Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Задачи исследования:
1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.
2. Выявить личностные качества «реального» и «желаемого» родителя у подростков из полных и неполных семей.
3. Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.
4. На основании полученного эмпирического материала определить рекомендации для подростков и их родителей по гармонизации отношений друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастно-психологические особенности подростков 6
1.2. Подходы к формированию образа родителя у подростков 10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор определяющий образ «реального» и «желаемого» родителя 14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методика исследования 28
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по гармонизации межличностных отношений и формированию позитивного образа родителя 40
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Диплом_итог_30.05.2011.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

В полных семьях на основании  соотношения оценок образов «реального (воспринимаемого)» и «желаемого»  отца есть тенденция видеть его более  сильным, активным, уверенным по сравнению  с матерью, тогда как мать они хотят видеть более «домашней».

Полагаем, что представления  подростков об образе «реального (воспринимаемого)»  и «желаемого» родителя влияют на характер отношений с ним. Об этом говорят данные полученные по методике «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО), которые представлены в таблице ниже. 

Таблица 2

Средние значения полученные по методике «Профиль чувств в отношениях» «ПЧО» подростками  из полных и не полных семей

 

 

 

 

 

Шкалы методики «ПЧО»

Средние значения

Полные семьи 

Неполные семьи 

Мать

Отец 

Мать 

Р

Ж

Р

Ж

Р

Ж

1.

Гедонистические чувства 

43,1

47,2

42,2

48,3

46,4

47,1

2.

Астенические чувства 

24,5

15,1

25,0

12,5

23,2

13,3

3.

Меланхолические чувства 

18,2

11,0

19,3

13,4

17,1

12,5

4.

Сближающие чувства 

44,2

49,3

41,9

48,0

45,7

49,0

5.

Удаляющие чувства 

15,7

9,0

14,9

11,1

10,0

9,3


Примечание: Р – оценки «реального» родителя, Ж – оценки «желаемого» (идеального) родителя

 

Несмотря на существенные различия в представлениях о «реальном» и «желаемом» родителе у подростков, данные полученные по методике ПЧО  говорят о благоприятном чувственном тоне в отношениях подростков со своими родителями.

Тем не менее, в показателях  чувственного тона в «реальных» и  «желаемых» отношениях подростков к  отцам и матерям есть также  различия.

В таблице 2 видно, что  показатели по шкале «гедонистические чувства» в обеих обследованных группах подростков имеют при оценке «желаемых» отношений с родителями выше, чем при оценке «реальных (воспринимаемых)». Причем у подростков из полных семей эти показатели достоверно выше (на основании использования критерия t-Стьюдента) на уровне р≤0,05, тогда как у подростков из не полных семей мы можем констатировать различия на уровне тенденции.

Похожая картина имеет  место и по показателю «сближающие» чувства, который также достоверно выше (на основании данных полученных с использованием критерия t-Стьюдента), при оценке «желаемых» отношений по сравнению с «реальными», но уже в обеих обследованных группах подростков. Уровень достоверности р≤0,05.

Таким образом, можно  заключить, что подростки в «желаемых» отношениях с родителями хотят больше видеть «гедонистических» (приятных чувств, удовольствия, удовлетворения) и «сближающих» чувств (единство или общность, дружелюбие, добросердечие, уверенность в собственной правоте, собственную достаточную значимость, гордость за себя, признательность, уважение, любовь). 

На рисунке ниже будет  представлен профиль чувственного тона в отношениях двух подростка с разным образом представления о «реальном (воспринимаемом)» родителе.

Рис.1. Профиль чувств в отношениях подростка с разным представлением о «реальном» и «желаемом» родителе

Примечание: G – гедонистические чувства, B – астенические чувства, M – меланхолические чувства, S – сближающие чувства, U – удаляющие чувства

 

На рисунке 1 представлен  профиль подростка М, воспитывающегося в полной семье в возрасте 16 лет. Образ «реального» отца подросток оценивает как деспотичного. По шкалам методики «ДМО» показатели по шкалам «властный-лидирующий» тип подросток оценивает «реального» отца в 13 баллов, а желаемого в 6 баллов, а показатель по шкале «независимый-доминирующий» тип оценивается в 12 баллов.

В образе «реальной» матери по методике «ДМО» в оценках подростка  преобладают такие качества как  дружелюбие, сотрудничества (VII октант по методике ДМО), в сочетании с ответственностью и мягкосердечностью (VIII октант по методике ДМО).

Таким образом, отец в  глазах подростка предстает как  «командир», чьё мнение является главным  и критике не подвергается; он (отец) обладает чувством собственного превосходства (в нашем случае над семьей). Однако при сопоставлении данных по методике «ДМО» даваемых подростком при оценках образа «желаемого» родителя (в данном случае отца) по указанным выше шкалам «властный-лидирующий» и «независимый-доминирующий» имеет место снижение показателей – их диапазон находится от 6 до 7 баллов.

Этим на наш взгляд и объясняется представленный профиль. В силу того, что отец воспринимается подростком как «деспот», а мать как «мягкосердечная» в отношениях подростка с матерью по сравнению  с отцом преобладают «сближающие» и «гедонистические» чувства.

Представленные выше данные подтверждают тот факт, что  образ «реального» (воспринимаемого) и «желаемого» родителя может  определяться отношениями между  родителями и (детьми) подростками.    

Несмотря на имеющиеся  различия в полученных при помощи методики ПЧО данных и приведенного примера, можно заключить, что отношения как «реальные», так и «желаемые» у подростков с родителями благоприятные. Это заключение мы делаем на основании сравнения полученных нами данных нормативными [42].

С нашей точки зрения представления о «реальном» и «желаемом» родителе отражаются на межличностной дистанции, которую устанавливают подростки в отношениях с ними. Результаты, полученные по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» представлены в таблице ниже.

Таблица 3

Средние значения, полученные по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» подростками из полных и не полных семей

 

 

 

 

Шкалы методики «СПД»

Средние значения

Полные семьи 

Неполные семьи 

Мать 

Отец 

Мать

Р

Ж

Р

Ж

Р

Ж

1.

Когнитивная дистанция 

45,5

57,1

44,3

56,9

47,1

46,9

2.

Коммуникативная дистанция 

40,9

46,3

45,1

45,7

57,4

56,0

3.

Эмотивная дистанция 

50,4

45,2

45,5

47,1

53,4

57,2

4.

Поведенческая дистанция 

50,4

47,3

49,4

46,0

45,5

42,1

5.

Положительный – отрицательный образ самого себя

19,1

18,9

20,0

19,5

18,4

18,7


Примечание: Р – оценки «реального» родителя, Ж – оценки «желаемого» (идеального) родителя

 

На основании данных полученных по методике СПД можно  сделать общее заключение о том, что у обследованных подростков в отношениях с родителями имеет место благоприятная межличностная дистанция. Тем не менее, при сопоставлении показателей в континууме «реальная - желаемая дистанция» отношения подростков из полных или неполных семей с родителями различны.

Так у подростков из полных семей имеет место увеличение показателей по шкалам «когнитивная»  и «коммуникативная» дистанция  в желаемых отношениях, как с матерью, так и с отцами. Соответственно можно заключить что подростки  из полных семей хотят видеть больше взаимопонимания и доверия в отношениях и с матерью, и с отцом. Тогда как по шкалам «эмотивная» и «поведенческая» дистанция в желаемых отношениях с матерями отмечается снижение показателей, а с отцами – наоборот увеличение. Таким образом, можно предположить, что подростки в отношениях с матерями стараются увеличить эмотиивную и поведенчеснскую дистанцию, а в отношениях с отцами – наоборот сократить.

У подростков из неполных семей имеет место иная картина. По шкалам «когнитивная», «коммуникативная» и «поведенческая» дистанция в желаемых отношениях отмечается снижение показателей. А по шкале «эмотивная» дистанция – увеличение. На основании этого можно предположить, что подростки из неполных семей хотят сократить эмотивную дистанцию в отношениях с матерью. Хотят более близких эмоциональных отношений с ней, в сочетании со стремлением избавиться от гиперопеки обусловленной желанием матери быть постоянно рядом с ними, чрезмерной заботой о них.

На рисунке ниже будет  представлен профиль социально-психологической дистанции по методике «СПД» у подростка с разным представлением о «реальном (воспринимаемом)» и «желаемом» родителе.

 

Рис.2. Профиль социально-психологической дистанции в отношениях подростка с разным представлением о «реальном» и «желаемом» родителе 

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d - коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющие дистанции, Si – положительный-отрицательный образ себя

 

На рисунке представлена дистанция подростка Ю (возраст 16 лет) в отношениях отцом (возраст 51 год) и  матерью (49 лет). Результаты, полученные по методике «ДМО» по образу «желаемого»  и «реального» родителя у обследованного подростка говорят о следующем. При оценке образа «реальной» матери по методике «ДМО» у подростка имеет место доминирование показателей по шкале «ответственно-великодушный». Можно заключить, что мать старается установить «симбиотические» отношения с ребенком. Этим на наш взгляд и объясняются сниженные показатели по методике «СПД» у подростка. При оценке отца мы видим, что подросток стремится установить с ним более короткую дистанцию. Это, на наш взгляд объясняется результатами полученными по методике «ДМО».      

Тем не менее, на основании полученных эмпирических данных, правомерно сделать следующее заключение. Умеренная выраженность составляющих межличностной дистанции (когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной) предполагает близкие, гармоничные отношения друг с другом. Чрезмерная выраженность одной или нескольких составляющей межличностной дистанции, равно как и слабая выраженность может приводить к неудовлетворенности отношениями, будет говорить о неблагоприятной социально-психологической дистанции во взаимодействии родителей и детей друг с другом. Таким образом, разница в выраженности когнитивной, коммуникативной, эмотивной, а также поведенческой и деятельностной составляющих у взаимодействующих партнеров является важным условием, определяющим как степень близости-отдаленности между ними, так и характер отношений складывающихся между родителями и детьми.

Несмотря на отмеченные различия, социально-психологическая  дистанция у обследованных подростков в отношениях с родителями благоприятная. Об этом говорит перевод полученных сырых значений, представленных в таблице 3, в стандартные Т-баллы (значения находятся в диапазоне от 55 до 63 Т-баллов, что соответствует повышенному и высокому уровню выраженности качества). Соответственно в отношениях подростков к своим родителям присутствует доверие, взаимопонимание, благоприятный чувственный тон, а также у них не вызывает дискомфорта совместное времяпрепровождения.

Представленный и проанализированный выше эмпирический материал позволяет  сказать следующее.

Одним из факторов, влияющим на представление о «реальном» и  «желаемом» родителе в подростковой среде являются отношения, которые  складываются у подростка с родителем (отцом и матерью). Тем самым  можно заключить, что гипотеза, выдвинутая в исследовании имеет свое эмпирическое подтверждение.

2.3. Рекомендации  по гармонизации межличностных  отношений и формированию позитивного  образа родителя

В данном разделе будут  представлены рекомендации, которые, на наш взгляд будут способствовать улучшению отношений в системе «родитель-ребенок», формируя тем самым положительный образ родителя (отца и матери) со стороны ребенка и восприятие ребенка родителем.

Рекомендации включают следующие разделы: 1) ошибки в разговоре; 2) ошибки слушанья; 3) умение слушать  и слышать; 4) преодоление разногласий; 5) убеждение; 6) критика; 7) конфликты. 

  1. Ошибки в разговоре

●  «Читаем мысли» другого. Эта ошибка более типична, чем нам кажется. Например, человек  может ошибочно полагать, что его  считают глупым, злым, жадным и т.д. Он нередко может это высказать вслух: «Я вижу, ты считаешь меня глупым (злым, жадным и т.д.)».

Информация о работе Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков