Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 22:02, курсовая работа
Описание работы
Актуальность дипломного исследования. В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у ребенка происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, затем в период обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе и самореализации своих возможностей и способностей.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 1.1. Понятие о коммуникативных навыках в психолингвистике и логопедии 9 1.2. Закономерности овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе 17 1.3. Нарушения коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 22 1.4. Обзор методик коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Изучение коммуникативной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 41 2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 41 2.2. Методика эксперементального исследования 42 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 Выводы по 2 главе 61 Глава 3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 63 3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 63 3.2. Программа экспериментального обучения 64 3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 72 Выводы по 3 главе 82 Заключение 84 Список литературы 87
В зависимости от выполняемой
роли в конкретной деятельности исследователем
Б.Ф. Ломовым были выделены другие группы
коммуникативных навыков: информационно-коммуникативные,
регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.
Большинство ученых-лингвистов
рассматривают коммуникативные навыки
как синоним коммуникативной компетентности
в современном образовательном пространстве:
она представляет собой систему психических
и поведенческих характеристик личности
эта система способствует успешному общению,
а, следовательно, обучению на каждом этапе
жизни и деятельности. Термин коммуникативная
компетенция в отечественную науку ввел
М.Н. Вятютнев. Он раскрыл это понятие как
выбор и реализация программ речевого
поведения личности в обществе, от её способностей
ориентироваться в разных ситуациях при
общении. При этом личность должна учитывать
адаптационный процесс, коммуникативные
установки общества, где происходит речевое
общение. Способность личности выбрать
и реализовать программу речевого общения
и поведения может осуществляться на фоне
культурного контекста. Формирование
таких способностей в коммуникативной
деятельности приобретается в естественной
языковой среде или в результате образовательного
процесса.
Для успешности в обществе важно
иметь высокий уровень коммуникативных
навыков, адекватно взаимодействовать
с окружающими и самостоятельно управлять
процессом общения в любой ситуации. Систематическое
формирование базовых коммуникативных
компетенций в дошкольных образовательных
учреждениях происходит благодаря новой
модели воспитания, утвержденных в Федеральном
Государственном Образовательном стандарте
дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 года № 1155). На основании
этого документа можно говорить, что формирование
и совершенствование коммуникативных
навыков имеет преемственность в дошкольном
и начальном общем образовании [42].
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС) обеспечивает гармоничное
и последовательное развитие личности,
способствует развитию способностей детей
в разных видах деятельности, в том числе,
- социально-коммуникативное действие.
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе [42, с. 4].
В основе социально-коммуникативного
развития детей дошкольного возраста
лежит коммуникативная компетентность,
включающая три главных компонента: информационно-интерпретационный,
эмоционально-личностный, практико-коммуникативный:
их единство формирует такую важную черту
личности, как коммуникабельность.
Информационно-интерпретационный
компонент отражает познавательную деятельность
дошкольников, что позволяет им услышать
другую точку зрения, предвидеть поведение
окружающих людей. На этой основе решать
проблемы, возникающие в межличностных
отношениях.
Эмоционально-личностный компонент
помогает сформировать у детей такие качества
личности, как: отзывчивость, доброту,
уважение, способность сочувствовать
и сострадать, понимать настроение ровесников
[68, с. 40].
Практико-коммуникативный компонент
способствует овладению конкретных навыков
и умений, поведенческими реакциями в
конфликтных или игровых ситуациях.
В основе формирования коммуникативных
навыков и умений дошкольников по ФГОС
заложены принципы, отраженные в таблице
2 (см. приложение 2).
Итак, в основе формирования
и развития коммуникативных навыков содержится
речевое общение. Исследователем О.М. Казарцевой
подчеркнуто, что речевое общение мотивированный
живой процесс, происходящий между участниками
коммуникации. Данный процесс реализует
конкретную жизненную установку каждого
дошкольника: он строится в тесном речевом
сотрудничестве двух или нескольких участников
в различных видах деятельности: в трудовой,
игровой, познавательной [22, с. 13].
Анализируя существующие подходы
к речевому общению, Л.С. Дмитриевских
[14, с. 168] рассматривает его две составляющие
языковую и коммуникативную. В психолингвистике
коммуникативные навыки связаны с индивидуальными
способностями каждого ребенка и определяются
или обеспечиваются его участием в общении
с другими людьми или в совместной деятельности.
Говоря о коммуникативных способностях,
Л. Тайлер распределяет их на две группы:
стратегические и тактические. Стратегические
коммуникативные способности выражают
возможность каждого человека понять
коммуникативную обстановку или ситуацию:
на основании этого понимания собеседники
строят свое поведение, свое общение. Тактические
способности каждого ребенка обеспечивают
ему непосредственное участие в коммуникации
[51, с.17].
Совсем по-другому, подходит
к этому процессу А.А. Леонтьев: он также
выделяет две группы коммуникативных
умений и способностей:
- умения использовать
свои личностные особенности
в процессе общения;
- умения владеть техникой
общения и контакта.
Эти два умения составляют единство
всего коммуникативного процесса, так
как отражают способности детей и взрослых
понимать собеседников, учитывать их индивидуальные
особенности и специфику речи; способности
контактировать с окружающими людьми,
как близкими родителями, так и малознакомыми
или незнакомыми, например, воспитателями,
психологами, логопедами, ровесниками
[34, с.93].
Формирование и становление
коммуникативных навыков в дошкольном
возрасте влияет на все мыслительные и
психологические процессы, происходящие
во внутреннем мире детей. Весь речевой
процесс - аудирование, говорение в практической
деятельности основан на ведущих функциях
языка:
- инструментальная функция
позволяет использовать язык
с целью получения чего-либо;
- регулятивная функция
направлена на использование
языка для контроля над поведением
окружающих;
- интерактивная функция -
использование языка для взаимодействия
с другими людьми;
- личностная функция связана
с языковыми навыками, необходимыми
для выражения собственных чувств
и мыслей;
- эвристическая функция
способствует изучению и познанию
мира;
- образная функция языка
используется для создания мира
воображений и фантазии;
- репрезентативная функция
способствует передаче информационного
материала [5, с.46].
В лингвистике существует жесткая
корреляция между языковыми и коммуникативными
навыками, между языковой компетентностью
и коммуникативной компетентностью.
Языковые навыки и способности
каждой личности не зависят от социальных
явлений или ситуаций: в детском возрасте
довольно часто наблюдаются врожденные
предпосылки к овладению всех языковых
закономерностей, всей языковой системы.
В дальнейшем эти предпосылки могут эффективно
развиваться в благоприятных условиях
воспитательного процесса, либо нет.
Коммуникативные навыки и способности
зависят, прежде всего, от экстралингвистических,
мотивационных и познавательных факторов.
Коммуникативные навыки зависят от доминирующей
формы активности в дошкольном возрасте,
от уровня владения речевым (лексическим)
материалом, от уровня связной монологической
или диалогической речи [16, с. 53].
А.А. Кидрон, Б.М. Теплов при характеристике
коммуникативной компетентности в дошкольном
возрасте выделяют два ведущих компонента:
эмоциональный и поведенческий. Эмоциональный
компонент коммуникации включает эмоциональную
отзывчивость, чувство уважения и сопереживания
к окружающим, понимание вербальных и
невербальных действий собеседника. Поведенческий
компонент показывает уровень готовности
и способности каждого ребенка к сотрудничеству,
к совместной деятельности, к адекватным
формам общения [14, с.171].
Следовательно, коммуникативные
навыки это способность каждого ребенка
взаимодействовать с окружающими людьми
родителями, педагогами в дошкольном учреждении,
другими взрослыми людьми, с ровесниками.
Это взаимодействие строится на адекватном
восприятии и интерпретации получаемой
информации, правильной передаче её содержания
другим собеседникам (коммуникантам).
Коммуникативные навыки востребованы
и являются первой необходимостью в обществе,
поэтому так важно начинать формировать
их в раннем детстве. В психологии существует
синонимичное понятие коммуникативная
компетентность. Это понятие достаточно
широкое, так как связано со знанием национальных
культурных норм в общении и поведении.
Эти навыки закладываются в ребенке с
раннего детства благодаря родителям,
постепенно формируются вместе с социальным
опытом в дошкольной, а затем в школьной
среде [20, с.16].
Таким образом, высокий уровень
сформированности коммуникативных навыков
позволяет детям дошкольного возраста
самостоятельно управлять процессом общения
в любой ситуации.
1.2 Закономерности
овладения детьми коммуникативными навыками в онтогенезе
Коммуникативные стороны речи
непосредственно связаны с высшими психическими
феноменами памятью, мышлением, вниманием.
Речь дошкольников в норме формируются
в процессе их интеллектуальной деятельности,
особое место здесь принадлежит игре.
Ближе к пяти-шести годам у детей начинается
формирование произвольной памяти: при
этом уровень запоминания зависит от их
интереса. То, что детям интересно, они
запоминают быстро и качественно. Мышление
детей основано на главных умственных
операциях: это сравнение и наглядность.
Сравнивая предметы, их размер, цвет, объем,
дошкольники мыслят в действии. Наглядность
мышления связана с конкретностью: дети
опираются на единичные факты, которые
им известны на основе их жизненного опыта
или наблюдений за окружающей природой
[43, с.127].
П.Я. Гальперин определил, что
у дошкольников в норме существует пять
этапов формирования умственных действий:
первый этап связан с формированием ориентированной
основы будущего действия. Второй этап
направлен на формирование умственного
действия и его практическим освоением:
этот процесс непосредственно связан
с предметной деятельностью дошкольников.
На третьем этапе мыслительного процесса
происходит перенесение действия из внешнего,
наглядно-образного мышления во внутренний
план. На этом этапе формируется и развивается
громкая речь, которая начинает заменять
реальные предметы. На четвертом этапе
развития мышления происходит отказ от
внешней речи: действие направлено во
внутреннюю речь, то есть, любое конкретное
действие выполняется про себя. На пятом
этапе дети выполняют действие только
во внутреннем плане, преобразуя их и модернизируя
в интеллектуальные навыки. Мышление неотделимо
от представления, воображения и речи
детей дошкольного возраста [49, с.189].
Представление у дошкольников
воссоздается на основе предыдущего опыта:
оно является значимым для ребенка только
в возрасте 6-7 лет. Точность представлений
формируются под влиянием систематических
упражнений. Воображение детей способствует
развитию практического опыта, развития
внимания и речевой практики. У детей дошкольного
возраста в норме речевые способности
имеют конкретную периодизацию:
- Первый этап развития
речи связан с практическим
обобщением языковых фактов: это
дошкольники от 2,5 до 4,5 лет. На этом
этапе дошкольники еще не задумываются
о морфологии или синтаксисе
языка. Их речь построена по
образцу: дети воспроизводят известные
слова. Основным источником речевой
практики служат окружающие взрослые:
дети неосознанно повторяют слова,
фразы, не задумываясь о смысловом
значении (в том числе в их
речи появляются сорные слова).
Необходимо отметить, что ближе
к четырем годам в речи детей
появляется большое количество
новых слов, которые образуются
в процессе творческой деятельности.
Например, при изучении названий
детенышей животных: слоненок, кенгуренок,
медвежонок, дети образуют и свои названия
жирафленочек, коровенок, баранчонок. [64,
с.109].
На первом речевом этапе развития
детей закладывается коммуникативное
ядро: в его основе находятся языковые
знания и первичные навыки общения. На
данном этапе формируются такие коммуникативные
умения и навыки:
- умение воспринимать
и понимать речевые конструкции
на слух;
- умение эмоционально
и адекватно на вербальном
уровне реагировать на речь;
- Второй этап развития
речи детей дошкольного возраста
связан с развитием логического
мышления: это возраст 4-5 лет. Речевые
способности детей в норме
формируются под влиянием логических
рассуждений: дети используют в речи не
только простые предложения, но стремятся
использовать сложные предложения с союзами
причины, условия и цели: потому что, если,
чтобы [6, с.91].
На втором этапе речевого развития
происходит постепенное обогащение коммуникативного
ядра: это происходит благодаря многочисленным
упражнениям способа действия, овладения
новыми средствами общения на фонетическом,
лексическом, грамматическом уровнях.
Полученные коммуникативные навыки реализуются
в многократном повторении форм слова
или небольших фразовых предложений в
диалогическом общении. Постепенно формируются
речевые навыки, позволяющие рассказать
кому-либо об услышанном или увиденном.
Успешность реализации коммуникативных
навыков зависит на данном уровне развития
от сформированности речевых навыков,
которые обеспечат зарождение умений
употреблять в речи различные синтаксические
конструкции, пополняя коммуникативное
ядро лексическим материалом и звуковой
формой выражения. Процесс общения выражается
в виде небольших диалогов [15, с. 36].