорение в практической деятельности основан на ведущих функциях языка:

- инструментальная функция  позволяет использовать язык  с целью получения чего-либо;

- регулятивная функция  направлена на использование  языка для контроля над поведением  окружающих;

- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия  с другими людьми;

- личностная функция связана  с языковыми навыками, необходимыми  для выражения собственных чувств  и мыслей;

- эвристическая функция  способствует изучению и познанию  мира;

- образная функция языка  используется для создания мира  воображений и фантазии;

- репрезентативная функция  способствует передаче информационного  материала [5, с.46].

В лингвистике существует жесткая корреляция между языковыми и коммуникативными навыками, между языковой компетентностью и коммуникативной компетентностью.

Языковые навыки и способности каждой личности не зависят от социальных явлений или ситуаций: в детском возрасте довольно часто наблюдаются врожденные предпосылки к овладению всех языковых закономерностей, всей языковой системы. В дальнейшем эти предпосылки могут эффективно развиваться в благоприятных условиях воспитательного процесса, либо нет.

Коммуникативные навыки и способности зависят, прежде всего, от экстралингвистических, мотивационных и познавательных факторов. Коммуникативные навыки зависят от доминирующей формы активности в дошкольном возрасте, от уровня владения речевым (лексическим) материалом, от уровня связной монологической или диалогической речи [16, с. 53].

А.А. Кидрон, Б.М. Теплов при характеристике коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте выделяют два ведущих компонента: эмоциональный и поведенческий. Эмоциональный компонент коммуникации включает эмоциональную отзывчивость, чувство уважения и сопереживания к окружающим, понимание вербальных и невербальных действий собеседника. Поведенческий компонент показывает уровень готовности и способности каждого ребенка к сотрудничеству, к совместной деятельности, к адекватным формам общения [14, с.171].

Следовательно, коммуникативные навыки это способность каждого ребенка взаимодействовать с окружающими людьми родителями, педагогами в дошкольном учреждении, другими взрослыми людьми, с ровесниками. Это взаимодействие строится на адекватном восприятии и интерпретации получаемой информации, правильной передаче её содержания другим собеседникам (коммуникантам). Коммуникативные навыки востребованы и являются первой необходимостью в обществе, поэтому так важно начинать формировать их в раннем детстве. В психологии существует синонимичное понятие коммуникативная компетентность. Это понятие достаточно широкое, так как связано со знанием национальных культурных норм в общении и поведении. Эти навыки закладываются в ребенке с раннего детства благодаря родителям, постепенно формируются вместе с социальным опытом в дошкольной, а затем в школьной среде [20, с.16].

Таким образом, высокий уровень сформированности коммуникативных навыков позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно управлять процессом общения в любой ситуации.

1.2 Закономерности  овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе

Коммуникативные стороны речи непосредственно связаны с высшими психическими феноменами памятью, мышлением, вниманием. Речь дошкольников в норме формируются в процессе их интеллектуальной деятельности, особое место здесь принадлежит игре. Ближе к пяти-шести годам у детей начинается формирование произвольной памяти: при этом уровень запоминания зависит от их интереса. То, что детям интересно, они запоминают быстро и качественно. Мышление детей основано на главных умственных операциях: это сравнение и наглядность. Сравнивая предметы, их размер, цвет, объем, дошкольники мыслят в действии. Наглядность мышления связана с конкретностью: дети опираются на единичные факты, которые им известны на основе их жизненного опыта или наблюдений за окружающей природой [43, с.127].

П.Я. Гальперин определил, что у дошкольников в норме существует пять этапов формирования умственных действий: первый этап связан с формированием ориентированной основы будущего действия. Второй этап направлен на формирование умственного действия и его практическим освоением: этот процесс непосредственно связан с предметной деятельностью дошкольников. На третьем этапе мыслительного процесса происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного мышления во внутренний план. На этом этапе формируется и развивается громкая речь, которая начинает заменять реальные предметы. На четвертом этапе развития мышления происходит отказ от внешней речи: действие направлено во внутреннюю речь, то есть, любое конкретное действие выполняется про себя. На пятом этапе дети выполняют действие только во внутреннем плане, преобразуя их и модернизируя в интеллектуальные навыки. Мышление неотделимо от представления, воображения и речи детей дошкольного возраста [49, с.189].

Представление у дошкольников воссоздается на основе предыдущего опыта: оно является значимым для ребенка только в возрасте 6-7 лет. Точность представлений формируются под влиянием систематических упражнений. Воображение детей способствует развитию практического опыта, развития внимания и речевой практики. У детей дошкольного возраста в норме речевые способности имеют конкретную периодизацию:

- Первый этап развития  речи связан с практическим  обобщением языковых фактов: это  дошкольники от 2,5 до 4,5 лет. На этом  этапе дошкольники еще не задумываются  о морфологии или синтаксисе  языка. Их речь построена по  образцу: дети воспроизводят известные  слова. Основным источником речевой  практики служат окружающие взрослые: дети неосознанно повторяют слова, фразы, не задумываясь о смысловом  значении (в том числе в их  речи появляются сорные слова). Необходимо отметить, что ближе  к четырем годам в речи детей  появляется большое количество  новых слов, которые образуются  в процессе творческой деятельности. Например, при изучении названий  детенышей животных: слоненок, кенгуренок, медвежонок, дети образуют и свои названия жирафленочек, коровенок, баранчонок. [64, с.109].

На первом речевом этапе развития детей закладывается коммуникативное ядро: в его основе находятся языковые знания и первичные навыки общения. На данном этапе формируются такие коммуникативные умения и навыки:

- умение воспринимать  и понимать речевые конструкции  на слух;

- умение эмоционально  и адекватно на вербальном  уровне реагировать на речь;

- владеть навыками простых  вопросно-ответных конструкций.

- Второй этап развития  речи детей дошкольного возраста  связан с развитием логического  мышления: это возраст 4-5 лет. Речевые  способности детей в норме  формируются под влиянием логических рассуждений: дети используют в речи не только простые предложения, но стремятся использовать сложные предложения с союзами причины, условия и цели: потому что, если, чтобы [6, с.91].

На втором этапе речевого развития происходит постепенное обогащение коммуникативного ядра: это происходит благодаря многочисленным упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях. Полученные коммуникативные навыки реализуются в многократном повторении форм слова или небольших фразовых предложений в диалогическом общении. Постепенно формируются речевые навыки, позволяющие рассказать кому-либо об услышанном или увиденном. Успешность реализации коммуникативных навыков зависит на данном уровне развития от сформированности речевых навыков, которые обеспечат зарождение умений употреблять в речи различные синтаксические конструкции, пополняя коммуникативное ядро лексическим материалом и звуковой формой выражения. Процесс общения выражается в виде небольших диалогов [15, с. 36].

Информация о работе Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи