Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Задачи исследования:
1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.
2. Выявить личностные качества «реального» и «желаемого» родителя у подростков из полных и неполных семей.
3. Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.
4. На основании полученного эмпирического материала определить рекомендации для подростков и их родителей по гармонизации отношений друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастно-психологические особенности подростков 6
1.2. Подходы к формированию образа родителя у подростков 10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор определяющий образ «реального» и «желаемого» родителя 14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методика исследования 28
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по гармонизации межличностных отношений и формированию позитивного образа родителя 40
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Диплом_итог_30.05.2011.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)


ДИПЛОМ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья является важнейшим  фактором для формирования здоровой личности, достижения социальной зрелости. Полагаем, что важную роль в этом играет образ родителя, особенно в подростковом возрасте. Однако атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие подростка, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость. Проблему влияния семейных отношений на личность ребенка и образ родителя, разрабатывали Р.В.Овчарова, Л.Б.Шнейдер, Г.Г.Филлипова, И.В.Добряков, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.

Таким образом, актуальным является изучение представлений подростков о «реальном» и «желаемом», родителе, обусловленные характером их отношений друг с другом. Следовательно, образ родителя  (отца и матери) будет определять характер и качество отношений в семье .

Межличностные отношения  часто выступают как конфронтация между людьми, приобретают конфликтный  характер. Особенно ярко это проявляется  в кризисных периодах семейной жизни. Важным моментом является рассмотрение переживания своего рода «предконфликтного» состояния межличностных отношений – их напряженности.  Помочь развитию напряженных отношений в благоприятном направлении, преодолеть кризисное состояние семейной системы, найти оптимальные методы в психокоррекционной и консультативной практике может ранняя диагностика  и описание переживаний напряженности в межличностных отношениях в семье, а также  выявление личностных качеств, позволяющих противостоять жизненным трудностям.

Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении  переживания  напряженности межличностных отношений в семье как своего рода «предконфликтного» состояния межличностных отношений. Это позволит в дальнейшем разработать профилактические мероприятия по преодолению напряженности межличностных отношений в семье, что подчеркивает практическую значимость данной работы.

Объект исследования – подростки (мальчики и девочки) в возрасте 15-16 лет, проживающие в полных и неполных семьях.

Предмет исследования – отношения подростков с родителями, как факторы (условия) обуславливающие образ «реального» (воспринимаемого) и «желаемого» родителя.  

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.

Задачи исследования:

1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.

2. Выявить личностные  качества «реального» и «желаемого»  родителя у подростков из полных  и неполных семей. 

3. Выявить взаимосвязь  образа «реального» и «желаемого»  родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью. 

4. На основании полученного эмпирического  материала определить рекомендации  для подростков и их родителей  по гармонизации отношений друг  с другом. 

Гипотезы исследования:

● представление о «реальном» и  «желаемом» родителе определяется отношениями, которые складываются с матерью и отцом;

● образ «реального»  и «желаемого» родителя (отца и  матери) будет различным у подростков из полных и неполных семей.

Методы исследования:

● Обзорно-аналитическое теоретическое исследование.

● Блок психодиагностических методик, включающий в себя: методику «Диагностика межличностных отношений» - модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири; методику «Профиль чувств в отношениях»; методику «Определение социально-психологической дистанции в отношениях»; «Анкета обследование семьи».

● В качестве методов  математической статистики использовали: анализ первичных статистик, с использованием критерия t-Стьюдента.

Теоретические основы исследования: при описании подросткового возраста использовали работы Л.С.Выготского, А.Е.Лико и др; при рассмотрении особенностей детско-родительских отношений и образа родителя, опирались на работы Р.В.Овчаровой, В.А.Шкуратова и др; при описании чувственного тона в отношениях, как фактора влияющего на образ родителя у подростков, использовали работы Л.В.Куликова; при рассмотрении дистанции в отношениях подростка с родителем как условия влияющее на их образ, опирались на работы А.Л.Журавлева, А.Б.Купрейченко. С.В.Духновского и др. 

Практическая значимость работы заключается в определении рекомендаций по гармонизации отношений подростков и родителей друг с другом. 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ

1.1. Возрастно-психологические  особенности подростков

 

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход  от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора  на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками1.

Главные мотивационные  линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового  возраста у ребенка появляется и  усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Самый легкий способ достичь  цели «быть как взрослый» состоит  в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется  в ходе общения с окружающими  людьми.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Старшему подростку не сидится  дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности.

Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

Подросток во всех отношениях обуреваем  жаждой  «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т.е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – сухим мудрствованием [48].

Подростки исключительно «эгоистичны», считают себя «центром вселенной» и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации  – специфически – подростковая реакция. Она проявляется стремлением  высвободиться из–под опеки, контроля. Покровительства старших – родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку [48].

Проявление реакции  эмансипации весьма разнообразны. Она  может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.

Одна из крайних форм проявления такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью» [48].

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит  в том, что он уже не хочет, что  бы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.

Повышенное внимание подростка к своей внешности  связанно с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

У подростков наблюдается  стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [48].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что подростковый возраст является критическим в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии эти отношения перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка, причём значительно возрастает здесь активная роль самого подростка.

1.2. Подходы  к формированию образа родителя  у подростков

Информация о работе Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков