Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Задачи исследования:
1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.
2. Выявить личностные качества «реального» и «желаемого» родителя у подростков из полных и неполных семей.
3. Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.
4. На основании полученного эмпирического материала определить рекомендации для подростков и их родителей по гармонизации отношений друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастно-психологические особенности подростков 6
1.2. Подходы к формированию образа родителя у подростков 10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор определяющий образ «реального» и «желаемого» родителя 14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методика исследования 28
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по гармонизации межличностных отношений и формированию позитивного образа родителя 40
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Диплом_итог_30.05.2011.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

● Если вы видите подходящее решение конфликта, предложите его для обсуждения. Если оно не встречает поддержки, обратитесь к фактам. Когда фактов много, не перебирайте все - начинайте с самых важных.

● Если поведение партнера не меняется в желательном направлении, повторите его самые неразумные слова. Может быть, он подумает о них еще раз.

● Старайтесь вести себя корректно, лучше подчеркнуто вежливо.

Считаем, что использование  рекомендаций описанных в данной части работы, будет способствовать улучшению гармонизации  детско-родительских отношений и формированию позитивного образа родителя у подростков.

 

ВЫВОДЫ

 

1. В ходе исследований  уставлено, что представление  об образе «реального» (воспринимаемого)  и «желаемого» родителя у подростков  из полных и неполных семей  различно.

2. Выявлено, что подростки из полных семей воспринимают мать (образ «реальной» матери) как более авторитарную, независимую и «доминантную» нежели отца. Тогда как в образе «желаемого отца» подростки из полных семей хотят видеть его более активную и доминирующую позицию, по сравнению с матерью.

3. Чувственный тон  в отношениях подростка (вне  зависимости из полной, или неполной  семьи), является фактором, влияющим  на образ «реального» и «желаемого»  родителя (отца и матери).

4. Представление о  «реальном» и «желаемом» родителе, обусловленное отношениями между подростком и родителем (отцом и матерью) влияет на межличностную дистанцию между ними.

5. Чем больше различия  между образом «реального» и  «желаемого» родителя (отца и  матери), тем более неблагоприятнее  чувственный тон и тем длиннее (в психологическом плане) дистанция в отношениях подростка с родителем.  

       

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Проблема оценки «реального» и «желаемого» родителя не является достаточно изученной на сегодняшний день, хотя последствия этого явления (семейные конфликты, кризисы) являются достаточно изученными в современной психологии.

Благополучие отношений подростков с родителями влияют тот образ (как реальный, так и желаемый), который у них сформировался на основе взаимодействия с ними.

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь образа «реального» (воспринимаемого) и «желаемого» родителя с характером отношений (чувственным тоном и дистанцией) подростков с отцом и матерью.

Подтвердилась также и гипотеза о том, что представления о реальном и желаемом родителе имеют различия в восприятии подростков из полных и неполных семей.

В заключение отметим, что изучение представлений подростков о родителях (об их «желаемом» и «воспринимаемом» образе), является фактором, использование которого, возможно для регуляции и гармонизации отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496с. 
  2. Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 440с.
  3. Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Автореф. …дис. канд. психол. наук,  Санкт-Петербург, 2003. – 23с.
  4. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.
  5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.И. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: МГУ, 1997
  6. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368.
  7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996
  8. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 364с.
  9. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2004. – 264с.
  10. Аненкова Э.Р. Формирование позитивных социальных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе. Дис. канд. психол. наук, Ставрополь, 2003. – 231 с.
  11. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 535 с.
  12. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде. // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.109-121 
  13. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 679с.
  14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М:, Воронеж, 1995. – 352с.
  16. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с
  17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.
  18. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989
  19. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136с.
  20. Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987
  21. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 1997. - №6. – С.73-83
  22. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.
  23. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991 - 368с
  24. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дис. канд. психол наук, Ростов н/Д, 2000. – 160 с.
  25. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 320с.
  26. Духновский    С.В.    Психологическое    сопровождение    подростков    в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган, 2003. – 124с.
  27. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер.12. – июнь, 2009. – С.14-20.
  28. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: Монография – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010 – 209 с.
  29. Ермакова Е.Ю. Формирование альтруистических отношений у подростков школьников. Дис. канд. психол. наук, Москва, 1999. – 153 с.
  30. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – С.89-109
  31. Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С.138-141
  32. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. - №2. – С.7-15
  33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с.
  34. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – С.121-128.
  35. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.
  36. Короткина Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения. Дис. канд. психол. наук, СПб., 2002 – 161 с.
  37. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В.Розановой. М., 1982. 245 с.
  38. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.
  39. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-центр», 1998 – 224с.
  40. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,  – 1967
  41. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.
  42. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. – СПб., 2003
  43. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб., 2003.
  44. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
  45. Купрейченко А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-4. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.565-567.
  46. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.
  47. Леонтьев А.Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487с.
  48. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: «Медицина», 1986. – 209 с.  
  49. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444с.
  50. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.
  51. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 55с.
  52. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507с
  53. Овчарова Р.В. Технологии работы практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.
  54. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 846с.
  55. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.
  56. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
  57. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979.
  58. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1973. – 424с.
  59. Шкуратов, В.А. Историческая психология [Текст]  / В.А. Шкуратов. – Ростов на Дону. : Прогресс, 1994. - 287с.
  60. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Анкета обследования семьи 

 

1. С кем вы  проживаете совместно:

1.1. Мать,

1.2. Отец,

1.3. Брат, сестра,

1.4. Бабушка,

1.5. Дедушка,

1.6. Другие родственники ______________________________

 

2. Ваши жилищные условия:

2.1. Отдельная квартира,

2.2. Проживаю с родителями,

2.3. Собственный дом,

2.4. Комната в общежитии, 

2.5. Снимаем жилье,

2.6. Другое ___________________________________________

 

3. Общий доход  семьи:

3.1. Низкий,

3.2. Средний,

3.3. Выше среднего,

3.4. Высокий,

3.5. Другое____________________________________________

 

4. Атмосфера  в семье:

4.1. Теплая, душевная,

4.2. В основном доброжелательная,

4.3. Бывает всякое,

4.4. Дискомфортная, 

4.5. Конфликтная, 

4.6. Ваш ответ _________________________________________

 

 5. Часты ли конфликты между родителями:

5.1. Очень часты,

5.2. Часты,

5.3. Иногда,

5.4. Редки, 

5.5. Практически не  бывает.

 

6. Каковы темы  конфликтов между родителями (можно отметить несколько ответов):

6.1. Бытовые обязанности,  ведение хозяйства,

6.2. Финансовые вопросы,

6.3. Взаимоотношения друг  с другом,

6.4. Вредные привычки,

6.5. Досуг,

6.6. Грубое поведение,

6.7. Интимные отношения

 

7. Кто осуществляет  контроль за Вашей учебой:

7.1. В основном мать,

7.2. В основном отец,

7.3. Оба родителя,

7.4. Бабушка или дедушка, 

7.5. Кто-либо другой ___________________________________

 

8. Наказания  в семье: 

8.1. Не применяются, 

8.2. «Оплеухи» и «подзатыльники», 

8.3. Окрик, ругань,

8.4. Профилактические беседы,

8.5. Лишение игр, лакомств,

8.6. Лишение общения,  холодность.

8.7. Другое ____________________________________________

 

 

 

БЛАГОДАРИМ  ЗА УЧАСТИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков