Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Задачи исследования:
1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.
2. Выявить личностные качества «реального» и «желаемого» родителя у подростков из полных и неполных семей.
3. Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.
4. На основании полученного эмпирического материала определить рекомендации для подростков и их родителей по гармонизации отношений друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастно-психологические особенности подростков 6
1.2. Подходы к формированию образа родителя у подростков 10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор определяющий образ «реального» и «желаемого» родителя 14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методика исследования 28
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по гармонизации межличностных отношений и формированию позитивного образа родителя 40
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Диплом_итог_30.05.2011.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Считаем, что межличностные  отношения не всегда предполагают наличие  определенных шаблонов поведения. В  противном случае они будут лишены оригинальности. Шаблонность межличностных отношений возможна только в хорошо известных и знакомых для субъектов (партнеров) ситуациях. Однако жизнь, равно как и все человеческое существование – это порядок из хаоса, но тот порядок, который устанавливает либо сам субъект, либо универсальные законы человеческой жизни, а здесь шаблоны не работают! При шаблонном понимании межличностных отношений мы лишаем их уникальности и неповторимости.

В работах В.Н.Куницыной  также можно найти также следующее  определение межличностных отношений. Это «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [44, с.195]. 

Понимание отношений как взаимных ориентаций имеется в работах  Г.С. Абрамовой. Она понимает межличностные отношения как пространственно-временное образование, которое простирается, как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Содержанием межличностных отношений выступает ожидание людьми друг от друга взаимно известных форм активности. Межличностные отношения – это «реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды» [1, с.233].

И опять перед нами встает вопрос: - А как же быть с проявлением  творчества, новизны, естественности, спонтанности в отношениях? Или, как только отношения переходят на межличностный уровень, то они становятся стереотипными? Конечно, субъекты отношений стремятся (да и хотят) стабильности, определенности относительно друг друга; хотят бесконфликтных, ровных, спокойных отношений. На наш взгляд, отсутствие этого превращает отношения в привычку, они становятся скучными и однообразными. Не потому ли люди спорят и конфликтуют друг с другом по самым незначительным вопросам, чтобы хоть как-то разнообразить серость и обыденность своих отношений и жизни в целом. Люди, вступающие в контакт, создающие отношения – разные, имеют различные взгляды, ценности, привычки и т.п., что и обуславливает с одной стороны интерес друг к другу, а с другой – появление противоречий, споров и конфликтов, конструктивное разрешение которых приводит к познанию себя и своего партнера, и способствует переходу отношений на качественно иной – более глубокий уровень.     

Е.В. Андриенко (2000) определяет межличностные  отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, определяющуюся:

а) социальным статусом человека;

б) его позицией в системе формальных отношений;

в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности [9].

В психологической литературе встречается такое понятие, как близкие отношения, которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, John Welwood (1990) отмечал, что в близких отношениях доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную  работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [по 28].

В книге Я.Л.Коломинского «Психология взаимоотношений в  малых группах» встречается такое  понятие, как взаимоотношения. Под ними понимается «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» [35, с.33]. Соответственно, взаимоотношения правомерно рассматривать как синоним межличностных отношений, т.к. проблематично и даже невозможно представить межличностные отношения без взаимоотношений. Как пишет Я.Л.Коломинский,  взаимоотношения – «это обязательные прямые межличностные отношения» [35, с.32].  

Подводя итог сказанному, отметим, что в психологической  литературе встречаются довольно разнообразные  и, порой, в некотором смысле, противоречивые и неоднозначные представления о межличностных отношениях. Общим в этих определениях является наличие совместной деятельности, которая является ведущей, как для их организации (начала), так и для их развития, определяя, тем самым характер отношений между людьми, особенности их восприятия и понимания друг другом, межличностную коммуникацию.

Считаем, что межличностные  отношения (это вытекает из самого словосочетания) предполагают и представляют собой  отношения между личностями, индивидуальностями. Именно личностный компонент становится в них доминирующим. Только когда субъекты отношений начинают воспринимать и видеть друг в друге собственно личностностное начало, личность и уникальность независимо от социального положения и материального достатка, только тогда это будут в полной мере межличностные отношения. Таким образом, межличностные отношения предполагают так называемую диалогическую ориентацию субъектов относительно друг друга. Они предполагают определенную значимость людей друг для друга.

Благоприятные, удовлетворяющие  субъектов межличностные отношения  предполагают самоценный контакт и носят конструктивный характер. Субъекты отношений обладают определенной значимостью, ценностью друг друга. Отсюда, по-видимому, такая эмоциональная нагруженность межличностных отношений.      

Как пишут А.А.Кроник и  Е.А.Кроник значимость – «это свойство людей, вещей, идей, всего существующего в мире делать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т.е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» [39, с.30].       

Изучение отношений  и роли значимого другого для становления и развития человека можно найти в работах Ч.Кули и Дж.Мида. Так, развивая идею «зеркального Я» Ч.Кули писал, что подобно тому, как мы в видим зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер и т.п., и это определенным образом воздействует на нас. Джордж Мид ввел понятие «обобщенный другой», в образе которого кристаллизируются частные точки зрения других людей на данного человека; именно образ «обобщенного другого» определяет самосознание и поведение человека [28].

Т.Шибутани указывал, что значимые другие - это люди, отношения с которыми способствуют личностному развитию человека. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления Я-концепции человека, от них зависит укрепление такой персонификации [по 28]. 

В.М.Погольша (1998), анализируя термин значимый, говорит о глубине чувств, ассоциируя это со словами «близкий», «дорогой», «любимый». Критериями, индикаторами значимости, но не влиятельности человека  выделяют следующие:

1. Более близкие эмоциональные  отношения, присутствует «духовная»  связь, симпатия. Значим только  для меня.

2. Его влияние я  выбираю сам, добровольно стремлюсь  быть рядом. Двусторонний контакт   на основе свободы и взаимодоверия.  Оставляет право выбора.

3. Этот человек дорог  и любим, за него беспокоишься, ради него можно пожертвовать  всем.

4. Полное доверие, не нужно скрывать свои чувства, можно быть самим собой.

5. Его присутствие  необходимо, без него трудно. Важно  ощущать, что он рядом, и  важно то, что он вообще есть.

6. Дает ощущение собственной  полноценности, нужности, значимости.   

7. Он необязательно  самый влиятельный и может ничего не добиться в обществе, в карьере, но значим для меня. Им восхищаешься, общение с ним радует.

8. Его влияние является  поддержкой для меня, он умеет  выслушать, понять, простить, быть  верным.

9. Ему просто доверяешь,  его положительные оценки всегда хочется получать.

10. Благодаря ему, я  сам что-то меняю в своей  жизни, в себе.

11. Его влияние более  бессознательно [44].     

Отношения со значимыми  людьми предполагают не только реальное – объективное бытие людей  друг для друга, то есть их непосредственное взаимодействие, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность в отношениях.

В рамках дипломного исследования будем рассматривать межличностные отношения – это любые отношения между подростками (подростком) и родителями (родителем), разворачивающиеся в определенных социальных ситуациях межличностного взаимодействия. Полагаем, что дети и родители, с одной стороны, стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «что представляет собой другой человек», а с другой - каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера [27].

Одним из показателей  отношений детей с родителями является чувственный тон в отношениях между ними.

Как указывает Л.В.Куликов (2003), чувства – это важнейшая составляющая системы отношений личности к миру людей, к себе, к миру живой и неживой природы. В них отражена значимость явлений и объектов действительности, связанных с потребностями и мотивами личности. В них также в той или степени отражена возможность удовлетворения потребностей. Чувства и эмоции выполняют регулятивные и оценочные функции (принятие или непринятие людей, объектов, событий…) [42].

Сложность системы отношений  личности находит свое отражение в большом и противоречивом многообразии чувств. Слияние различных чувств образует чувственный тон отношения к любому значимому событию, человеку, группе, объекту. Чувственный тон - неотъемлемая часть всего внутреннего мира личности, и одновременно – составляющая образа реального и желаемого родителя.

Как отмечает Л.В.Куликов (2003), «раздел психологии, изучающий и описывающий чувства, в настоящее время не имеет достаточно развитого понятийного аппарата. Трудно найти термины, которые точно обозначали бы определяемые данной методикой чувства. Вероятно, наиболее близкими являются термины интеракционные, диспозиционные или релативные (релативный от англ. Relation – отношение) чувства» [42, с.53].

При рассмотрении чувственного тона, как фактора регулирующего  социально-психологическую дистанцию  в межличностных отношениях, в качестве основы будем использовать позицию Л.В.Куликова. Это обусловлено следующими моментами. Во-первых, она дает более подробное представление о чувствах, переживаемых субъектами в отношениях друг с другом. Во-вторых, эта позиция отвечает основной цели и задачам нашего исследования. В-третьих, созданный Л.В.Куликовым психодиагностический инструмент – методика «Профиль чувств в отношениях» [43], позволяет измерить выраженность тех или иных чувств в отношениях между взаимодействующими людьми.

Чувственный тон в  отношениях описывается следующими группами чувств: гедонистическими, меланхолическими, астеническими и интеракционными  чувствами. 

Гедонические  чувства – название является производным от греческого слова «hedone» – удовольствие, наслаждение. Это «приятные чувства» или «чувства удовольствия, удовлетворения».

Астенические  чувства – обозначение происходит от греческого astheneia (бессилие, слабость). Ими обозначают состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью. Чувства немощи, чувства смятения – слова русского языка, которые могли бы быть использованы для названия данной группы чувств.

Меланхолические чувства. Меланхолия - старинное название депрессии. Близкие по смыслу к меланхолическим чувствам названия: гнетущие чувства, дистимические чувства.

Интеракционные (диспозиционные) чувства регулируют межличностное взаимодействие, и делятся на два основных вида: сближающие и удаляющие. Эти чувства регулируют межличностную дистанцию: принятие другого человека и стремление сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятие и стремление удалиться от него [42]. Перечень интеракционных чувств представлен в таблице ниже.

Таблица 1

Интеракционные чувства личности

(Л.В. Куликов, 2004)

 

Сближающие  чувства 

Удаляющие чувства

Единство (общность) с  человеком (людьми)

Одиночество

Дружелюбие

Отвращение (или неприязнь)

Добросердечие

Злоба, злость

Уверенность в собственной  правоте

Вина (или раскаяние)

Собственная достаточная  значимость

Зависть

Гордость (за себя)

Стыд (или смущение)

Признательность (какому-либо человеку или людям)

Обида

Уважение (к какому-либо человеку или людям)

Презрение (к какому-либо человеку или людям)

Любовь

Ненависть (по отношению к этому человеку)


 

Подводя итог сказанному, отметим, что чувства, возникающие  в отношениях между подростком и родителем, являются индикатором их психологической близости, понимания, доверия, гармонии, что существенным образом накладывает «отпечаток» на дистанцию, которую устанавливают дети с родителями. Таким образом, считаем, что степень близости (понимания, доверия, совместного времяпрепровождения и т.п.) в отношениях подростка и родителя будет определяться образом реального (воспринимаемого) родителя в глазах подростка.

Информация о работе Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков